Диалектика тождества и различения в субъективных временах
Объективные разности между субъективно равными интервалами
Из результатов Группового эксперимента взят в рассмотрение один человек из выборки.
Представляются индивидуальные субъективные равности и их объективные равности как отражение единичности человека.
Испытуемый: жен.16 лет, обучается в музыкальной школе.
Результаты в 10 испытаниях №№ 2946, 2955, 2967, 2977, 2989, 3000, 3014, 3027, 3036, 3049.
Батарея тестов в ее последовательности: без нагрузки, с легкой физической нагрузкой, с сильной физической нагрузкой, клип расслабляющей музыки, клип неприятных звуков, клип спокойной музыки, клип бравурной музыки, клип классической музыки, клип тревожной музыки, интеллектуальная числовая нагрузка.
Все нагрузки имели продолжительность 30 секунд, после чего сразу производилось отмеривание 12-ти любых равных интервалов.
Субъективные равности отмеренных интервалов (отмеривались любые равные интервалы) отобразились в их объективные разности в 10 разных тестах.
Композиции длительностей и промежутков между ними при отмеривании свободно выбранных любых равных интервалов в батарее из 10 тестов:
Композиции длительностей и промежутков между ними при отмеривании свободно выбранных любых равных интервалов в батарее из 10 тестов. Испытуемый: ep4u12, female, 16 old, обучается в музыкальной школе.
Если рассматривать длительности интервалов во всех 10 тестах, то картина такая:
Индивидуальная темпограмма. Субъективно равные длительности. В 9 тестах из 10 линейные тренды понижательные, лишь в 5 тесте тренд повышательный.
Если обратиться к длительностям интервалов в 1 тесте, то картина такая:
На темпограмме флуктуации от одного интервала к следующему субъективно равному в процессе отмеривания в первом тесте из 10, с номером №2946. Человек в спокойной обстановке, без внешнего навязывания, отмеривает субъективно равные интервалы. Объективные замеры показывают максимальную флуктуацию в 151 мсек между 4 и 5 интервалами, минимальную между 2 и 3 интервалами. Флуктуации имеют разные знаки, плюс и минус. Накопленный результат разностей можно отобразить в числах - так для данного испытуемого в этом тесте равно +105 мсек. Такова сумма всех ее субъективных разностей, выведенных в 1 тесте. Время отмеривания всех интервалов составило 20392 мсек. Знак + отражает общую тенденцию ускорения субъективного времени: полученные разности выведены как разности по порядку следования интервалов, между 1 и 2, 2 и 3 и т.д., а не наоборот. Знак минус отразил бы общую тенденцию замедления субъективного времени в этом тесте.
Преобладание положительных разниц (+105) указывает на объективную понижательную тенденцию при продуцировании длительностей субъективно равных интервалов.
Что уже ранее установлено в качестве психического содержания, и что еще раз подтверждается, так это изменения длительности интервалов и направления в изменениях со знаками + и - . Схождения/расхождения в числовых рядах длительностей продуцируемых интервалов и пауз сменяются расхождением/схождением с последующим изменениям к схождению/расхождению:
Взаимные изменения скользящих средних (2) в рядах длительностей интервалов и пауз достоверно подтверждены в 9 тестах из 10.
Объективные разницы в рядах субъективно равных интервалах изменяются в некоторых индивидуальных конечных пределах.
Далее следует обратиться к длительностям интервалов во всех 10 тестах с 1 по 10. Субъективные равности отмеренных интервалов отобразились в их объективные разности в 10 разных тестах. Такое сведение в одну общую
диаграмму не будет корректным, оно будет похоже на попытку смешать в одном
флаконе 10 несмешивающихся жидкостей различной плотности. В каждом тесте из 10 испытуемый выбирал
новый первичный интервал для вытягивания таких же 11 последующих субъективно
равных длительностей. Тем не менее, такое сведение нужно, чтобы показать
отсутствие просматриваемых закономерностей на общей картине, что
продемонстрировано на двух нижеприведенных диаграммах. Данные каждого теста
следует анализировать отдельно от других. Результатом агрегации, как видно на нижележащих диаграммах, является картина разнообразия без четких патернов.
Для детального просмотра следует открыть темпограмму в новой вкладке.
Вид темпограммы - накопительная. Индивидуальные накопленные разности. В каждом из 11 столбцов суммированы разности 12-ти соседних отмеренных интервалов в 10 тестах. Все 11 столбцов разниц по своему висят на горизонтальной нулевой оси. Представлено суммирование отклонений со знаком плюс и со знаком минус. Суммы 11 разниц со знаком плюс расположены выше нулевой линии, суммы 11 разниц со знаком минус расположены ниже нулевой линии. Примечание: разности высчитаны между интервалом и следующим интервалом, например между 1 и 2, а не наоборот между 2 и 1. Так, в первом столбце отражены накопленные разности между 1 и 2 интервалами в батарее всех десяти тестов, в девятом столбце отражены накопленные разности между 9 и 10 интервалами во всех 10 испытаний. Различие между 1 и 9 столбиками достаточно наглядно, также достаточно наглядно представлена вся картина 110 разностей. Визуально не просматривается какой либо закономерности, кроме хаотичного, в некоторых пределах, расположения относительно нулевой линии.
