К теории субъективных времен. Выведение метода из теории

Природа субъективного времени была и остается интересной для психологов. Так,      Дэн Закай         и          Ричард А. Блок отмечают, что  "Timing is essential to the functioning of organisms. Perhaps because the time dimension plays such an important role in human life, the psychology of time was an important topic of early psychological research and theorizing". Dan Zakay and Richard A. Block, Temporal Cognition. Current Directions in Psychological Science. Vol. 6, No. 1 (Feb., 1997), pp. 12-16

 Чрезвычайно важно утверждение P. A. HANCOCK: "Time is the punishment for consciousness. Therefore, the understanding of the nature of time should lie at the very heart of all science. This is especially true for a science of psychology because nontemporal behavior simply does not exist (Block, 1990)".  Hancock, P.A. (2011). On the left hand of time. American Journal of Psychology, 124(2), 177-188

Simon Grondin, Université Laval отмечает наличие несчетного числа теоретических объяснений тайминга и восприятия времени. Это означает, что штурм научного объяснения проблемы перешел в состояние осады. Одной из причин такого промежуточного результата является сама формулировка проблемы как "восприятие времени", по умолчанию объективного, условного, конвенциального общего времени. Предлагаемые “теоретические” объяснения часто не поднимаются до понятийного уровня и остаются лишь указаниями на направления к психологическим теориям. Grondin, S. (2010). Timing and time perception: A review of recent behavioral and neuroscience findings and theoretical directions. Attention, Perception &Psychophysics, 72, 561-582.

Следуя методологии школы С.Л.Рубинштейна и применяя ее к конкретному исследованию субъективного времени, Лаборатория Темпометрии предлагает выход на понятийный уровень объяснения. По видимому, не обойтись без аксиом темпометрии, которые  отражают интуитивные свойства, соответстующие очевидным свойствам их психическим прообразам. Первыми аксиомами, по видимому, напрашиваются определения мгновения субъективного времени, момента субъективного времени, длительности как "расстояния" между моментами. Развивая аксиомы, можно достичь ясности в основных понятиях и положениях, необходимых для понимания человеческой темпометрии.

В курсе физики для описания движения используется известное отношение S/t, где S   геометрическое значение (величина изменения в пространстве) и t – время. Диалектический метод С.Л.Рубинштейна применительно к этому отношению может быть реализован следующим образом. С одной стороны – возможно обобщение геометрического значения до значений личных и социальных. S - имеет социальное значение, объективное, в объективных единицах (действительно, метры – объективные единицы). Личное значение, как и личная оценка величины изменения в пространстве может совпадать и не совпадать с объективными данными. Субъективные значения S и t   могут отличаться от объективных значений. С другой стороны возможен диалектический разворот - возможно развитие до противоположности отношений в приведенном общеизвестном отношении S/t. Такой разворот приводит к отношению t/S. Если вместо S подставлять объективное время, а вместо t - субъективное, то можно выразить ускорение или замедление математической записью через их отношения. Ничего необычного в таком развороте нет, повсеместно в лабораториях в качестве S используется математическое значение движения стрелки часов.

Ускорение субъективного времени как понятие. Его можно определить в объективных единицах, если делать замеры через единицу объективного времени. Важно определиться с тем, на какие по счету интервалы в их продуцировании (отмеривании) будут производиться замеры. Срезы могут быть любые, промежуток времени в 1 секунду как в физике, или произвольные как одна длительность (промежуток) между отмеривании, два промежутка, три и так далее, 1 минута, час, день, год. Объективно, ускорение субъективного временного потока есть величина изменения длительностей (разница двух соседних продуцируемых длительностей), отнесенная к промежутку в 1 секунду. Если между N и N+5 прошло 2 секунды, то объективное ускорение субъективного времени равно разнице длительностей в N и Т+5 отмериваниях, поделенной на 2 (секунды). Субъективное, или собственное ускорение субъективного времени в системе человека в его отношениях с миром есть отношение разницы двух соседних (или произвольно выделенных человеком длительностей) к любой субъективно выбранной длительности. Если человек говорит, как быстро пролетел год его жизни, то он соотнес свое восприятие года к объективному году и оценил лишь свое восприятие объективного времени.

Большую часть жизни человек живет, держась за объективное время как за движущиеся перила бегущей дорожки жизни. Использует объективное время, пользуется часами как протезами, без которых трудно ориентироваться в своих временных отношениях с миром. Держится за страховочную веревку объективного времени в темноте будущего. Результаты обращения к объективному времени могут быть разными. В одних случаях это спасение, в других это проклятие объективного времени.

Space & Geometry, Time & Tempometry. Proper equilateral triangle & Proper equilateral triduration. Правильный равносторонний треугольник и правильный равнодлительный трехинтервальник.

На простой вопрос о количестве углов треугольника может быть несколько ответов, которые будут верны, если отвлечься от принятых условностей, навязанных названием этой геометрической фигуры. Само название треугольника  вводит в заблуждение. Между тем, количество углов треугольника может быть от 0 до 60 и даже больше. Развивая аналогию возможных ответов на вопрос о количестве углов треугольника вполне можно прийти к пониманию того, что человек имеет не одно субъективное время, текущее параллельно объективному времени. Таких субъективных времен может быть несколько и все они параллельны объективному времени – просто человек пользуется объективным временем и налагает на него свои субъективные устремления в будущее. В помощь такому пониманию может быть привлечена другая аналогия о различии между евклидовой и неевклидовой геометрией Лобачевского. Различие между восприятием объективного времени и набором «параллельных» субъективных устремленностей в будущее. Исходящие из настоящего мгновения лучи в будущее остаются «параллельными» объективному времени. Еще одна аналогия содержится в названиях отраслей человеческого познания: геометрия и темпометрия. Как геометрия различается на евклидовую и неевклидовую, так и темпометрия различается на евклидову (восприятие объективного времени) и на неевклидовую.

Предлагается идеальный эксперимент. Провести сравнение правильного треугольника и правильного трехинтервальника? Чтобы начертить равносторонний треугольник, необходимо иметь плоскость, шар или цилиндр, на котором будет выполнено проведение трех равных отрезков. Для построения правильного треугольника нужно иметь хотя бы образ на уровне образного мышления. Иметь предварительно. И наметить образно же углы под 60 градусов. А что происходит при отмеривании трех равных длительностей, при построении временного треинтервальника из трех равных длительностей? Предшествует ли выполнению такого задания образ такого временного треугольника из трех равных интервалов? Появляется ли «картинка» на уровне образного мышления?  Поскольку чистого пустого времени, согласно закону С.Л. Рубинштейна, не существует, то придется чем либо заполнять вытягиваемые равные интервалы. Хотя бы звуками, например звуком какой либо буквы алфавита. При вытягивании трех равных длительностей вместо плоскости, шара или цилиндра могут быть выполнены различные замещающие движения на разных уровнях психического отражения: можно три раза озвучить какой либо звук или набор звуков, можно при этом отмерить три равных отрезка карандашом, можно три раза озвучить какую либо фразу, можно молча три раза посчитать от 0 до 5, можно равнодлительно, через равные интервалы, наносить удары по доске (японский метод) и другие. В этих случаях -  на что ориентируется человек при отмеривании, сопровождая каждый равный интервал каким либо звуком? На голосовые мышцы и при отмеривание длительности ориентация сводится к наблюдению своих мышечных ощущений при воспроизведении звука. Получается, что отмериваются три одинаковых мышечных ощущения? При сопровождении образом - сохраняется ли три раза образ вытягиваемого интервала? Накладывается ли первый отмеренный временной интервал на последующие или, наоборот, каждый последующий накладывается на предыдущий, или на первый отмеренный интервал? Список открытых вопросов, конечно, здесь не полный.

