Методы темпометрии

Прорыв в исследованиях субъективных времен. Насколько?

      Темпометрия, в значении этого термина как метода, получает и исследует данные о продуцировании «любых равных временных отрезков» без какого либо предварительного представления внешних стимулов, сенсомоторных синхронизаций (Stevens L., Alan M.Wing) и без задания конвенциальных интервалов. Обрабатываются и исследуются различные соотношения между продуцированными интервалами. Все эти интервалы, в разной степени интенсивности, продуцируются как отражение субъективных  процессов. В свою очередь, эти внутренние процессы можно дополнительно создавать в лаборатории. 

В методе есть некое сходство с проективными тестами, в которых предлагается возможность вывернуть вовне внутренние процессы. Есть сходство with noninvasion methods of examination of a patient неинвазийными методами исследования. Сам метод не вносит возмущения в течение субъективных времен, но допускает исследовать вносимые в лаборатории возмущения для проверки гипотез. Метод не опосредован лингвистическими опосредствованиями в ходе оценок метода verbal estimation.  Здесь уместно привести описание известных четырех методов и отметить отличия. Среди отличий, в третьем методе - продуцирование production навязываются внешние целевые интервалы во временных единицах отсчета времени, а не собственные любые "свободные" интервалы участника эксперимента.

До настоящего времени используется четыре метода исследований. Вот как они в изложении доктора Симона Грондина из университета Лаваль, Квебек, Канада. “ Specific Investigation Methods. Many methods have been proposed for assessing mean estimates and variability, and the appropriateness of a method may well depend on the range of duration under investigation. Traditionally, authors distinguish four main methods (Bindra & Waksberg, 1956; Wallace & Rabin, 1960; Zakay, 1993; see Grondin, 2008a). The method called verbal estimation entails the presentation of a target interval and the requirement that a participant provide a verbal estimation of its duration, using temporal units, such as seconds or minutes. In a second method, termed reproduction, an experimenter presents a target interval with a continuous sound or flash, for instance, and a participant reproduces the length of the interval by some operation. In a third method, referred to as production, the experimenter specifies a target interval in temporal units; then, a participant produces this interval. The production usually involves two finger “taps” marking the beginning and end of the interval, or pushing a button for a duration that is judged equivalent to the target interval.*3

 The fourth method, called the method of comparison, is similar to those used in traditional psychophysics. Basically, a participant has to judge the relative duration of intervals presented successively and to indicate, by pressing the appropriate button, whether the second interval was shorter or longer than the first”.

*3. It is worth mentioning that the approach referred to as interval production may also refer to something else. Researchers who are interested in timing in motor behavior often use a series of continuous finger taps for producing intervals—a series that is usually preceded by a synchronization phase with auditory signals (Wing & Kristofferson, 1973; Zelaznik et al., 2002, 2008). These researchers are most often interested in the variability of the intertap intervals. Wing and Kristofferson proposed to submit the series of produced intervals to an autocorrelation analysis—that is, to an analysis revealing the influence exerted on a given production by the preceding produced intervals. This analysis is used to sort out the part of variability that belongs to each of two components: the temporal one that is attributed to a clock mechanism, and the motor one that is associated with the implementation of the intervals with finger taps. Finally, note that other researchers are interested mainly in timing in music perception and production, and they emphasize more specifically the ability to synchronize a finger with sensory events (synchronization task; for a review, see Repp, 2005). Sourse: Simon Grondin. (2010). Timing and time perception: A review of recent behavioral and neuroscience findings and theoretical directions. Attention, Perception, & Psychophysics 2010, 72 (3), 561-582 doi:10.3758/APP.72.3.561"

В качестве примера, один из способов выполнения - MatTAP: Matlab Timing Analysis Package  

School of Psychology, University of Birmingham, UK.  

