Методы темпометрии
Новации в исследованиях субъективных времен
Выведение метода E E I P из теории
Из теоретических построений легко выводится метод продуцирования любых равных интервалов (Метод E E I P или Either Equal Intervals Production). Это метод продуцирования любых равных интервалов – принципиальный, то есть исходный, основной метод. Вариаций этого метода может быть несколько десятков, чтобы провести перекрестное сравнение. Метод позволяет непосредственно обнаружить, выразить и сделать доступным для исследования самое актуальное субъективное время. В этом его противоположность широко распространённым методам исследования в формулировке "восприятия времени" во всех их вариациях.
Было бы неблагодарно не вспомнить Вильгельма Максимиллиана Вундта – выдающегося немецкого психолога, создателя первой в мире психологической лаборатории. В 9 главе "Основ физиологической психологии: Об элементах душевной жизни. Интенсивность ощущения" Wilhelm Wundt (Grundzuge der Physiologischen Psychologie) перечислил три метода градации, среди которых метод установления равенства. В лаборатории Темпометрии используется этот метод, измененный до противоположности как метод установления равенства для продуцируемых интервалов. Кардинальность изменения которого состоит в развороте на 180 градусов метода Вундта для установления равенства.
Темпометрия, в значении этого термина как метода, получает и исследует данные о продуцировании тиков - «любых равных временных интервалов» без какого либо предварительного представления внешних стимулов, сенсомоторных синхронизаций (Stevens L., Alan M.Wing) и без задания конвенциальных интервалов, без внешних раздражений в виде объективных интервалов. Обрабатываются и исследуются различные соотношения между субъективными продуцированными интервалами. Все эти интервалы, в разной степени интенсивности, отражают субъективное время как отражение внутренних процессов. В этом существенное отличие используемого метода от всех других вариаций, называемых production. В качестве примера цитата из обстоятельной обзорной работы William Skylark и Warren Meck «Temporal Cognition: Connecting Subjective Time to Perception, Attention, and Memory». William Skylark и Warren Meck так перечисляют старые особенности метода Temporal production/reproduction. Time-perception researchers also use magnitude production tasks that are relatively rare in other fields. In these tasks, experimenters ask participants to produce a given time interval, either by holding down a button for a target duration, by making two responses that are separated by the target duration, or by making a response to terminate the presentation of a stimulus once a target duration has been reached (Mioni, Stablum, McClintock, & Grondin, 2014). In temporal production tasks, the target interval is verbally defined (e.g., “2 s”); in temporal reproduction tasks a particular duration is presented at the start of the trial and participants have to produce an interval of the same extent.
Важно свойство тиков - субъективно равных длительностей в том, что они равнодлительны для субъекта, хотя и могут быть объективно разнодлительными. Любые выбранные человеком длительности в их последовательности есть единицы отсчета в актуальном субъективном времени. Тик (tick) - субъективная единица времени.Выявленное свойство субъективного времени заслуживает отдельного названия. Если тик (tick) - субъективная единица времени, то возможные названия для процесса поддержания постоянства это: тикпасс или тикоскоп (tickpass or tickoscope). Привлекаемыми для лучшего понимания аналогами являются понятия гирокомпас и гироскоп.
В методе есть некое сходство с проективными тестами, в которых предлагается возможность вывернуть вовне внутренние процессы. Есть сходство with noninvasion methods of examination of a patient неинвазийными методами исследования. Сам метод не вносит возмущения в течение субъективных времен, но допускает исследовать вносимые в лаборатории возмущения для проверки гипотез. Метод не опосредован лингвистическими опосредствованиями в ходе оценок метода verbal estimation. Здесь уместно привести описание известных четырех методов и отметить отличия. Среди отличий, в третьем методе - продуцирование production навязываются внешние целевые интервалы во временных единицах отсчета времени, а не открываются собственные интервалы испытуемых.