Правильный трехинтервальник вытянуть невозможно – если его рассматривать при отображении на объективное время или отображать в эвклидовой геометрии. Каждый может проверить это утверждение опытным путем на http://tempometry.ru/cntnt/rus/right-column-rus/seriya_tes_rus/otkritie-testi-rus/tempometri1.html . Вместе с тем, этот же трехинтервальник является правильным для субъекта, который искренне выполнял отмеривание трех равных длительностей. Отсюда следует, что субъективный мир человека неевклидов. Парадокс разрешился. К чему приведет дальнейшее развитие аналогии? Если еще на сфере и цилиндре можно построить равносторонний треугольник, то вытянуть на временной "сфере"* , точнее на временном векторе равный трехинтервальник невозможно. Далее следует, что в отличии от фигур постоянной кривизны (плоскость, шар, цилиндр) психический мир имеет непостоянную временную кривизну. Если в геометрии принято употреблять термин радиус кривизны, то в темпометрии необходим термин вектор кривизны T (tension- напряженность, натяжение) для субъективного времени. Вектор искривляется под своим напряжением. Как заворачивает по вектору кривизны - как в анектоде про тест Роршара, в котором участвует моряк после трех месяцев плавания. Как следствие: по мере исчерпания времени в дедлайне субъективно равноотмерямемые интервалы в объективных единицах измерения времени будут короче.

Если кривизна не постоянная, то субъективное время либо скручивается, либо раскручивается. Либо замедляется, либо ускоряется, если его рассматривать в объективных временных единицах объективного времени. Кроме этих двух либо, возможна смена с одного на другое развитие, что выводит на колебательные процессы в субъективных временах.

Если кривизна не постоянная, то она либо уменьшается, либо увеличивается, то есть ей можно приписать знаки "-" и "+". И далее, возможно продуктивно связать с отрицательным и положительным знаками человеческих эмоций.

Нееклидовость субъективности  для обнаружения и выражения в мире вынуждена трансформироваться в вынужденную (вымученную в обучении) объективность: писать по линейке и использовать часы точного времени. Писать по линейке в тетрадях с прописью учат в начальной школе, еще раньше приучают использовать конвенциональные средства выражения временных отношений человека с миром.

* "сфера" - пространственное понятие. Здесь приходится, за неимением в психологическом лексиконе адекватного временного понятия, использовать геометрические понятия. Самое широкое временное понятие существует и оно называется "тензор". С.Л.Рубинштейн использовал понятие вектора. Другие дополнительные временные понятия для формы субъективного времени могли бы называться как то иначе.  Если выражаться в широко употребляемой терминологии «временной перспективы», то это не что иное, как напряженность временной перспективы. Можно использовать понятие напряженности  временной струны, натянутой из настоящего момента в будущее, о величине стресса, величине натяжения временной перспективы (strain, tension, tenseness).


Выпадение из объективного времени. Нахождение человека в одном из временных отношений с миром есть нахождение в одном из своих субъективных времен – первичный факт. Счастливое состояние быть отключенным состоянием от директивного объективного времени. Выпадая из объективного времени, человек остается в субъективном временном отношении с миром. Выпадение из времени – тривиальное явление, и вовсе не  феноменальный случай. Выпадение из времени и пребывание вне времени – одно из состояний психики. Как часто человек выпадает из объективного времени, обнаруживает это и вновь обращается к объективному? Так часто, как он смотрит на часы. Или обращается к другим объективным источникам того, что он привык называть временем и обозначать как время.

  

Известно, что субъективно время может лететь и может медленно тянуться вплоть до остановки.

 Marc Wittmann  в презентации “Wie wir ticken. Zeit, Gefühl und Kognition” отмечает это как парадокс:

Эти факты после реализации диалектического метода вписываются в теоретически выводимые на понятийном уровне результаты. Из отношения t/S один и тот же интервал воспринимаемого времени может быть как очень коротким, так и очень длинным. Для определения диапазона всех возможностей в их пределах достаточно подстановки в знаменатель отношения t/S  в одном случае бесконечности или нуля в другом случае. И будут получены – на понятийном уровне, теоретические результаты, которым находятся многочисленные подтверждения в опыте. Один и тот же интервал в отношении бесконечно сильного значения в знаменателе отношения t/S чего либо для человека кажется очень коротким, иногда кажется мгновением. Этот же интервал в отношении чего либо малозначимого для человека кажется ему тянущимся очень медленно и очень длинным интервалом. Не все так однозначно, как только что отмечено: так, в ситуациях сильного желания избежать чего либо время воспринимается в замедленном темпе. Эмоциональная детерминация оценки времени проявляется по разному. Полярность эмоции (+  положительная, или, отрицательная), cопровождает или определяет разное, до противоположностей ускорения-замедления,  восприятие времени.

Полярность эмоции и величина эмоции может быть теоретически выведена из подстановки более широкого диапазона, чем между нулем и бесконечностью. При подстановке минус бесконечность  - ∞ и плюс бесконечность +∞ эмоция получает знак полярности. Величину получает вне зависимости от того, из какой бесконечности приближается к нулю. В качестве примера, человеку может казаться, что он бесконечно счастлив или он также бесконечно несчастлив.  Счастливые часов не наблюдают, а больному кажется, что скорая едет очень медленно.

Возможна и амбивалентность, когда в сознании две эмоции разного знака, например когда “и хочется и колется”.

Изложенное здесь теоретическое предсказание для восприятия временных интервалов выводится из известного отношения для описания движения. Камень в теоретический фундамент положен. Привычное обиходное слово для описания отношения t/S  - «быстрота» времени может быть возвышено до теоретического термина быстроты субъективного времени. Быстрота (rapidity, quickness).

 

Расширение ракурса. Успешное взаимопонимание людей невозможно без использования объективного времени. Отсюда и формулировка вопросов в психологии к субъективному времени как «восприятие времени». Вместе с тем, возможно расширение формулировки от  восприятия времени до «временных отношений человека с миром». Вместо парадигмы "Восриятие времени" - активное перемещение себя в будущее во времени и восприятие этого перемещения. Активность/пассивность восприятия расширяется до активности/пассивности взаимных отношений с Миром (с большой буквы, как употреблял это слово С.Л.Рубинштейн в своем заключительном научном произведении "Человек и Мир"). Конечно, временные отношения  человека с миром лишь одна из сторон предметно-временных отношений и лишь аспект этих отношений. В одном крайнем  предельном случае это созерцание стрелок часов ради созерцания, в котором субъективное время синхронизируется (сливается и течет параллельно)  с объективным временем.  В другом крайнем предельном случае - это переживание своего субъективного времени  без каких либо сигналов извне и своих висцеральных от тела. Между ними множество переходных состояний субъективного времени, которое можно определить как набегающую форму и убегающую через настоящее мгновение основу жизни.