Так, автор Bonnie Roberts Chavez в статье "Effects of Stress and Relaxation on Time Perception" перечисляются четыре метода: Four methods have been used to measure duration perception in humans (Allan, 1979; Fraisse, 1984; Zakay, 1990): 1) the method of discrimination requires a subject to tell which of several presented stimulus intervals is longest; 2) the method of reproduction requires a subject to produce an interval of the same duration as a given stimulus interval; 3) the method of verbal estimation (time estimation) requires a subject to give a numerical estimate (usually in conventional time units of seconds or minutes) of the duration of a given interval period; 4) the method of production (time Production) requires a subject to produce an interval given by the experimenter in conventional units (e.g., 1 minute).

Что общее во всех четырех перечисленных методах? Это навязывание внешних временных ориентиров в экспериментальных условиях. Навязывание внешних ориентиров для изучения ориентировки человека во времени успешно закрепило свою полезную научную целесообразность и продолжает активно использоваться сегодня: (Anna Christina Nobre.  Orienting attention to instants in time), в Японии, Masashi Yamada, Noboru Masuda and Hiromi Hashimoto -  “Tapping Synchronized with Metronome Ticking or Light Blinking” . Используются различные способы синхронизации с внешними сигналами, разные искусственные способы наведения извне на течение субъективного времени, putting on the track. Есть возможность выйти за границы этих методов для преодоления некоторого противоречия. Оно существует как противоречие между предметом исследования и методом и может быть преодолено, если не навязывать внешние временные интервалы.

Особенность  первых трех методов – опосредование чистой исследуемой субстанции вербальными оценками. Своеобразный словесный перевод для исследователя полученных оценок самим испытуемым того, что, как ему кажется, есть его "чувство" времени. Этим недостатком отличаются все опросники, особенно “страдает” ценность опросника временной перспективы Ф. Зимбардо - уже по основанию расплывчатости и относительности субъективных единиц отсчета. Согласно выводу из исследования Зиминой С.В. в работе  Восприятие времени человека: медико-психологические аспекты. , “Изучение практически здоровых лиц позволило установить, что так называемая “норма” неоднородна по показателю восприятия времени и имеет несколько вариантов дневной динамики индивидуальной минуты,…..” .  "Нормы" в классификациях собственных единиц времени, выведенные Цукановым Б.И.,также весьма условны и относительны. Их условность связана с конкретной ситуацией, в которой происходили замеры собственных единиц времени. Изучать субъективное время по опроснику Ф.Зимбардо - это все равно что изучать больных лишь по симптомам со слов больных, не прибегая к иным методам исследования больных (без рентгена, без анализов крови, без МРТ и КТ). Оценивание интроспективных ощущений на равномерные шкалы очень похоже на обмен собственной валюты на другие, но по произвольному субъективному курсу. Такова условная объективность всех методов шкалирования ощущений, представлений, мнений.

При задании синхронизировать предъявляемые интервалы форма подачи внешних интервалов (вспышки, звуки) сама может быть предметом исследований (Fumiko Matsuda, Muchihiko Matsuda).

Метод продуцирования (production), в том виде, в котором он использовался до сих пор в исследованиях, отличает  предварительное навязывание объективных единиц времени, предварительное научение, демонстрация эталонов, предъявление стимулов и других рамок, сформулированных заранее. В работе Didier Delignières, Loïc Lemoine & Kjerstin Torre "Time Intervals Production in Tapping and Oscillatory Motion" EA 2991, University Montpellier I, France, был выбран метод synchronization-continuation tapping task. During the firststage participants were requested to synchronize their taps with the signals emitted by ametronome following a frequency of 1.25 Hz. After 10 signals the metronome was removed,and participants tried to continue to tap regularly, following the initial tempo. То есть сначала предъявляли внешний интервал длительностью 0,73 секунды, затем просили воспроизвести. Воспроизводимые интервалы лежали в диапазоне от 0.43 to 0.99s. Для предъявляемых интервалов в 0,79 секунды разброс был от 0.65 to 0.93 секунды.

Похожее предварительное навязывание извне продуцируемых интервалов отличает методику Madison Guy --------"Isochronous serial interval production". 