До настоящего времени используется четыре метода исследований. Вот как они в изложении доктора Симона Грондина из университета Лаваль, Квебек, Канада. “ Specific Investigation Methods. Many methods have been proposed for assessing mean estimates and variability, and the appropriateness of a method may well depend on the range of duration under investigation. Traditionally, authors distinguish four main methods (Bindra & Waksberg, 1956; Wallace & Rabin, 1960; Zakay, 1993; see Grondin, 2008a). The method called verbal estimation entails the presentation of a target interval and the requirement that a participant provide a verbal estimation of its duration, using temporal units, such as seconds or minutes. In a second method, termed reproduction, an experimenter presents a target interval with a continuous sound or flash, for instance, and a participant reproduces the length of the interval by some operation. In a third method, referred to as production, the experimenter specifies a target interval in temporal units; then, a participant produces this interval. The production usually involves two finger “taps” marking the beginning and end of the interval, or pushing a button for a duration that is judged equivalent to the target interval.*3
The fourth method, called the method of comparison, is similar to those used in traditional psychophysics. Basically, a participant has to judge the relative duration of intervals presented successively and to indicate, by pressing the appropriate button, whether the second interval was shorter or longer than the first”.
*3. It is worth mentioning that the approach referred to as interval production may also refer to something else. Researchers who are interested in timing in motor behavior often use a series of continuous finger taps for producing intervals—a series that is usually preceded by a synchronization phase with auditory signals (Wing & Kristofferson, 1973; Zelaznik et al., 2002, 2008). These researchers are most often interested in the variability of the intertap intervals. Wing and Kristofferson proposed to submit the series of produced intervals to an autocorrelation analysis—that is, to an analysis revealing the influence exerted on a given production by the preceding produced intervals. This analysis is used to sort out the part of variability that belongs to each of two components: the temporal one that is attributed to a clock mechanism, and the motor one that is associated with the implementation of the intervals with finger taps. Finally, note that other researchers are interested mainly in timing in music perception and production, and they emphasize more specifically the ability to synchronize a finger with sensory events (synchronization task; for a review, see Repp, 2005). Sourse: Simon Grondin. (2010). Timing and time perception: A review of recent behavioral and neuroscience findings and theoretical directions. Attention, Perception, & Psychophysics 2010, 72 (3), 561-582 doi:10.3758/APP.72.3.561"
Так, автор Bonnie Roberts Chavez в статье "Effects of Stress and Relaxation on Time Perception" перечисляются четыре метода: Four methods have been used to measure duration perception in humans (Allan, 1979; Fraisse, 1984; Zakay, 1990): 1) the method of discrimination requires a subject to tell which of several presented stimulus intervals is longest; 2) the method of reproduction requires a subject to produce an interval of the same duration as a given stimulus interval; 3) the method of verbal estimation (time estimation) requires a subject to give a numerical estimate (usually in conventional time units of seconds or minutes) of the duration of a given interval period; 4) the method of production (time Production) requires a subject to produce an interval given by the experimenter in conventional units (e.g., 1 minute).
Те же 4 метода перечислила в 1979 году LORRAINE G. ALLAN в работе «The perception of time» https://link.springer.com/content/pdf/10.3758%2FBF03204158.pdf
Dan Zakay (1990) identifies four paradigms to study interval estimation: (a) verbal estimation: after exposure to a time interval report how much time has elapsed; (b) interval production: produce an interval of a certain duration, for example a minute; (c) interval reproduction: perceive an interval of a certain duration, and then reproduce it; and (d) interval comparison: compare two intervals and report which is longer.
Что общее во всех четырех перечисленных методах? Это навязывание внешних временных ориентиров в экспериментальных условиях. Навязывание внешних ориентиров для изучения ориентировки человека во времени успешно закрепило свою полезную научную целесообразность и продолжает активно использоваться сегодня В Европе (Anna Christina Nobre. Orienting attention to instants in time), в Японии, Masashi Yamada, Noboru Masuda and Hiromi Hashimoto - “Tapping Synchronized with Metronome Ticking or Light Blinking” и Sayako Ueda & Shingo Shimoda: Subjective time compression induced by continuous action.
В этих методах используются различные способы синхронизации с внешними сигналами, разные искусственные способы наведения извне на течение субъективного времени, putting on the track. Темпометрия выходит за границы этих методов для преодоления некоторого противоречия. Оно существует как противоречие между предметом исследования и методом и может быть преодолено, если не навязывать внешние временные интервалы.
Возможно провести условное разделение на прямые и обратные задачи и обратиться к обратным задачам. Если задачи исследований, формулируемых как «восприятие времени» обозначить прямыми задачами, то каковы будут обратные задачи? Прямые задачи ориентированы на восприятие объективного времени во всех возможных разновидностях. Задачи создать условия в экспериментах и изучить их влияния на результаты восприятия времени. Прямые задачи отличает условие: внешний сигнал на входе и субъективная реакция восприятия. Обратные задачи отличает условие: субъективные равности тиков pacemaker и внешний сигнал на выходе. Обратная задача – объяснить внешне наблюдаемые результаты на выходе при продуцировании субъективных равностей внутренних субъективных часов. Вместо внешнего метронома в его отражении на субъективность исследовать внутренний метроном, задавая ему условие поддерживать постоянный темп отсчета субъективных единиц времени в различных экспериментальных условиях.