Условием существования живого является цикличность биологических функций организма человека и временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма с окружающей средой. Ритмическая организация человека играет ключевую роль во всех областях человеческой жизни. Эти биологические ритмы могут и оказывают влияние на его субъективные времена, а десинхроз является темой хронобиологии и хрономедицины.

От Tempomety Lab предлагается еще одна концептуальная модель субъективных времен единичного человека, позволяющая упорядочить многочисленные факты в этой теме. Она основана на факте множества потребностей у единичного человека, определяющих все богатство его отношений с миром. Субъективное время есть совокупность напряженных векторов, связанных с потребностно-мотивационной сферой субъекта. Каждое отдельное субъективное время имеет свое начало, дление и завершение. Субъективное время конечное и исчезает вместе с удовлетворением потребности ее предметом. Циклические потребности возрождают каждый раз новое субъективное время, так голод каждый раз воссоздает новое субъективное время. Кажущаяся простота и элементарность этого факта в основе теоретических построений приводит к множеству субъективных времен. Другим основополагающим фактом является активность человека и процессы сравнения в настоящем моменте будущего с настоящим, желаемого с достигнутым. Это сравнения, прежде всего, межвременные. Это сравнения движений предмета потребности относительно потребности. Использование матричного представления для формализации возможных отношений Rememering the Future and Present открывает выход к теоретически просчитанным числовым данным. В модели можно задавать числовые значения для проверки через задание их в лабораторных условиях. Модель может быть расширена на другие возможные сравнения человеком Remembering the Past, Present and Future.

В темпометрии развивается радикальное понятие С.Л.Рубинштейна о времени как векторе – направленные субъективные времена. Конкретные субъективные времена вместо (абстрактного, общего, компромиссного, конвенциального) физического времени и субъективного времени как лишь воспринимаемого физического времени.

Коллинеарность. Существенный признак субъективных времен - их коллинеарность. Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если изображающие их направленные отрезки параллельны некоторой прямой. Такой прямой является объективное время t . На рисунке ниже, на образном уровне объяснения, вектора разведены, что является условностью. 

Каждая потребность имеет предметное и временное измерение.

 Одно среди других субъективных времен - лабораторное время. В случае оплаты участия в лабораторных экспериментах оговаривается сумма и время, которое принимается испытуемым. Например, 10 долларов за 45 мин.- 1 час:

в этом примере h0 = $10 и k0 = 45 мин. - 1 час. Каждое текущее мгновение имеет координаты h and k, которые легко выражаются цифрами в промежутке от 0 до 1.

В  предлагаемой модели акцентируется внимание на изменяемую временную составляющую при условном искусственном (для простоты изложения ) допущении о  неизменяемой предметной составляющей после того, как произошло опредмечивание потребности и началось движение. Движение, заканчивающееся встречей предмета потребности и потребности, заканчивающееся получением предмета потребности. В приведенном примере лабораторного времени предметная составляющая остается неизменной - 40 долларов, в других случаях предметная составляющая может меняться по ходу объективного и субъективного времен.

Общим местом в психологии субъективных времен являются феномены ускорения и замедления течений воспринимаемого времени. Из феноменологии восприятия времени известно, что время может "лететь" и "растягиваться", замедляться и ускоряться. Открываются возможности для простого теоретического выведения возможных ускорений и замедлений времени посредством численного моделирования.  Для создания модели будут использованы мысленные эксперименты. Будут привлечены вспомогательные понятия в дополнение к самым простым и общим.

Самое общее понятие - это понятие движения как любого изменения. Движение как любое изменение, которое может быть представлено в цифровых моделях. Будут использованы понятия равномерного и равноускоренного движений. Замедление - то же ускорение, но с отрицательным знаком. Будут рассмотрены простые числовые примеры равноускоренных движений, и затем, оттолкнувшись от них, будет сделан переход к субъективному времени как продуцируемому движению. Это движение также будет представлено в цифрам, но эти цифры будут уже реальными, из замеров в опытах. Если читатель может сам себе выбрать в себе одну из своих потребностей и наблюдать, то психолог должен из своей модели предсказать поведение и подкрепить это выводами из достоверных измерений в эксперименте. Измерения должны удовлетворять требованиям системной погрешности, повторяемости, сходимости результатов. 

Первые среди простых и общих понятий - изменение, различие, различение (дифференциация). На них следует остановиться подробнее. Изменение, как таковое, интересно применительно как к воспринимаемой, так и к продуцируемой длительности, к субъективному времени. Если человеком отмеряются, продуцируются две длительности, то уже есть возможность их сравнения. Возможно ли, чтобы две длительности продуцировались человеком одновременно? Возможно, если вслед за С.Л.Рубинштейном приписать длительностям такое свойство, как направление. Выбираем случай, когда две длительности продуцируются одна за другой по одному направлению. Сначала одна длительность, затем вторая. Человек отмеряет один интервал, затем второй. Далее, теоретический случай одинаковости этих двух длительностей и их равности, или другими словами, несостоявшейся дифференциации двух соседних длительностей. Это случай  - идеальный pacemaker в Internal Clock. Если дифференциация состоялась, то ее результатами может быть как установление равности, так и установление разницы двух соседних интервалов времени. Человек субъективно может делать как то, так и другое, то есть отличает равность от неравности, одинаковость двух длительностей от различия двух длительностей. Более интересны теоретические случаи, когда субъективно равные две длительности были бы объективно разными, что бы подтверждалось измеряемыми физическими объективными данными. Важно, чтобы эти данные могли быть повторно замерены в любой лаборатории. Tempometry Lab выбрала своим предметом именно эти теоретические вариации для последующих экспериментальных проверок. Вариант, в котором при продуцировании двух длительностей вторая отличается от первой допускает новые теоретические расширения. Как может изменяться длительность? Либо скачком на всю длительность, либо с равномерным изменением продуцируемой длительности, либо с неравномерным изменением длительности по ходу отмеривания. Все эти теоретические варианты могут иметь место в психической деятельности отмеривания. Пространственная аналогия: если попробовать ускорить автомобиль - ускориться скачком не возможно, возможно ускориться равномерно и возможно ускориться неравномерно. Для описания движения в пространстве используются математические понятия первой и второй производной по времени. Для описания восприятия времени при отмеривании временых интервалов можно также привлечь понятия частных производных, заменив их конечными разностями. Применение таких, достаточно грубых, методов интерполяции при обработке экспериментальных данных может быть полезным. Как показано здесь >>>>>> , в субъективном времени при отмеривании любых равных интервалов имеет место неравномерное изменение длительностей соседних отмериваемых интервалов. 