Эти же данные представлены в нормированной темпограмме с накоплением (кликайте на изображение для просмотра деталей):
Наибольшие разности, отмечены в темпограммах синим цветом, обнаружены в 5 тесте между 7 и 8 интервалами (+408 мсек), и между 10 и 11 интервалами (+715 мсек).
Темпограммы представляют собою отражение 110-ти численных значений разностей между интервалами в представленной матрице:
10 | 303 | 40 | 99 | 171 | -68 | 44 | 78 | -58 | -16 |
1 | -268 | -25 | -185 | 51 | 92 | -15 | -12 | -81 | -98 |
12 | -110 | -24 | 184 | -205 | -2 | 10 | 43 | 3 | 157 |
151 | -17 | 9 | 97 | -21 | 2 | -10 | -82 | 42 | -121 |
-54 | 58 | 28 | -168 | 80 | 47 | -8 | 326 | 90 | 9 |
14 | -79 | -12 | 16 | -270 | 134 | -20 | -240 | 0 | 3 |
-134 | 1 | -2 | 129 | 408 | 26 | 14 | 0 | -154 | -58 |
74 | 170 | 37 | 38 | -230 | -59 | 11 | 140 | 83 | 59 |
138 | 17 | -24 | -172 | -546 | -85 | -3 | 214 | -62 | 64 |
-59 | -45 | 1 | 109 | 715 | 102 | 1 | -90 | 96 | 60 |
-48 | 103 | 0 | 176 | -91 | 20 | 2 | -193 | 43 | 161 |
Дискуссия.
Какое же психическое содержание более адекватно
представленным количественным данным? На темпограмме видно, что наибольшие разности (отмечены синим цветом) - в 5-ом тесте при отмеривании 11-го интервала. Наибольшие разности: Минус 546 в 5 тесте при отмеривании 10-го интервала, и и плюс 715 при отмеривании 11-го интервала. Разница при отмеривании субъективно равных соседних существенна. Из всей последовательности здесь нарушается ход ее субъективных часов, вносится наибольшее расстройство в "равномерное" течение субъективного времени. Эта темпограмма - индивидуальный временной портрет человека в конкретных условиях эксперимента. Накопленный результат различий можно отобразить в числах - так для данного испытуемого оно равно +1292 мсек. Такова сумма всех ее субъективных разностей, выведенных в 10 тестах. Время отмеривания всех интервалов составило 117065 мсек. Знаки + и -. Знак + отражает общую тенденцию ускорения субъективного времени: полученные разности выведены как разности по порядку следования интервалов, между 1 и 2, 2 и 3 и т.д., а не наоборот. Знак минус отражает общую тенденцию замедления субъективного времени.
Следует отметить, что полученные результаты объективны и выражены в объективных единицах, как и в абсолютных - миллисекундах так и в относительных - процентах. Существенное отличие от условных баллов, поставленных испытуемыми в широко практикуемых опросах. В опросах, где используют различные шкалы, где просят испытуемых переложить свои ощущения в условные цифры. В этом преимущество используемого темпометрического метода отмеривания любых равных интервалов.
Диалектика временных определений в том, что невозможно вытягивать будущую длительность и уйти из настоящего, остается быть одновременно и в настоящем и в будущем на образе прошлого. Объективные разности их постоянным наличием указывают на не случайное их присутствие. Более того, вполне возможно, окажется что они просто необходимы для "точного" отмеривания субъективно равных интервалов. Разности каким то образом учитываются в процессах сравнения того, что отмеривается в моменте, с тем, что было отмерено чуть раньше. Устанавливаемое тождество продуцируемых равных интервалов невозможно без улавливания устраняемых разниц и сведения их к субъективному нулю. Тождество не может наступить без сведения различий к минимуму. Такова диалектика тождества и различия. В отмеривании любых равных интервалов «будущее в настоящем» (как антиципированный интервал) и "прошлое в настоящем" в текущем моменте now взаимно пронизывают друг друга, «трутся» одно о другое. Разности через ощущения, образы, значения и умозаключения оказываются теми субъективными опорами, по которым идет продуцирование равных интервалов. Разности, ощущаемые, в образах, в значениях и умозаключениях становятся существенными первичными условиями отмеривания равных интервалов. Такова диалектика субъективного тождества и объективного различия в субъективном времени.