Особенность первых трех методов – опосредование чистой исследуемой субстанции вербальными оценками. Анкеты и опросники - не прямые методы. Своеобразные словесные переводы для исследователя полученных оценок самим испытуемым того, что, как ему кажется, есть его "чувство" времени. Слабая степень релевантности модели к предмету. Этим недостатком отличаются все опросники, в том числе “страдает” ценность опросника временной перспективы Ф. Зимбардо - уже по основанию расплывчатости и относительности субъективных единиц отсчета. Изучать субъективное время по опроснику Ф.Зимбардо - это все равно что изучать больных лишь по симптомам со слов больных, не прибегая к иным методам исследования больных (без рентгена, без анализов крови, без биопсии, без МРТ, КТ и даже не пощупав пульс). О методе с субъективным оцениванием Ф.Зимбардо можно отметить следующее: используя сеть Ф.Зимбардо - сплетенную из нитей-вопросов паутину, поймать что либо существенное затруднительно. Какова сеть – таков и улов. Оценивание интроспективных ощущений по 5 степеням (- -, -, 0, +, ++) на 5 шкалах очень похоже на обмен собственной валюты на другие, но по произвольным субъективным курсам. Шкалы просто не могут быть однозначными для всех участников в выборке. Такова условная, натянутая "объективность" всех психологических методов шкалирования ощущений, представлений, мнений. Вместе с тем, большим плюсом этой методики является то, что в рассмотрении берется субъективность в оценках на эмоциональном уровне и уровне значений. Искренность опрашиваемого человека остается под вопросом. Не приходится сомневаться в искренности, когда человек опрашивается по опроснику физического здоровья у врача в клинике, чтобы оценить серьезность своего заболевания. В психологических опросах человек может приукрашивать самооценки, особенно когда человеку выгоднее казаться лучше. Контекст опроса может вносить существенные искажения в ответы на казалось бы исчерпывающий набор вопросов Ф.Зимбардо. Все таки есть разница между реальностью, объективностью и сообщаемым в ответах на вопросы анкеты.Полнота отображения исследуемых качеств ограничена мерой искренности и индивидуальным наполнением содержания используемых в тесте формулировок. Возможны фальсификации. Тем не менее, это легкая по результативности методика для первого приближения к предмету исследования, в основу которой положены субъективные оценки испытуемых на эмоциональном и эмпирическом уровнях их сознания. Как метод психологической самопомощи методика Ф.Зимбардо - полезный продуктивный метод (даже без косоугольного или ортогонального вращений осей Varimax!), помогающий уяснить самому себе свою временную ориентацию по 5 условным параметрам.
Согласно выводу из исследования Зиминой С.В. в работе Восприятие времени человека: медико-психологические аспекты. , “Изучение практически здоровых лиц позволило установить, что так называемая “норма” неоднородна по показателю восприятия времени и имеет несколько вариантов дневной динамики индивидуальной минуты,…..” . "Нормы" в классификациях собственных единиц времени, выведенные Цукановым Б.И.,также весьма условны и относительны. Их условность связана с конкретной ситуацией, в которой происходили замеры собственных единиц времени.При задании синхронизировать предъявляемые интервалы форма подачи внешних интервалов (вспышки, звуки) сама может быть предметом исследований (Fumiko Matsuda, Muchihiko Matsuda).
Метод продуцирования (production), в том виде, в котором он использовался до сих пор в исследованиях, отличает предварительное навязывание объективных единиц времени, предварительное научение, демонстрация эталонов, предъявление стимулов и других рамок, сформулированных заранее. В работе Didier Delignières, Loïc Lemoine & Kjerstin Torre "Time Intervals Production in Tapping and Oscillatory Motion" EA 2991, University Montpellier I, France, был выбран метод synchronization-continuation tapping task. During the firststage participants were requested to synchronize their taps with the signals emitted by ametronome following a frequency of 1.25 Hz. After 10 signals the metronome was removed,and participants tried to continue to tap regularly, following the initial tempo. То есть сначала предъявляли внешний интервал длительностью 0,73 секунды, затем просили воспроизвести. Воспроизводимые интервалы лежали в диапазоне от 0.43 to 0.99s. Для предъявляемых интервалов в 0,79 секунды разброс был от 0.65 to 0.93 секунды.