Вот как излагает ранее используемый метод продуцирования J. H. Wearden Keele University, Keele, UK и Helga Lejeune, University of Lie`ge, Lie`ge, Belgium, в работе Scalar properties in human timing: Conformity and violations”: In the method of production, participants are required to make some response or response sequence that lasts some particular length of time, specified in conventional time units (e.g., “hold down this button for one second”). THE QUARTERLY JOURNAL OF EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY, June 2007.

 

Новизна, оригинальность и приоритетность используемого метода. Нововведение от Tempometry Lab в метод продуцирования интервалов в том, что испытуемый сам выбирает свои личные интервалы и эти интервалы могут быть любые, без какого либо навязывания извне. Кроме этого, в рассмотрение и анализ включаются и промежутки между продуцируемыми интервалами. Метод может быть отмечен в качестве отдельного, пятого метода к упомянутым выше известным четырем методам, как они есть в изложении доктора Симона Грондина. Главное отличие - никаких навязанных извне синхронизаций. При обработке первичных данных берется в рассмотрение единичный человек. Не выводятся средние групповые показатели, вроде средней температуры у больных в больнице.

Предлагаемый новый метод отличается и от метода Spontaneous motor tempo (Alex Frid, P.Fraisse) in FingerTapping тем, что требует отмеривать любые равные интервалы. Принципиальная разница - любые субъективно равные интервалы, а не любые спонтанные интервалы. Метод требует всего лишь отмеривать любые равные интервалы. Первичные результаты замеров берутся в анализ без каких либо усреднений и фильтраций (как например используемый указанными авторами 5-point Median Filtering), то есть в естественном виде, как они продуцируются. Каждый интервал получает порядковый номер.

Используемый в Tempometry Lab метод более прямой, менее опосредованный, и более аутентичный предмету исследований - уникальному (в объективный период замера) субъективному времени. Кроме этого, это невозмущающий метод. Процесс замера необратим и неповторим в строгом смысле повторяемости научного эксперимента. Периодические и возобновляемые потребности человека позволяют создавать экспериментальные условия, в большой степени удовлетворящие требованию повторяемости.

Включение в рассмотрение и анализ промежутков между последовательными отмеривании любых равных интервалов позволяет узнать больше о подсознательных явлениях между интервалами. Метод регламентирует сознательно отмеривать интервалы и не регламентирует промежутки. Длительности промежутков также могут нести информацию о процессах продуцирования любых равных интервалов. В японских методиках исполнения задания отбивать равные интервалы промежутки фактически сокращены до фазы удара и не принимаются во внимание. В предлагаемом методе и промежутки между продуцируемыми интервалами берутся во внимание исследователя.

Вопрос об адекватности методов исследования субъективных времен.

Универсального метода для исследования субъективных времен быть не может, но требования к методам исследования известны как требования валидности. Методы должны более изоморфны по охвату, более близки в плане полноты соответствия психической реальности субъективных времен, должны отражать существенные черты исследуемой сущности. Больше сходства и подобия.  Неизбежные лабораторные удаления и отрывы от психической действительности должны быть минимальными.

Метод, как и модель должны как можно меньше искажать реальную психическую действительность и быть более адекватными психической действительности, быть более приближенными к наблюдаемой психической действительности.

Что выделяется в повседневности человеческого бытия? В наблюдениях за повседневным поведением людей констатируются многочисленные факты обращения к различным потокам времени с нулевым градиентом: миллисекундам, секундам, минутам, часам, суткам, неделям, месяцам, годам, десятилетиям и другим. Сколько раз в течение дня каждый живой человек адресует свои запросы к таким потокам?