Движение с постоянным ускорением – это довольно редкий и вместе с тем самый обычный случай в природе. Как пример, движение в поле тяготения Земли с ускорением g = 9,81 м/сек2. Движений с переменным ускорением много больше. Нажимаете на педаль газа, и получаете неравномерное ускорение автомобиля. Субъективное время, выплеснутое в ощущения замедления и ускорения времени, также неравномерное. Это время доступно измерению. Измерения возможны лишь дискретные, в отдельные моменты объективного времени, то есть с разбивкой на моменты замеров. Результаты будут получены после замеров на концах интервалов времени, от начала интервала до окончания интервала. То есть, результаты будут усредненные, и что происходит внутри интервала - остается неизвестным. Ясно лишь, что движение неравноускоренное.

Пример равноускоренного движения в числовом выражении выглядит так:  0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100. Для этого абстрактного движения эта запись задает и узлы сетки в точках 0, 10, 20,....100. Применение метода конечных разностей приводит к тому,  все первые разности равны минус 10, и что уже все вторые разности равны нулю. Для неравноускоренного движения вторые, третьи и последующие конечные разности уже не будут равны нулю. Если попросить человека последовательно отмеривать любые равные временные интервалы, то можно получить уже реальное движение. Оно не будет равномерным и не будет равноускоренным. Пример неравномерного движения: 0, 10, 12, 8, 15, 2, и так далее. За цифрами могут быть скрытые любые процессы. Если даже природа этих процессов остается скрытой, сами процессы будут представлены (отражены) в цифрах.

Пример из реальных замеров по методу отмеривания любых равных интервалов. Отмерено 100 произвольных субъективно равных интервалов и вычислены три первые конечные разности между интервалами.

На темпограмме ниже представлена вырезка из графика 99, 98, 97 конечных разностей для неравномерного движеиия (подробнее здесь >>>>>>) 

 

Для описания механического движения используются производные по объективному времени. Поскольку предметом здесь является само время, то в темпометрии предлается использовать производные по последовательным номерам отмериваемых длительностей. Что соответствует отмериваемому числовому ряду, поскольку этот числовой ряд - ряд субъективно равных продуцируемых интервалов.

О полезности идеализации. Как примеры идеальных объектов в теоретическом познании мира - абсолютно черное тело, невесомая бесконечно тонкая абсолютно нерастяжимая нить, материальная точка,  абсолютное время И.Ньютона, абсолютный нуль температуры Кельвина. Теоретическая психология, как теоретическая наука, нуждается в абсолютах, то есть в идеализированных теоретических объектах.  В арсенале теоретической психологии есть понятия идеального сознания и идеального субъективного времени. Отличие таких идеализированных объектов состоит в наделении их признаками, которых нет ни у одного реального процесса психологии, но которые обнаруживаются в реальной психике и сознании человека далеко не в идеальной форме. Если обратиться к обширной накопленной практике в изучении субъективных времен, на эмпирическом уровне познания, то в многочисленных работах разных авторов обнаруживается ускорение, замедление и другие отклонения от равномерного движения идеального субъективного времени. В идеальном сознании субъективное время также идеально, то есть ничем не обусловлено и ничем не ограничено, в частности, может течь сколь угодно равномерно и с какой угодно постоянными скоростями и частотами для используемого психологами теоретического pacemaker. Как и все идеальные объекты теоретической науки, понятие идеального субъективного времени служит эталоном для оценки реальных, эмпирических течений субъективных времен. Деформации субъективного времени являются предметом темпометрии. При этом эталон является целью для различных экспериментов. Недостижимой. Будучи целью, эталон неминуемо искажается в реальности. Эти деформации и искажения являлись, и будут являться предметом экспериментальной психологии субъективных времен. Для таких искажений от идеального будут выведены по меньшей мере 16 областей, в которых предопределены возможные, "траектории" для субъективных времен. Возможные вариации для субъективных времен выведены в матричное представление. Таким образом предлагается непротиворечивое разрешение отмеченных С.Л.Рубинштейном "... трудностей, связанных с текучей диалектикой временных определений". (Используемый термин "траектории" закавычен не случайно, ибо это вынужденное употребление пространственного понятия для вариаций идеального времени из за отсутствия в психологическом словаре аналогичного понятия для временой составляющей движения из настоящего момента в будущий).

Общая текущая диалектика временных определений. Темпометрия, как психическая активность человека особого рода по переживанию, ощущению и определению себя во временных отношениях к миру, играет важную роль, обслуживая процессы удовлетворения потребностей. При этом, хотя и не является самостоятельной активностью, равнозначна с предметной содержательной стороной активности субъекта. Она вплетена в психические процессы жизни человека и его отношений с миром.

Деформации времен - весьма условный термин, это самые настоящие формы субъективных времен. Формы выглядят как деформации на фоне идеала – абсолютно точного времени. Проникновение в содержание через форму проходит через сравнение, анализом через синтез. Содержание – все те выявленные существенные свойства и закономерности в "соотношениях временных величин" (С.Л.Рубинштейн).

Что происходит при отсутствии сильных детерминант поведения - признаков и необходимых качеств здорового нормального человека? Как ведет себя субъективное время? Какова текучая диалектика временных определений? Известны наблюдения японских исследователей, обнаруживших 1/f флуктуации при продуцировании 5 секундных интервалов. Musha T., Katsarai Kumiko, Teramachi Y. 1985.  Другие японские авторы  наводили искусственно эти флуктуации в условиях лаборатории. Европейские исследователи Didier Delignières, Loïc Lemoine & Kjerstin Torre, "Time Intervals Production in Tapping and Oscillatory Motion" (2004) подробно раскрывают эти феномены. По видимому, в продуцировании временных отрезков отражаются известные флуктуации: изменения скоростей химических и биохимических реакций человеческого организма, известные вариации разности потенциалов на нейромембранах, флуктуации возбудимости в перехватах Ранвье нервного волокна, колебания активности одиночных нейронов и альфа-волн головного мозга. Безусловно интересные нейрологические факты для психологического объяснения поведения зажатого в лабораторные тиски живого человека. Отсечение в исследовательских целях потребностей человека при выполнении таппинга – заданий отмеривать интервалы, полагание, что участник эксперимента перестает быть носителем своих потребностей, оборачивается казалось бы необъяснимым результатами. Для объяснения феноменов привлекаются понятия аттракторов (R. Todd Ogden and Geoffrey L. Collier, 1999 "ON DETECTING AND MODELING DETERMINISTIC DRIFT IN LONG RUN SEQUENCES OF TAPPING DATA"), , фракталов, иных замещающих суть названий – безусловно справедливых в первом приближении к сути явления, но опять таки для строго оговоренных лабораторных условий. Это влечет за собой необходимость оговорки “при прочих равных условиях”, что сужает области выявленных закономерностей.

Еще одно вспомогательное понятие. Это понятие элементарного единичного интервала длительности. Single interval of duration. SID. Single interim. SI. Его свободный размер равен 1. Это калибровочный интервал для субъективных времен. Калибр – бесшкальный измерительный инструмент для  проверки размеров или взаимного расположения частей путем сравнения контролируемых параметров. Позволим ему быть каким угодно, но оставаться единичным для последующих интервалов, которые могут измеряться этим единичным интервалом как единицей их отмеривания и измерения. Он первый по отношению ко всем остальным и естественно именно его оставить в качестве эталона. 