Похожее предварительное навязывание извне продуцируемых интервалов отличает методику Madison Guy --------"Isochronous serial interval production".
Вот как излагает ранее используемый метод продуцирования J. H. Wearden Keele University, Keele, UK и Helga Lejeune, University of Lie`ge, Lie`ge, Belgium, в работе “Scalar properties in human timing: Conformity and violations”: In the method of production, participants are required to make some response or response sequence that lasts some particular length of time, specified in conventional time units (e.g., “hold down this button for one second”). THE QUARTERLY JOURNAL OF EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY, June 2007.
Можно ли предоставить испытуемым свободу выбора и самовыражения для своего субъективного отсчета времени? Темпометрические методы предоставляют такие возможности. В них человек сам
выбирает субъективно равные единичные длительности.
Новизна, оригинальность и приоритетность используемого метода. Метод реализует и решает обратную задачу к ракурсу, формулируемому как "восприятие времени". Нововведение от Tempometry Lab в метод продуцирования интервалов в том, что испытуемый сам открывает исследователям свои личные интервалы. И эти интервалы могут быть любые, без какого либо навязывания извне. Кроме этого, в рассмотрение и анализ включаются и паузы (промежутки) между продуцируемыми интервалами. Длительности пауз – это сообщения. Длительность пауз - это информация, выдаваемая попутно, без целенаправленного сознательного контроля. Метод может быть отмечен в качестве отдельного, пятого метода к упомянутым выше известным четырем методам, как они есть в изложении доктора Симона Грондина. Главное отличие - никаких навязанных извне синхронизаций с объективными интервалами. При обработке первичных данных берется в рассмотрение единичный человек. Не выводятся средние групповые показатели, вроде средней температуры у больных в больнице. Выводятся индивидуальные и групповые тенденции в продуцируемых длительностях. Предлагаемый новый метод отличается и от метода Spontaneous motor tempo (Alex Frid, P.Fraisse) in FingerTapping тем, что требует отмеривать любые равные интервалы. Принципиальная разница - любые субъективно равные интервалы, а не любые спонтанные интервалы. Метод требует всего лишь отмеривать любые равные длительности. Первичные результаты замеров берутся в анализ без каких либо усреднений и фильтраций (как пример такой фильтрации - используемый указанными авторами 5-point Median Filtering), то есть в первичном естественном виде, как они продуцируются. Каждый интервал получает порядковый номер. В объективном времени номер совпадал бы с нумерацией на шкале времени и отражал бы последовательность выбранных единиц объективного времени. Используемый в Tempometry Lab метод более прямой, менее опосредованный, и более аутентичный предмету исследований - уникальному (в объективный период замера) субъективному времени. Кроме этого, это невозмущающий метод. Процесс замера необратим и неповторим в строгом смысле повторяемости научного эксперимента. Периодические и возобновляемые потребности человека позволяют создавать экспериментальные условия, в большой степени удовлетворящие требованию повторяемости.
Вряд ли можно отнести к новациям практикуемое в темпометрии бережное отношение к первичным данным из экспериментов. Также не ново использование возможностей Excel для исследования первичных данных. Новизна есть в отказе от приготовления «фарша» из первичных данных. Простые инструменты анализа, без измельчения первичных данных в "фарш" после пропускания через изощренные статистики Excel позволяют открывать новые феномены. В тоже время, в качестве примера, закинутый в психологию метод семантического дифференциала Ч.Осгуда и методика Ф.Зимбардо – яркие примеры ловли ускользающих угрей сетями с крупными ячейками. Действительной новацией является рассмотрение понятия времени Аристотелем в динамике, в изменениях всей последовательности моментов времени. “Time is the number of change in respect of before and after.” Новация в том, что исследуется динамика отношений для длительностей "теперь", "до" и "после". Кроме этого, в отношения "до" и "после" включаются еще паузы между интервалами в субъективном времени.
Interval - The touch-phase, defined as the time between onset and offset of the finger tap.
Interim - The off-phase, the period between offset and onset.