Для иллюстрации отображения предлагаемого метода на зеркало реальности можно обратиться к примерам.  В качестве простого примера динамическая ситуация: человеку необходимо попасть из пункта  А в пункт Б, в котором в определенное время назначена очень важная встреча. Рассмотрим два различных варианта движения, движение на автомобиле с возможностью изменения движения  и движение на поезде, когда нет возможности повлиять на скорость. В одном случае можно оперативно использовать обратную связь, в другом случае такой возможности нет. Автомобилисту предоставлена возможность двигаться с любой выбранной скоростью. Он ее выбрал и движется. Он может менять скорость, если ему покажется, что он может опоздать. В другом варианте человек отправляется поездом – динамика иная.  Придадим этой ситуации еще новое свойство – без обратной связи, а проще говоря, исключим возможность пользования любыми хронометрами и уберем расписание и названия с пролетающих остановок. В отсутствии обратной связи человек не может делать точные сверки с реальностью и повлиять на ситуацию,  и ему остается полагаться на железнодорожную компанию, что поезд идет по расписанию. Все замедления и остановки будут влиять на течение субъективного времени. Как течет субъективное время в этом случае? Может дойти до мучительного ощущения, что время течет очень быстро, а поезд еде еле, очень медленно. В реальности, имея часы,  человек периодически  будет обращаться к расписанию, то есть делать  пространственные и временные сверки с реальностью.

Эти свойства вариантов отражены в предлагаемом методе опциями выбора с или без обратной связи, что является еще одним признаком адекватности метода реальным жизненным ситуациям. Исключение внешних хронометров и включение внутренних призвано выявить внутренние часы inner clocks.

Cориентироваться во времени - это повседневное и повсеместное,и вместе с тем животрепещущее свойство субъективного опыта. Сравнить свой темп с темпом нулевого градиента, провести соотнесения субъективного времени с объективным. Многочисленные сверки с реальностью во временном плане совершаются через  соотнесение с нулевым градиентом -  сравнением с течением объективного времени.

Повседневное, ежечасное, часто ежеминутное и часто ежесекундное, повсеместное, обыденное человеческое свойство субъективного времени – ориентирование и определение себя во временах. Выделить и поставить свой темп в отношение с темпом нулевого градиента, провести соотнесения субъективного времени с объективным. Сверка с реальностью. Через  сопоставимое сведение к нулевому градиенту как сравнение с течением объективного времени. Перечисленным условиям удовлетворяет метод  E E I P    - главным условием его выполнения как раз требование выполнить отмеривание равных интервалов.

Ограничения метода. Первое теоретическое ограничение для длительностей - выбранные любые равные длительности не могут быть длительнее, чем временная составляющая актуальной потребности. Для исследования субъективного времени человека, ожидающего своего привычного обеда в определенное время дня, длительность отмериваемых интервалов не может быть суточной или недельной. Практически же человеку и в голову не придет выбрать такие интервалы для продуцирования в этом ожидании, они будут естественными для него и будут короткими.

 Второе теоретическое ограничение для продуцируемых длительностей - длительности должны быть много больше погрешности приборов. В темпометрической лаборатории погрешность около 25-30 мсек.

Введение адекватного метода  E E I P   

Методы должны быть как можно более открытыми, чтобы их могли бы повторить как можно больше других людей, интересующихся темой. И чтобы в любой лаборатории их можно было бы повторить. 

Используемый в темпометрии первый метод формулируется как “Either equal interval production” и его отличает продуцирование любых интервалов без какого либо навязывания, синхронизации.  В этом принципиальное отличие метода от перечисленных выше методов отмеривания интервалов.

Возможна отдельная область, это в 4 квадранте, где происходит наведение извне музыкой, видео, рекламой, пропагандой с целью изучить результаты внешнего наведения на ход субъективных часов, на восприятие времени после рекламы, музыки или видео, как на страницах: 

Краткие сообщения - 1   Краткие сообщения - 2     Краткие сообщения - 3     Краткие сообщения - 4    Краткие сообщения - 5   Краткие сообщения - 6

 

Общая инструкция. В данном методе отмериваются интервалы между моментом нажатия и моментом отпускания левой кнопки мыши. Отмеривайте любые равные интервалы и получайте темпограмму замеров. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. Другим способом выполнения этого условия может быть погашенный на время выполнения задания экран компьютера.

Успешное использование метода предполагает скрупулезное выполнение Вами общей инструкции и соблюдение конкретных специфических условий выбранного Вами варианта. Для тестов с 16 по 100 должны быть соблюдены условия напряженных состояний. 