Понятие единичного интервала времени есть вспомогательное средство, помещаемое в мысленном эксперименте в реальные течения произвольных векторов k, j, m, n,  p,  and so on, каждый из которых есть вектор особенного, отличного от других времен, субъективного времени. Количество этих векторов ничем не ограничено. Особенность каждого субъективного времени в его протяженности от настоящего мгновения до момента удовлетворения потребности.

При этом само настоящее мгновение движется в физическом времени, так что вся система временных векторов постоянно смещается, вектора могут укорачиваться, могут удлиняться, переноситься в будущее на исчезнувшее, упущенное время и сознательно восстанавливаться.

Следующее понятие – нулевой градиент времени.

Определение: нулевой градиент (Zero Gradient for Flow Time) есть последовательность любых равных единичных интервалов. В качестве наглядного инструмента для демонстрации нулевого градиента времени подходит любой исправный хронометр (часы).

 

Вопросы о движениях, отвечающих за течение субъективных времен. На уровне висцеральной чувствительности эти движения наглядно демонстрируются Marc Wittmann . Кроме этого, предстоит ответить на вопросы о движениях на более высоких уровнях психического отражения мира - представлений, значений, на понятийном уровне, теоретическом и формальном. Покой исключается. Остается движение. Поскольку время не может не быть каким то движением, то встает вопрос - какое движение и что движется. Если исключить висцеральную чувствительность - то какие это движения из всех известных движений природы?  

Открытый вопрос: по каким признакам в субъективном времени устанавливается наибольшее сходство 2 соседних (и в общем случае 2 любых) интервалов. Видимо, самым общим ответом будет - сходство устанавливается по насыщенности содержания этих 2 интервалов. Такой ответ следует из закона заполненного  временного отрезка С.Л.Рубинштейна. Кроме понятия насыщенности содержания, проявляется необходимость нового понятия для времени по аналогии с цветом, как качеством - общим качеством для 2 соседних временных интервалов.

Некий единичный интервал времени "minimum duration" можно представлять по разному, пусть в виде абстрактной идеально тонкой нити или стержня единичной ускользающей величины. Это скалярная или векторная величина? Это единичный вектор, если полагать что длительность длится от некоего момента до другого момента. Иначе придется в корне пересмотреть наши представления о времени как о длительности. Вектор, похожий на отрезок нити или струны единичной длины, закрепленной на некоторых своих начальных и конечных моментах. Будем в мысленном эксперименте придавать ему различные движения и различать свойства, например вращение вокруг начала, вращение вокруг конца, вращение вокруг единичной оси проходящей через начало и конец, вращение поперек этой же оси, и другие. Вращение поперек собственной оси – уже вращение единичного вектора. Еще одно интересное возможное движение – продольные колебания вдоль оси единичного вектора из настоящего момента в будущий и обратно. В развороте на фоне объективного времени они приобретают форму колеблющейся линии, скорее всего - ломаной спирали. Любую часть этой временной линии можно получить в ходе замеров. При этом, убывание от единичной минимальной длительности до нуля можно рассматривать как половину колебания, половину полного периода колебания. Эти неравномерные (убывающие, нарастающие) колебания в дление реального натянутого вектора (тензора) одного из субъективных времен могут рисовать различные неравномерные, "кривые" длительности.

Выделенное, отдельное от других, субъективное время, напомним, направлено на предмет самой актуальной потребности к определенной дате. Если дление (течение) объективного времени принять единственным, что молчаливо полагается в науке, то имеет место наложение единичного вектора на реальный вектор, несмотря на то, что первоначально они не обязательно однонаправлены. То есть неминуемо происходит искривление единичного вектора и дление ( течение) длительности параллельно реальному. Последнее есть не что иное, как движение, описываемое неевклидовой геометрией Лобачевского, Римана (в зависимости от месторасположения наблюдателя). Далее, если поместить множество единичных длительностей в реальное дление вектора, то все они окажутся параллельными, опять же исходя из молчаливого научного допущения о единственности объективного времени.

При помещении такого единичного вектора в течение вектора субъективного времени – натянутого вектора некой отдельной  направленности k, первое, что возможно произойти – это деформация, и второе - ориентация единичного вектора по отношению к вектору субъективного времени по какому его направлению. После этого возможны, как переориентация, так и оставление как есть. 

Примем как факт, что в реальной жизни и психике времена текут направленно, в самом общем виде от прошлого к будущему -  по общему допущению или по определению, принятому без доказательств.

Ограничимся рассмотрением трехвременной системы координат и затем свернем ее до двухвременной и затем свернем до одновременной. Тоже самое для проверки гипотезы осуществим в эксперименте. Одновременная (однонаправленная) субъективная система координат будет направленным временем на какой либо желаемый объект, на объект, на который направлено все внимание и это направление внимания совпадает с направлением субъективного времени. Другие желания в таком рассмотрении будут приняты как пренебрежимо малые - такое условия для свертки из трехвременной системы в одновременную систему координат.  

(Отдельно для упражнения можно рассмотреть четырехмерную систему координат, в которой одно физическое время и три разноразмерных убегающих/набегающих с разной быстротой  координат по направлениям субъективных времен).

Известно, что  преобразования интервала времени в системе трех пространственных координат и физического времени инвариантны. В психике иначе, здесь сами координаты изменяются нелинейно. Эта нелинейность психических процессов не является открытием, так уже давно установлено опытным путем  Вебером, Фехнером, Стивенсом.  Поскольку все координаты временные и при этом различаются размерностью шкал, то об инвариантности в том смысле sense , какая есть в известной четырехмерной системе координат, придется ответить отрицательно.* Вместо инвариантов придется искать существенные свойства и закономерности. Попытки поиска закономерностей в субъективном времени  >>>>>>здесь.

*В той системе есть three-dimensional space и одно физическое время the fourth dimension четвёртое измерение. Расширять и подтверждать или опровергать мировой постулат применительно к психике, согласно которому законы природы не зависят от пространства и времени (Д. Гильберт. Herman Minkowski. – Nachr. Ges. Wiss. Gottingen, 1909, s.72-101. Quotation, Герман Минковский. Избранные труды, т.2 стр.458. М. 1998), что законы природы инвариантны относительно всех преобразований? Очевидно ли это? Этот математический вопрос открытый. Впрочем, уже найдено, что даже законы физики не инвариантны относительно предобразования С-четности.

Отдельный вопрос об изотропности или аниизотропности субъективных времен по разным направлениям. По содержательной составляющих субъективных времен свойства субъективных времен по разным направлениям разные. Изотропность, как характерная для жидкостей, газов, для разнонаправленных времен разных размерностей исключена.

Психика с рассматриваемого ракурса представляет неоднородное анизотропное "пространство" конечных субъективных времен, движущихся в объективном времени человеческой жизни. Выражается ли эта субъективность времен объективно? Да, люди пользуются различными хронометрами.