Второе принципиальное отличие от уже известных методов, вносящее новизну в исследование субъективного времени. Включение в рассмотрение и анализ пауз (промежутков) между последовательными отмеривании любых равных интервалов позволяет узнать больше о подсознательных явлениях между интервалами. Метод регламентирует сознательно отмеривать интервалы и не регламентирует паузы (промежутки). Длительности промежутков также могут нести информацию о процессах продуцирования любых равных интервалов. В терминологии израильских авторов Alex Frid, Yizhar Lavner, Israel Rabinowitz, что изложен в их работе “Analysis of finger tapping parameters in people with ADHD” называются как The touch-phase, defined as the time between onset and offset of the finger tap и The off-phase, the period between offset and onset. В японских методиках исполнения задания отбивать равные интервалы паузы (промежутки) фактически сокращены до фазы удара и не принимаются во внимание. В предлагаемом методе и паузы (промежутки) между продуцируемыми интервалами берутся во внимание исследователя.
Еще одно отличие метода - возможность легкой воспроизводимости результатов. Любой психолог может проверить свои результаты и результаты коллег, используя аппаратно-программный комплекс от Лаборатории Темпометрии, в котором реализован метод.
Метод может быть использован в преподавании психологии в учебных заведениях как полезный инструмент демонстраций и исследований.
Метод позволяет участвовать в экспериментах группам исследователей для проверки выдвинутых гипотез. Метод открытый и доступный.
Темпометрические интервальные шкалы психики
В физике особенность интервальных шкал в том, что нулевые точки на шкалах произвольны и не отражают отсутствие измеряемого объекта. Справедливо ли это для субъективных шкал - вопрос открытый?
Другая особенность в их договорной применимости как инструмента измерений.
Еще особенность в их относительности по отношению к другим интервальным шкалам для измерения одного и того же физического параметра, что следует из сравнения интервальных шкал температур Цельсия и Фаренгейта. Если на шкале Цельсия один раз видим 10 градусов, затем видим 20 градусов,
то будет ошибкой утверждать, что во втором случае стало теплее в два раза. Ведь в то же время на шкале Фаренгейта будут соответственно цифры 50 и 68 градусов, разница в 36%.
Принятые в утилитарных целях интервалы температуры в своей основе произвольны, хотя и строго операционально определены для использования.
Шкалы длительностей также произвольны, самая известная равномерная шкала с единицей измерения в одну секунду.
Темпометрика субъективных времен. В первом приближении субъективные времена не обязательно должны быть равномерными, и вполне могут иметь разнодлительные интервалы, меняющиеся на фоне объективных интервалов. Темпометрика может казаться произвольной, будучи оставаясь детерминированной.
Разнодлительнсти в интервальных шкалах для субъективных времен, казалось бы, создают непреодолимые трудности, но это не так, если их отражать на шкалу объективного времени, что и практикуется в методах темпометрии. Интервальные шкалы субъективных времен каждый раз должны называться (по аналогии с Цельсием и Фаренгейтом) именем конкретного человека - Петрова, Иванова, Сидорова. Причем с указанием на момент конкретного объективного времени с другими существенными параметрами. Ведь это шкала субъективного времени единичного человека в данных условиях.
В предлагаемых методах темпометрии субъективно равные интервалы на субъективных интервальных шкалах "выворачиваются с изнанки" на объективное время, отображаются на объективные временные интервалы.
Объективные замеры субъективно равных интервалов оказываются изнанкой вывернутого наружу субъективного времени. Для визуализации результатов можно использовать темпограммы отмеренных субъективно равных интервалов:
Пример флуктуаций в темпометрике
Вопрос об адекватности методов исследования субъективных времен.
Универсального метода для исследования субъективных времен быть не может, но требования к методам исследования известны как требования валидности. Методы должны более изоморфны по охвату, более близки в плане полноты соответствия психической реальности субъективных времен, должны отражать существенные черты исследуемой сущности. Больше сходства и подобия. Неизбежные лабораторные удаления и отрывы от психической действительности должны быть минимальными.
Метод, как и модель должны как можно меньше искажать реальную психическую действительность и быть более адекватными психической действительности, быть более приближенными к наблюдаемой психической действительности.
Что выделяется в повседневности человеческого бытия? В наблюдениях за повседневным поведением людей констатируются многочисленные факты обращения к различным потокам времени с нулевым градиентом: миллисекундам, секундам, минутам, часам, суткам, неделям, месяцам, годам, десятилетиям и другим. Сколько раз в течение дня каждый живой человек адресует свои запросы к таким потокам?