Если инструкция понятна и вы готовы – приступайте! Тесты пронумерованы. Выполняйте конкретные условия каждого теста.

Пройти простой тест на отмеривание 3 любых равных интервалов  - сюда             

Пройти длительный тест с выбором количества интервалов от 3 до 100 >>>>>>>>>>>>>>>>>

Абсолютная погрешность метода менее 30 миллисекунд. Убедиться в этом можно здесь >>>>>>>>>>>> 

Относительная погрешность вполне приемлема уже при длительности интервалов 1000 мсек и отвечает экспериментальным требованиям при более чем 1000 мсек.

 Masashi Yamada (1996) применил  метод продуцирования навязанных равных временных интервалов. Ten students from the Department of Musicology at the Osaka University of Arts were used as subjects. While in a soundproof room, the subjects tapped an aluminum board on a table with the middle fingers of their right hands with as an equal interval and intensity as possible. All subjects had experience in playing the piano and other instruments, but only at intermediate levels. Each subject made equal interval tapping in the tempi of 200, 370 and 800 ms/tap and the spontaneous tempo, i.e., the comfortable tempo for the subject to tap in equal intervals. The subjects were instructed not to count numbers of taps or to imagine music during the tapping.   Был обнаружен феномен возникновение паттернов  в процессе отмеривания.  Такие попытки упорядочивания у музыкантов представляются естественными – какой музыкант в здравом уме будет отбивать  последовательность  без попыток музыкального упорядочивания? Ниже график из работы Masashi Yamada "TEMPORAL CONTROL MECHANISM IN EQUAL INTERVAL TAPPING WITH METRONOME TICKING":

Fig. 1 Power spectra of temporal fluctuation in free tapping (lines with filled marks) and metronome tapping (lines with empty marks) for various tempi.

Второй метод. Метод последовательного переноса. Развитие аналогии (space & geometry, time & tempometry) естественным путем выводит на метод изучения движений сознания из одного момента времени в другой, а именно на метод последовательного переноса. Если просить переносить временной интервал (в исполнении инструкции отмерять любые равные интервалы), но не задавать направление, то направление, какое бы оно ни было, не исчезает и следы этого направления останутся на темпограмме. Обычно понимается физическое направление от прошлого к будущему, стрела времени, но в сознании это лишь одни из образов представления времени. Здесь же предметом является субъективное время продуцирования в сознании ощущений времени, чувствования времени, образов времени, ориентаций во времени, а не понятий времени. Темпограмма будет отражать направление или смену направлений, не прямо, но опосредованно неравномерностью в отсчете интервалов. Перенос произвольно выбранного интервала последовательно самому себе в процессе исполнения может внешне выглядеть как параллельный перенос на плоскости. Графическое изображение последовательного переноса также визуально более понятно на плоскости в виде графиков или темпограмм. Перенос произвольно выбранного интервала последовательно равным самому себе и восприятие таким образом самого себя в зеркале времени может быть выполнено разными психическими процессами: переносом образа, закрепленного мышечным чувством, образа, закрепленного на других уровнях психического отражения – на уровне представлений через представление себе длительности интервала, на уровне значений – отсчитывая про себя счетом и иными способами.

Третий метод - здесь представлен лишь его названием. Метод "пружины" (скрыто. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~)

Навязываемое внешнее обременение при продуцировании представляется излишним для исследования субъективных времен - и в этом новизна предлагаемого метода продуцирования. Наоборот, субъективные обременения проявят себя в рисунках темпограмм, отличающихся от идеального равномерного отмеривания интервалов. Необходимость нового метода без синхронизаций с чем либо извне, метода, который бы не навязывал человеку ничего в качестве эталона, назрела. Лингвистическое опосредование результатов через вербальные оценки также должны быть исключены. Этот модифицированный третий или новый пятый метод таков: метод последовательного переноса через продуцирование любых равных интервалов и исследование продуцированных интервалов в их последовательности. Возможно, он приблизит к ответу на вопрос о том, что же человек воспринимает, когда продуцирует равные интервалы. Вместе с тем, этот метод демонстрирует своеобразный разворот от многолетней исторически сложившейся формулировки темы как "восприятие времени" к продуцированию субъективного времени.