Психические пространства и времена иные, нежели физические. Существуют пучки субъективных времен, перевязанных настоящим мгновением. Непрерывно или скачками изменяющийся набор субъективных времен единичного человека. У каждого отдельного субъективного времени есть начало и конец. Таким образом, взятые в рассмотрение все человеческие потребности в одно физическое мгновение есть набор векторов из настоящего мгновения в будущее. Все они при этом параллельны привычному вектору физического времени, как он принят в физических и математических науках. При наступлении будущего и удовлетворении самой актуальной потребности исчезает субъективное время по этом направлению и на первый план в сознании выступает другое субъективное время. Добросовестно выполнив задание психолога, изучающего его постановочное субъективное время, испытуемый покидает психологическую лабораторию и оказывается в другом своем субъективном времени.

Человеческие основные потребности имеют объективные измерения, как в количестве, так и в периодичности, как предметные, так и временные. Одна из основных, потребность в пище, известно, что есть  насыщение и некоторое объективное время для возникновения нового чувства голода и объективное время для поиска пищи и нового насыщения.

Экскурс в психофизику и виды из психофизики. Интенсивность ощущения зависит от интенсивности предъявляемого внешнего раздражителя по известным законам. Это многократно исследовано за полторы сотни лет. А что касается внутренних раздражителей от тела и от ума, то им повезло меньше. По каким закономерностям интенсивность такого вида ощущений зависит от потребностей и целей? Например, на психофизическом уровне, как интенсивность ощущения голода зависит от реальной потребности в пище? Может ли, исследование временной стороны дать ответы  на эти вопросы? Как? Но уже наблюдаемый рост числа слишком полных людей свидетельствует о каких то иных психофизических закономерностях, чем известные законы об интенсивности ощущений, либо о нарушениях  в уже известных законах. Темпометрия - это не открытие совершенно новой области области и совершенно нового метода продуцирования, но радикальные изменения направления и метода на основе продуцирования любых равных интервалов своего собственного времени.  Этот метод и эта область  инверсны, обратимы по отношению к психофизической классике, но остаются в то же время частично психофизическими методами и частично областью психофизики. При использовании метода EEIP  в лаборатории Темпометрии испытуемый работает со своими внутренними ощущениями, образами, понятиями и отображает или выворачивает их наружу. Это зеркально иное направление по отношению к методам классической психофизики. Вместо внешних раздражителей – личные внутренние раздражители. Интенсивность ощущения  вытаскивается наружу в виде таблиц и темпограмм. 

Если перейти на образный уровень изложения настоящей темы и рассматривать каждый вектор из настоящего момента в будущее еще и в виде натянутой струны, то в каждый новый момент эта струна будет звучать с новой частотой. Помещенный в поле этих колебаний единичный интервал может колебаться в такт этой частоты.

Стоит вопрос о визуализации этих колебаний в их отражении на какую либо объективную шкалу. Эта шкала в соответствии с требованиями точности результатов должна быть шкалой объективного времени. Наш метод отмеривания любых равных интервалов позволяют это сделать.

Поместим единичный интервал в систему векторов из одной точки.  Каждый вектор – направление на предмет потребности, которую предстоит удовлетворить в определенное время. Вектор может иметь направление и на цели деятельности, активности или просто ожидания.  Система из векторов - эта многомерная по числу направлений система координат может быть названа временно-временной системой координат. (В некоторых редких случаях она может быть конгруэнтна пространственно-временной системой в идеальных условиях движения из точки А в точку Б и сведена к ней, перемещения человека из одного пункта в другой). Каждый вектор – направление на предмет потребности, желания, цели. Вектора различаются силой – это сила, например, влечения к чему либо. Как далеко по времени "простираются", вернее длятся,  временные вектора? Одни могут иметь определенную длительность, другие циклически повторяемую длительность, другие даже могут иметь направление без четкой длительности. Формулирование таких нечетких длительностей отражается в языке оборотами "когда-нибудь", "как получится", "при удобном случае", "при первой представившейся возможности". Это цели без определенной временной отметины, в ближнее или дальнее будущее. Цель при этом может быть очень сильной и человек возвращается к ней каждый день. Пример – решение сложной научной проблемы или жизненной задачи. Вектора без определенной временной отметины в будущем. Постоянная готовность, неустанное бдение – пример таких векторов. (На улице мороз трескучий, и "пистолет" на всякий случай). Следует отметить явление  не привязанного ко времени наблюдения. В качестве примера можно указать на  ученого, забывающего о времени в процессе поиска истины. hº#0 and kº=∞.

Можно также представлять каждый предмет каждой отдельной человеческой потребности как излучатель, а связь между Я (настоящее мгновение) и моментом получения предмета потребности может быть рассматриваться как струна, имеющая свое направление и напряжение. Момент получения предмета потребности может быть заранее известен, как например время обеда по расписанию для естественной потребности в пище, может быть неизвестен и быть отодвигаем дальше и дальше. В последнем случае изменяется вектор как один из векторов в системе координат с закрепленным общим началом всех векторов в настоящем моменте Я. В случае цели попасть из точки А в точку Б и движении к цели все отсчеты ведутся от настоящего момента нахождения в какой то пространственной точке - здесь время свелось частично к пространству.

 Различие временных шкал по разным направлениям. Представляя субъективные времена как несколько векторов из единого центра Я (а шире из  ИД, Его, и СуперЕго) по разным направлениям времен. Это параллельные вектора из единой точки. И сходятся, а точнее исходят, не где то там в абстрактной математической точке, а в точке Я, в настоящее мгновение физического времени. При этом вектора не неограниченно удаляются по временным направлениям, а ограничиваются ожидаемыми моментами удовлетворения потребностей. Геометрически это неевклидова система временных координат. Изнутри это временное "пространство" отрицательной кривизны. (слово "пространство" употребляется лишь для облегчения понимания по аналогии). Параллельные времена исходят из единого пункта сознания, иначе невозможно, например, размышлять о нескольких будущих событиях в своей жизни одновременно и обращать свой мысленный взор по нескольким временным векторам в разные временные стороны, по различным анизотропным направлениям на предметы разно удалённых по времени потребностей. Шкалы по разным направлениям субъективных времен различны. Все это движется. И это лишь срез на данное мгновение физического времени, в следующее мгновение субъективные шкалы деформируются уже в силу истечения периода между этими мгновениями. Если только человек не отодвигает цель на такое же "расстояние" по времени в будущее. Но постоянно отодвигать дела на завтра – лишь накапливать проблемы.

Все субъективные времена направлены на предметы потребностей и вместе с тем параллельны объективному времени. Кажется парадокс? Нет. Это кажущееся противоречие разнонаправленных и в то же время параллельных субъективных времен разрешается в неевклидовых геометриях. Но в геометриях. Но поскольку речь идет о временах, то необходимость отдельного термина “tempometry” оправдана уже этим кажущимся парадоксом. Для полного описания взаимного «расположения» (опять пространственный термин) времен темпометрия должна быть неевклидова тоже. Неевклидова, потому что все времена «кривые» - опять вынужденно применяется пространственная геометрическая терминология из за отсутствия адекватного для времени терминов. Если  в физике и геометрии есть понятия искривления пространства и замедления времени, то в психологии пока нет соответствующихо  терминов. Сжатие и растяжение субъективных времен – такие термины есть, и общим для них является термин «деформация», но и опять же слово «деформация» от слова «форма» - пространственное понятие. Таким образом, напрашивается отдельная терминология для изменяющихся субъективных времен. Необходимый математический аппарат для описания таких деформаций не должен использовать гипотезу Woldemar Voigt об однородности деформаций.