Для иллюстрации отображения предлагаемого метода на зеркало реальности можно обратиться к примерам. В качестве простого примера динамическая ситуация: человеку необходимо попасть из пункта А в пункт Б, в котором в определенное время назначена очень важная встреча. Рассмотрим два различных варианта движения, движение на автомобиле с возможностью изменения движения и движение на поезде, когда нет возможности повлиять на скорость. В одном случае можно оперативно использовать обратную связь, в другом случае такой возможности нет. Автомобилисту предоставлена возможность двигаться с любой выбранной скоростью. Он ее выбрал и движется. Он может менять скорость, если ему покажется, что он может опоздать. В другом варианте человек отправляется поездом – динамика иная. Придадим этой ситуации еще новое свойство – без обратной связи, а проще говоря, исключим возможность пользования любыми хронометрами и уберем расписание и названия с пролетающих остановок. В отсутствии обратной связи человек не может делать точные сверки с реальностью и повлиять на ситуацию, и ему остается полагаться на железнодорожную компанию, что поезд идет по расписанию. Все замедления и остановки будут влиять на течение субъективного времени. Как течет субъективное время в этом случае? Может дойти до мучительного ощущения, что время течет очень быстро, а поезд еде еле, очень медленно. В реальности, имея часы, человек периодически будет обращаться к расписанию, то есть делать пространственные и временные сверки с реальностью.
Эти свойства вариантов отражены в предлагаемом методе опциями выбора с или без обратной связи, что является еще одним признаком адекватности метода реальным жизненным ситуациям. Исключение внешних хронометров и включение внутренних призвано выявить внутренние часы inner clocks.
Cориентироваться во времени - это повседневное и повсеместное,и вместе с тем животрепещущее свойство субъективного опыта. Сравнить свой темп с темпом нулевого градиента, провести соотнесения субъективного времени с объективным. Многочисленные сверки с реальностью во временном плане совершаются через соотнесение с нулевым градиентом - сравнением с течением объективного времени.
Повседневное, ежечасное, часто ежеминутное и часто ежесекундное, повсеместное, обыденное человеческое свойство субъективного времени – ориентирование и определение себя во временах. Выделить и поставить свой темп в отношение с темпом нулевого градиента, провести соотнесения субъективного времени с объективным. Сверка с реальностью. Через сопоставимое сведение к нулевому градиенту как сравнение с течением объективного времени. Перечисленным условиям удовлетворяет метод E E I P - главным условием его выполнения как раз требование выполнить отмеривание равных интервалов.
Ограничения метода. Первое теоретическое ограничение для длительностей - выбранные любые равные длительности не могут быть длительнее, чем временная составляющая актуальной потребности. Для исследования субъективного времени человека, ожидающего своего привычного обеда в определенное время дня, длительность отмериваемых интервалов не может быть суточной или недельной. Практически же человеку и в голову не придет выбрать такие интервалы для продуцирования в этом ожидании, они будут естественными для него и будут короткими.
Второе теоретическое ограничение для продуцируемых длительностей - длительности должны быть много больше погрешности приборов. В темпометрическом программном комплексе измерительный шум около 25-30 мсек.
К реализации адекватного метода E E I P
Методы должны быть как можно более открытыми, чтобы их могли бы повторить как можно больше других людей, интересующихся темой. И чтобы в любой лаборатории их можно было бы повторить.
Используемый в темпометрии первый метод формулируется как “Either equal interval production” и его отличает продуцирование любых интервалов без какого либо навязывания, синхронизации. В этом принципиальное отличие метода от перечисленных выше методов отмеривания интервалов.
Принципиально важное замечание об измерении – оценке класса субъективных интенсивностей, которые сопровождают процесс отмеривания равных интервалов времени. Произвольность выбора. Человек сам задает себе единицу измерения. Она может быть названа даже воображаемой или усвоенной секундой, как это часто делают в экспериментах. При таком произвольном выборе человеку кажется, что длительность предыдущего интервала равна длительности отмериваемого интервала. Кажимость равности – субъективная, а результаты замеров в миллисекундах – объективная реальность того, что кажется равным.
Вариации метода, который (используя терминологию В.Вундта) можно назвать методом субъективных различий сведенных к нулю. Они также основаны
на развороте на 180 градусов метода градации, изложенного в 9 главе «Интенсивность ощущения» работы В.Вундта «Основы физиологической
психологии. Об элементах душевной жизни. Интенсивность ощущения». Этот метод реализуется в темпометрии везде и в частности в серии экспериментов под №10 и №11, или
продуцирование последовательностей Фибоначчи. Субъективные градации
продуцируемых интервалов времени «выворачиваются» на шкалу объективного времени.