What is distinction between input and output?  Метод исследования по продуцированию временных интервалов означает развертывание на 180 градусов подхода к такой постановке научной темы как "восприятие времени". Воспринимать предлагаемые извне интервалы и продуцировать собственные, да такие, что представляются или ощущаются человеком как равные – совсем разные подходы к методу исследования. Вместе с тем, как в классическом методе, отмеченным еще Вильгельмом Вундтом в качестве простейшего из всех психологических методов измерений, сохраняется требование достижения равенства 2 ощущений, но со смещением интереса с интенсивности ощущений на длительность отмеряемых равных временных отрезков. Если даже оставаться в парадигме "Восприятие времени", все равно остаются вопросы о том, что воспринимается, и если воспринимается время, то какое время каких движений на каждом из уровней психической деятельности воспринимает человек при продуцировании последовательных равных интервалов. Особенно в свете закона заполненного временного отрезка, (С.Л. Рубинштейн). Открываются иные возможности для планирования и проведения исследований. К которым мы приглашаем всех интересующихся этой интересной темой.

К реализации метода в различных вариациях. Количество вариаций - открытый список в правой колонке вебстраницы.

Директивой, путеводной звездой, указателем на спектр возможностей для реализации метода может служить закон эмоционально детерминированной оценки времени (С.Л.Рубинштейн). Спектр возможностей для экспериментальных исследований будет отражением широкого спектра человеческих эмоций. Числом от 50 и выше. Поскольку биологическая роль эмоций сигнальная на шкале от «приятно» до «неприятно», то помещение человека в соответствующие ситуации будет достаточным для исследования субъективных времен. Что и используют. Так, изменения в потоке субъективных времен объяснены сексуальными намеками  - B. Kyu Kim и Gal Zauberman "Can Victoria’s Secret change the future? A subjective time perception account of sexual cue effects on impatience". На правой стороне спектра на уровне физиологических потребностей это ситуации голода, жажды через естественное воздержание от пищи, воды, это ситуации полового влечения, опорожнения кишечника и мочевого пузыря, возможно искусственное создание через соль на язык, перец чили на язык, создание боли, ощущения усталости и другие. Сюда же относятся разные зависимости: наркотическая, алкогольная, табака. Влияние различных зависимостей на течение субъективных времен освещено в работе «Subjective Duration in the Laboratory and the World Outside», авторов John Wearden, Alan O’Donoghue, Ruth Ogden, and Catharine Montgomery. Описаны результаты из 316 ситуаций за пределами лабораторий. Результаты лабораторных исследований курильщиков, лишенных сигарет в течение 24 часов, представлены на  http://www.tempometry.ru/cntnt/rus/left-column-rus/risunki/smoking_ab.html . Другие возможности открываются при создании ситуаций на правой стороне шкалы «безопасно» - «опасно», которые сопровождаются эмоциями испуга (Stetson C. at al.), страха, тревоги, стресса (Гаврилина А.), отчаяния, гнева, чувства оскорбления, ненависти, зависти, ярости, злобы, отвращения, ужаса и иными.

Если воспользоваться формулой Симонова П.В. для эмоций, то для актуальной потребности в моменте сила эмоции определяется соотношением величины потребности к разнице в информации:

                                                          Э = - П (Ин - Ис)

где: Э - степень эмоционального напряжения в текущий момент, Ин - информация, прогностически необходимая для организации действий по удовлетворению потребности П,  и Ис - наличная в текущий момент информация.