Полезно наделить этот единичный интервал собственным временем исключительно в теоретическом понимании. Позволить такому единичному интервалу не изменяться по длительности, но менять свои проекции на изменившиеся координаты, а они действительно меняются уже в силу течения физического времени и сокращения шкал на субъективных временных направлениях. По простому основанию: физическое время просто утекло. Какие величины годятся для наблюдения за происшедшими изменениями и что меняется в фактуре этих наблюдаемых величин? Что наблюдать и что замерять?

Особенный вид колебаний. Общеизвестны факты ускорения и замедления субъективных времен. Быстрота сменяется замедлением, замедление сменяется ускорением, происходит смена из одного направления в другое – это есть колебания. А что колеблется? Колеблются временные отношения человека к миру по нескольким направлениям. Эти струны есть не что иное, как  осцилляторы – излучатели  колебаний. Это называют  pacemaker для конкретного единичного временного отношения человека и мира – один среди других.

Напомним, что рассматриваемые коллениарные вектора – вектора по времени по направлению на предметы потребностей. Позволим нашему единичному интервалу также и то, что ему допустимо по определению, а именно длиться. От начала интервала до конца интервала. Интервал времени инвариантен, или изменчив, меняется или не меняется при движении координат?  Допустим, что интервал застыл, и время интервала остановилось. Это невозможное допущение, так как время предполагает всегда изменение. Но для простоты – допустим невозможное. И что изменилось? Съехала система координат из точки (момента) начала векторов системы в другую точку (момент)  – это точка Я (а шире это ИД+Его+СуперЕго), которая во времени движется вместе с течением объективного времени. Произошло преобразование координат. Единичный интервал переехал вместе со съехавшей системой координат. Вместе с тем, сама система координат претерпела изменения, координаты по разным направлениям изменились, и эти изменения могут быть разными. Голод усилился – струна по направлению на пищу играет по иному по мере приближения к обеду. Половое влечение усилилось – струна по этому другому направлению играет по иному. Где струны, там и частоты. Музыка жизни играет новую мелодию.

Позволим нашему единичному интервалу span , не меняя себя как интервалу по его длительности, деформироваться, то есть быть гибким и меняться при этом. (Stretch вытягивание, растягивание). Если в простом случае из 3 основных (потребностей - голод, секс и зрелища) векторов, то будут три искривления или растяжки в трех разных направлениях времен.

Если позволить одновременно деформироваться и меняться в трех направлениях, то возникает "объем" из первоначальной идеально тонкой нити интервала. Объем субъективного образа единичного интервала. Содержанием этого объема может быть пустота, ограниченная тремя сферическими поверхностями разной положительной кривизны. Пустота, размерность которой будет деформированная единичная длительность в третьей рациональной степени. Если есть "объем", то есть и "площадь" поверхности, деформированной, гнутой, искривленной в трех направлениях субъективных времен.

Если полагать, что все три деформации проецируются на одну линию воспринимаемого объективного времени, то все они будут просто "суммироваться" в ощущениях воспринимаемого времени.

На каждой из трех "поверхностей" кривые линии времен, отражающие деформации времен в поле одной из трех потребностей. Эти картины, полезные для теоретического рассмотрения, напоминают картинки различных аттракторов, многие изображения которых доступны в интернете. Надо отметить, что эти аттракторы в трехмерных пространствах плюс равномерное объективное время, без учета возможных изменений шкал времени. Аттракторы уже обнаружены психологами при исследовании отстукивания равных интервалов ради отстукивания, то есть в процессе простого добросовестно выполнения инструкции отстучать 700 равных интервалов.

Если позволить нашему единичному интервал деформироваться в двух направлениях, то возникает "площадь" времени. Согласно закону заполненного временного интервала С.Л. Рубинштейна, эта площадь не может быть пустой. Это площадь в семантическом пространстве, очерченная временной границей. Граница разделяет содержание сознания на две части, в одной все то, что не имеет смысла во временном плане, в другой все то, что имеет смысл во временном плане. Человек очень часто принимает на основании этого выбор и решение, отбрасывая нереальные с точки зрения времени и принимаясь за те, которые, как ему кажется, могут быть завершены в каких то временных границах. 

Вспомогательный образ для понимания субъективных времен может быть квазипространственным. Настоящее мгновение располагается на полюсе сферы, из полюса как единой точки настоящего мгновения расходятся разные субъективные времена. Все они параллельны некоему объективному времени. Вместо сферы может быть изменяющийся объемный (конечно в размерности трех временн) объект (в частности это может быть сферической, грушевидной или иной формы положительной или отрицательной переменной кривизны), анизотропный по разным временным направлениям, "поверхность" которого деформируется впадинами, буграми. Может быть сферой переменной отрицательной кривизны для случая упомянутых выше трех основных субъективных времен. И в этот объемный объект будет помещаться наш калибровочный единичный временной интервал посредством  отмеривания, продуцирования любых равных собственных интервалов. Быстрота (rapidity, quickness), ускорение темпа, замедление темпа, изменение темпа  - возможно более адекватные термины для деформации субъективных времен, чем искривление "поверхности", поскольку предметом рассмотрения является время. Используемые в литературе пространственные образы и термины для описания не пространственной субстанции – времени, что это? Признак невозможности для человеческой психики отражать время отдельно от пространства и движения? Или необходимость поиска более адекватного словаря для субъективных времен? Но если словарь не создан до сих пор за 125 лет изучения субъективного времени – не есть ли это отражение того, что субъективное время не имеет большого отдельного, самодовлеющего, самостоятельного значения для человека и общества? Во многих областях человеческой жизни вполне достаточно общего объективного времени – это верно, но лишь для общественного производства и общественных отношений, где тайминг имеет непреходящее и первостепенное значение. Темпометрия представляется более адекватным термином для обозначения ориентации человека во временах посредством субъективных времен, особенно там, где тайминг невозможен и человеку остается ощущать и чувствовать время.

Выведение метода  E E I P   из теории

Из теоретических построений легко выводится  метод продуцирования любых равных интервалов (Метод E E I P или Either Equal Intervals Production). Это метод продуцирования любых равных интервалов – принципиальный, то есть исходный, основной метод. Вариаций этого метода может быть несколько десятков, чтобы провести перекрестное сравнение. Метод позволяет непосредственно обнаружить, выразить и сделать доступным для исследования самое актуальное субъективное время. В этом его противоположность широко распространённым методам исследования в формулировке "восприятия времени" во всех их вариациях.

     Ссылка. Выполнить сейчас свой опыт методом  E E I P  >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Понятие равномерного движения, а метод предлагает двигаться равномерно – отмеривать равные интервалы, предполагает наличность времени в сознании человека. Если человек понимает, о чем его просят выполнить в задании, а именно отмерять любые равные длительности, то тем самым происходит подтверждение наличия субъективного времени. Человек – субъект деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.). В рассматриваемой теме, человек – субъект деятельности по отмериванию длительностей. Задание отмерять любые равные интервалы с акцентом на “любые” есть не что иное, как следование идее блаженного Августина о произвольности времен, идее чистой длительности, идее о последовательности звуков человеческого голоса (S.Aurelii Augustini. Confessiones, L.XI.C.XXIII).