При анализе в объективном времени выявляются свойства субъективного времени при
установлении градаций, в данном частном методе различий, градаций в
последовательности Фибоначчи. Такому же развороту может быть подвержен метод И.Ф.З.Меркель, - метод двойных раздражений. Для его простой реализации в
темпометрии нужно продуцировать два интервала, второй вдвое длительнее, чем
первый. Модификаций этих методов может быть несколько. Принципиальный разворот на 180 градусов состоит в замене восприятия объективных интервалов продуцированием субъективных интервалов.
Возможна отдельная область, это в 4 квадранте, где происходит наведение извне музыкой, видео, рекламой, пропагандой с целью изучить результаты внешнего наведения на ход субъективных часов, на восприятие времени после рекламы, музыки или видео, как на страницах:
Краткие сообщения - 1 Краткие сообщения - 2 Краткие сообщения - 3 Краткие сообщения - 4
Краткие сообщения - 5 Краткие сообщения - 6 Краткие сообщения - 7 Краткие сообщения - 8
Общая инструкция. В данном методе отмериваются интервалы между моментом нажатия и моментом отпускания левой кнопки мыши. Отмеривайте любые равные интервалы и получайте темпограмму замеров. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. Другим способом выполнения этого условия может быть погашенный на время выполнения задания экран компьютера.
Узнать больше о методе и тестах - сюда >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>.
Успешное использование метода предполагает скрупулезное выполнение Вами общей инструкции и соблюдение конкретных специфических условий выбранного Вами варианта. Для тестов с 16 по 100 должны быть соблюдены условия напряженных состояний.
Если инструкция понятна и вы готовы – приступайте! Тесты пронумерованы. Выполняйте конкретные условия каждого теста.
Пройти простой тест на отмеривание 3 любых равных интервалов - сюда
Пройти длительный тест с выбором количества интервалов от 3 до 100 >>>>>>>>>>>>>>>>>
Абсолютная погрешность программного комплекса менее 30 миллисекунд. Убедиться в этом можно здесь >>>>>>>>>>>>
Относительные погрешности разных испытуемых вполне приемлемы уже при длительности интервалов 1000 мсек и отвечает экспериментальным требованиям при более чем 1000 мсек. Измерительный шум равен приблизительно 25 мсек. Воплощение метода “Either equal interval production” EEIP в исследовательские программы выполнено Белти http://www.belti.ru/
Masashi Yamada (1996) применил метод продуцирования навязанных равных временных интервалов. Ten students from the Department of Musicology at the Osaka University of Arts were used as subjects. While in a soundproof room, the subjects tapped an aluminum board on a table with the middle fingers of their right hands with as an equal interval and intensity as possible. All subjects had experience in playing the piano and other instruments, but only at intermediate levels. Each subject made equal interval tapping in the tempi of 200, 370 and 800 ms/tap and the spontaneous tempo, i.e., the comfortable tempo for the subject to tap in equal intervals. The subjects were instructed not to count numbers of taps or to imagine music during the tapping. Был обнаружен феномен возникновение паттернов в процессе отмеривания. Такие попытки упорядочивания у музыкантов представляются естественными – какой музыкант в здравом уме будет отбивать последовательность без попыток музыкального упорядочивания? Ниже график из работы Masashi Yamada "TEMPORAL CONTROL MECHANISM IN EQUAL INTERVAL TAPPING WITH METRONOME TICKING":
Fig. 1 Power spectra of temporal fluctuation in free tapping (lines with filled marks) and metronome tapping (lines with empty marks) for various tempi.
Второй метод. Метод последовательного переноса. Развитие аналогии (space & geometry, time & tempometry) естественным путем выводит на метод изучения движений сознания из одного момента времени в другой, а именно на метод последовательного переноса. Если просить переносить временной интервал (в исполнении инструкции отмерять любые равные интервалы), но не задавать направление, то направление, какое бы оно ни было, не исчезает и следы этого направления останутся на темпограмме. Обычно понимается физическое направление от прошлого к будущему, стрела времени, но в сознании это лишь одни из образов представления времени. Здесь же предметом является субъективное время продуцирования в сознании ощущений времени, чувствования времени, образов времени, ориентаций во времени, а не понятий времени. Темпограмма будет отражать направление или смену направлений, не прямо, но опосредованно неравномерностью в отсчете интервалов. Перенос произвольно выбранного интервала последовательно самому себе в процессе исполнения может внешне выглядеть как параллельный перенос на плоскости. Графическое изображение последовательного переноса также визуально более понятно на плоскости в виде графиков или темпограмм. Перенос произвольно выбранного интервала последовательно равным самому себе и восприятие таким образом самого себя в зеркале времени может быть выполнено разными психическими процессами: переносом образа, закрепленного мышечным чувством, образа, закрепленного на других уровнях психического отражения – на уровне представлений через представление себе длительности интервала, на уровне значений – отсчитывая про себя счетом и иными способами.
