Copyright
©Темпометрия 2002-2025. Тихомирова С.В. Все материалы сайта в открытом доступе и этот открытый доступ позволяет всем, при условии указания на первоначального автора и на настоящий сайт как доверительный источник, неограниченное использование, распространение и воспроизведение.
Email: TihomirovaSV@ipran.ru
ISBN 978-5-00217-423-2

Содержание доступно на странице https://cogito-shop.com/catalog/sotsialnaya-psikhologiya/tempometriya-subektivnye-vremena-v-otnosheniyakh-cheloveka-i-mira/
ISBN 978-5-00217-526-0 Издание второе, адаптированное, 2025

Аннотация
Содержание книги демонстрирует развитие научных идей С.Л.
Рубинштейна об ориентации во временах, с фокусированием на понятиях вектора,
текучей диалектики временных определений, напряжений, законе заполненных
временных отрезков, законе эмоционально детерминированной оценки времени,
координатной системе единиц измерений, привязанной к естественной отправной
точке, коей является настоящее мгновение, приоритетной установке на будущее в переживаемом в
настоящем мгновении времени.
В психологии, исторически, подробно рассмотрено восприятие
времени на одном из уровней психического отражения - уровне ощущений. В этой
книге развиваются плодотворные разграничения об уровнях психического отражения
мира и себя в мире, проведенные Л.Б.Ительсоном.
Субъективные времена рассматриваются с акцентом на
формальном уровне психического отражения с использованием булевой алгебры. Конечная,
квадратная матрица является представлением психической величины, которая
задается как субъективная оценка быстроты приближения желаемого.
Введены новации в известные методы исследований.
Отличительная новизна используемой парадигмы в акцентировании на направление
вовне, от субъекта к объекту, вместо восприятия времени - его продуцирование.
Также есть важное существенное обновление используемого экспериментального
метода: в экспериментах исследуются не только интервалы в отсчете субъективно
равных длительностей, но и паузы между отсчетами интервалов. Установлена
взаимность скользящих средних в интервалах и паузах субъективных часов с
расшифровкой психического содержания этой взаимности. В противовес как
описательным, так и статистическим подходам предоставлены результаты применения
классических математических методов обработки результатов.
Выявлены именно метахрональные волны в последовательностях
субъективно равных длительностей. Проведено различие между меташаговыми и
метахрональными волнами и обосновано их корректное различие. Экспериментально
подтверждена неравномерность числового ряда 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11…в
Аристотелевом понятии времени.
Отдельно выделено лабораторное время психологических
исследований. Предлагаются новые вспомогательные модели субъективных времен.
Известен сборник из 30 статей “Subjective time: the philosophy, psychology, and neuroscience of temporality”, © 2014 Massachusetts Institute of Technology,edited by Valtteri Arstila and Dan Lloyd. В нем представлен широкий научный ракурс на субъективное время зарубежных авторов. Психологическую темпометрию можно рассматривать как достойное дополнение к этим многолетним исследованиям, поскольку содержимое книги отличает не пересказ с адаптацией известных западных методов и подходов к теме, а собственный ракурс на тему устремлений человека со стороны его субъективных времен.
Матричные представления вполне могут стать необходимой составной частью интеллектуального багажа психолога. Булева алгебра. Как пишет И.М. Яглом в книге «Необыкновенная алгебра», изд-во. Наука, 1968, ею пользуются даже дети, определяя без знания булевой алгебры что больше и что меньше. Цитата: «Законы алгебры высказываний описывают основные свойства этих логических операций, которыми руководствуются все люди. Конечно, лишь очень немногие воспринимают эти свойства как математические законы мысли, но свободно используют их уже и маленькие дети. В самом деле, ведь никто, разумеется, не сомневается, что сказать: «он быстро бегает и высоко прыгает» — это то же самое, что сказать: «он высоко прыгает и быстро бегает»; другими словами, все знают (хоть и не все сознают это), что высказывания ab и ba имеют один тот же смысл, «равны» между собой», (стр.53 книги).

Цель брошюры – познакомить читателя с некоторыми
приложениями булевой алгебры в психологических моделях. На формальном уровне психического
отражения действительности. С использованием логических пределов качественных
определенностей символами этой необычной алгебры. С методом выведения
качественных определенностей с использованием двоичного кода. Показать
потенциал к раскрытию полноты моделей.