Об одном важном следствии. Уровни, на которых происходит информационное наполнение временных интервалов, могут быть разные - это уровни психического отражения мира и себя в мире. В соответствии с законом С.Л.Рубинштейна о заполненности временных интервалов интервалы не могут быть пустые, бессодержательные. Часто информационное наполнение сводится к висцеральной чувствительности.  Из «закона заполненного временного отрезка» С.Л.Рубинштейна  легко выводится следствие, которое формулируется так: пустых временных интервалов не существует. Даже если человек при отмеривании интервалов будет произносить про себя фразу “я ничем себе не помогаю при отмеривании равных интервалов”,  то сама фраза и ее текст будет тем содержанием, которым будут заполнены временные интервалы.  Если человек при отмеривании любых равных интервалов будет проговаривать про себя "я отмериваю пустые интервалы", именно это проговаривание будет заполнением этих "пустых" интервалов.

        Перейти к выполнению тестов методом E E I P  >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>                                                                       

Помещая человека в разные информационные условия можно варьировать течение субъективных времен.

В частности, на разных уровнях психического отражения могут быть созданные ситуации с задержками в завершении начатого, в которых рефлекс цели будет требовать от человека завершения. Задержки на разных уровнях достижения цели как по содержанию так и по времени могут быть самыми разными.

Ситуации  нетерпения, неудовлетворенности собой, нанесенного оскорбления, потери денег, сильного сомнения. С другой стороны спектра это ситуации счастья, удовольствия, любви, чувства безопасности, радости, приятного предвкушения, уверенности, чувства облегчения, состояния творческого подъема и вдохновения..........

Метод допускает расширение списка возможностей для тех, кто не знает, что это проверить невозможно по основанию явного противоречия  с классическими требованиями строгой науки иметь независимые переменные и выводить зависимости при строгой контролируемости переменных в лабораторных условиях. Метод позволяет удовлетворить любопытство (эмоция связанная с познавательной потребностью) психолога через проверку множества легких гипотез, сформулированных с открытым ответом на вопросы «а что если…..?». А что если попросить отмерять любыми равными интервалами временную последовательность Фибоначчи, арифметическую и геометрическую прогрессии; логарифмическую зависимость Вебера-Фехнера, степенную Стивенса; отмерять последовательно любые равные пары «один длинный- один короткий» и наоборот; последовательно отмерять 10 интервалов, удерживая клавишу мышки и отсчитывая в молчании: 0-1,  0-1-2,  0-1-2-3,  0-1-2-3-4,  0-1-2-3-4-5,  0-1-2-3-4-5-6, 0-1-2-3-4-5-6-7,  0-1-2-3-4-5-6-7-8,  0-1-2-3-4-5-6-7-8-9,  0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.

 Часто встречющиеся в жизни ситуации волевой детерминации, в которых имеют место быть две внутри противоречивые тенденции. Дополнительные условия позволяют провести сравнение воли и релаксации посредством внесения в задание требования либо напрячься и сконцентрироваться при выполнении задания, либо максимально расслабиться. С выяснением установлением одного из этих двух условий как предпочтительного или преобладающего у данного человека.

Диалектический подход С.Л.Рубинштейна в его отражении на экспериментальную проверку гипотез выводит на их расширенные проверки. Кроме стандартного условия – контрольной группы, которой не задается проверяемый параметр, нужна проверка влияния параметра с противоположным знаком. Если проверяется влияние растущего параметра, то нужна и проверка влияния этого же, но снижающегося параметра.

 

Волевые усилия человека на фоне приближения момента, которого с нетерпением ожидает человек. Диалектический подход требует проверки в экспериментальных условиях на шкале от минимального нетерпения до максимального терпения. Через цифровые значения субъективных времен, полученные в различных лабораторных условиях терпения, открываются возможности визуализировать волевые процессы личности.

Количество вариаций не исчерпывается вышеприведенным списком. В него не вошли вариации за границами принятых начальных теоретических рамок и ограничений. В него также не вошли лежащие за пределами психологии состояния, например истерии и депрессии. Последние, тем не менее, были бы также интересны для исследований.

Отдельный сектор для исследований - встроенные друг в друга любые равные интервалы разной длительности.

Воплощение метода “Either equal interval production” EEIP  в исследовательские программы выполнено Белти http://www.belti.ru/