В основе метода положены собственные индивидуальные свойства субъективных времен - интервалы между двумя моментами субъективных времен. Эти интервалы могут быть как постоянными, так и непостоянными, изменяющимися. Важно, то это измеряемые свойства, доступные выкладке и визуализации на шкале объективного времени. Получаемые и регистрируемые на шкале объективного времени картины субъективных времен заслуживает обозначения отдельным термином  “темпограмма”, tempogram субъективного времени. Темпограмма есть способ отображения течения субъективного времени на пространство двух измерений - 2D. Отклонения от идеального равномерного отмеривания временных отрезков отражают субъективные времена.

На верхнюю синюю линию длительностей интервалов (TI - interval) нанесена красная линия линейного тренда. На нижнюю бордовую линию промежутков между интревалами (ITIs - inter-tap intervals) нанесена зеленая линия линейного тренда. Обращает на себя внимание, что в неких особенных условиях замеров данного случая обе трендовые линии параллельны. Эти особенные условия теста №21 - если человека не мучает жажда или голод, если нет императивных телесных позывов или иных сильных желаний, если человек спокоен, беззаботен, не взволнован, If you happy-go-lucky, relaxed in manner or attitude, very tolerant and carefree.

Моторную задержку в ходе имманентной сенсомоторной синхронизации (Кристофферсон, Винг) можно принять индивидуальной постоянной величиной, не влияющей на соотношение субъективных отметок на шкале субъективного времени. Ее абсолютное значение, каково бы оно ни было, при отмеривании интервалов более 1000 мсек сек много меньше 1000 мсек. 

Метод предназначен для здоровых людей: известно, что при болезни Паркинсона нарушаются как минимум два измерения при таппинге - сила нажатия и периодичность.

Если человеку предложить продуцировать равные любые интервалы равной длительности, то это окажется невозможным при наличии любой достаточно сильной потребности. Метод изначально провокативный, provocative, так как утверждение о сохранении единичного интервала при любом произвольном преобразовании системы координат  в поле сильной потребности не корректно (кроме как единичных случаев, когда квазипотребность в том и состоит, чтобы научиться сохранять равные интервалы) по простой причине истечения объективного времени. Система координат сама меняется и говорить о сохранении интервала в изменяющейся системе координат не приходится. Интервалы меняются, и абсолютно равные интервалы не могут быть продуцированы. Это вовсе не означает, что в повседневной жизни человек не способен отмерять равные интервалы – но они равны лишь с той точностью, какая устраивает человека. Точное восприятие  и отмеривание длительности в секундных  и минутных диапазонах играет важную роль в повседневной деятельности.  Высокая точность продуцирования наблюдается у музыкантов после многолетних тренировок, лишь на короткие интервалы - для них соблюдение авторских музыкальных темпов имеет психический смысл  профессионального исполнения музыкальных произведений. Masashi Yamada  не удалось обнаружить равенства отмериваемых интервалов у студентов музыкантов при задании отмеривать равные интервалы. Результаты исследований Masashi Yamada and Takashi Tsumura (1998) показывают, что даже годы уроки игры на фортепиано не улучшают основную управляемость сохранения единообразного темпа. Полученные Yamada M and Tsumura T. данные могут быть использованы для подкрепления теоретического тезиса о принципиальной невозможности  production of equal time intervals.  Косвенным подтверждением этого тезиса могут служить результаты проведенных исследований авторов Yanqing  Chen, Bruno H. Repp, Aniruddh D. Patel, согласно которым даже предварительное прослушивание метронома  и синхронизации не помогают выполнить продуцирование equal time interval: “The idea of processes at different time scales is suggested by the fact that isochronous tapping exhibits both a negative first-order correlation between successive ITIs, possibly due to motor variability or local phase-correction mechanisms (Mates, 1994; Vorberg & Wing, 1996; Wing & Kristofferson, 1973), and a positive higher-order correlation between ITIs over longer distances, due to drift (Madison, 2000), similar to what we observed in the visual synchronization condition”.  ITIs - inter-tap intervals.

Правильная теория, созданная для объяснения неизвестного явления, позволяет предсказать другие явления, которые затем обнаруживают при целенаправленных экспериментах. В рассматриваемой теме такое предсказание основано на факте множества субъективных времен, вносящих искажения в процесс production either equal time intervals продуцирования любых равных интервалов. Сами субъективные времена при этом становятся "видимыми" и допускающими их замеры для последующего математического анализа.

Утверждение. В поле потребности всегда существует размер единичного интервала субъективного времени, отличающийся от первоначального размера помещенного в поле интервала. Для доказательства достаточно поместить этот интервал в поле одной потребности и замерить изменения (деформации) субъективного интервала времени в течение объективного времени. Для иллюстрации вполне подходят результаты исследования CHARLES E. COLLYER, HILARY A. BROADBENT and RUSSELL M. CHURCH,  «Preferred rates of repetitive tapping and categorical time production», 1994.  Отбывая время в их лаборатории за 40 долларов, и выполняя инструкцию, в которой «The subject is asked to tap at a rate that feels subjectively natural - not too fast or too slow», испытуемые за эти 40 долларов выдавали иинтервалы в среднем 408 мсек (The overall mean of trial median IRIs was 408.3 msec). Возникают вопросы, каковы были бы выбранные интервалы, если бы испытуемым было предложено 400 или 800 долларов за те же просьбы? Возможно, они бы никуда так явно не спешили и выбрали бы более медленные, не такие быстрые интервалы. Впрочем, ответ далеко не однозначен, вполне возможно, что выбранный интервал был бы еще короче из опасения, что ученые могут передумать и уменьшить сумму за такие очевидно простые задания :) . Вместе с тем, выявленная и подтвержденная в исследовании нелинейность субъективных времен может быть использована для доказательства утверждения.

Возможные деформации, которые следует искать в экспериментах: 1. прогибы "траекторий", то есть интервалы между 2 соседними временными моментами будут разными, течение субъективного времени будет отличаться от равномерного. 2. деформации интервала тем сильнее, чем сильнее потребность. 3. натяжение или напряженность в отношениях человека с миром будет изменяться по ходу объективного времени по мере приближения к намеченным временным пунктам в будущем. 

На сглаженных темпограммах будут получены кривые линии. Нормаль к ним будет тензором напряжения в поле одной или просто преобладающей потребности (при условии незначительности других на все время измерений).   

 Условием экспериментов с использованием метода отмеривания любых равных интервалов должно быть выполнение инструкции: " Уберите часы с экрана. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. Выберите любой интервал и продуцируйте эти равные интервалы через нажатие и удерживание левой кнопки мыши. Для выполнения перейдите на страницу http://tempometry.ru/cntnt/rus/left-column-rus/projti_tes2.html 

Успешное использование метода предполагает скрупулезное выполнение Вами общей инструкции и соблюдение конкретных специфических условий выбранного Вами варианта из списка вариантов.

Другим способом выполнения этого условия может быть погашенный на время выполнения задания экран компьютера.

Перейти к выполнению теста методом EEIP >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>