Третий метод - здесь представлен лишь его названием. Метод "пружины" (скрыто. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~)
Навязываемое внешнее обременение при продуцировании представляется излишним для исследования субъективных времен - и в этом новизна предлагаемого метода продуцирования. Наоборот, субъективные обременения проявят себя в рисунках темпограмм, отличающихся от идеального равномерного отмеривания интервалов. Необходимость нового метода без синхронизаций с чем либо извне, метода, который бы не навязывал человеку ничего в качестве эталона, назрела. Лингвистическое опосредование результатов через вербальные оценки также должны быть исключены. Этот модифицированный третий или новый пятый метод таков: метод последовательного переноса через продуцирование любых равных интервалов и исследование продуцированных интервалов в их последовательности. Возможно, он приблизит к ответу на вопрос о том, что же человек воспринимает, когда продуцирует равные интервалы. Вместе с тем, этот метод демонстрирует своеобразный разворот от многолетней исторически сложившейся формулировки темы как "восприятие времени" к продуцированию субъективного времени.
What is distinction between input and output? Метод исследования по продуцированию временных интервалов означает развертывание на 180 градусов подхода к такой постановке научной темы как "восприятие времени". Воспринимать предлагаемые извне интервалы и продуцировать собственные, да такие, что представляются или ощущаются человеком как равные – совсем разные подходы к методу исследования. Вместе с тем, как в классическом методе, отмеченным еще Вильгельмом Вундтом в качестве простейшего из всех психологических методов измерений, сохраняется требование достижения равенства 2 ощущений, но со смещением интереса с интенсивности ощущений на длительность отмеряемых равных временных отрезков. Если даже оставаться в парадигме "Восприятие времени", все равно остаются вопросы о том, что воспринимается, и если воспринимается время, то какое время каких движений на каждом из уровней психической деятельности воспринимает человек при продуцировании последовательных равных интервалов. Особенно в свете закона заполненного временного отрезка, (С.Л. Рубинштейн). Открываются иные возможности для планирования и проведения исследований. К которым мы приглашаем всех интересующихся этой интересной темой.
К реализации метода в различных вариациях. Количество вариаций - открытый список в правой колонке вебстраницы.
Директивой, путеводной звездой, указателем на спектр возможностей для реализации метода может служить закон эмоционально детерминированной оценки времени (С.Л.Рубинштейн). Спектр возможностей для экспериментальных исследований будет отражением широкого спектра человеческих эмоций. Числом от 50 и выше. Поскольку биологическая роль эмоций сигнальная на шкале от «приятно» до «неприятно», то помещение человека в соответствующие ситуации будет достаточным для исследования субъективных времен. Что и используют. Так, изменения в потоке субъективных времен объяснены сексуальными намеками - B. Kyu Kim и Gal Zauberman "Can Victoria’s Secret change the future? A subjective time perception account of sexual cue effects on impatience". На правой стороне спектра на уровне физиологических потребностей это ситуации голода, жажды через естественное воздержание от пищи, воды, это ситуации полового влечения, опорожнения кишечника и мочевого пузыря, возможно искусственное создание через соль на язык, перец чили на язык, создание боли, ощущения усталости и другие. Сюда же относятся разные зависимости: наркотическая, алкогольная, табака. Влияние различных зависимостей на течение субъективных времен освещено в работе «Subjective Duration in the Laboratory and the World Outside», авторов John Wearden, Alan O’Donoghue, Ruth Ogden, and Catharine Montgomery. Описаны результаты из 316 ситуаций за пределами лабораторий. Результаты лабораторных исследований курильщиков, лишенных сигарет в течение 24 часов, представлены на http://www.tempometry.ru/cntnt/rus/left-column-rus/risunki/smoking_ab.html . Другие возможности открываются при создании ситуаций на правой стороне шкалы «безопасно» - «опасно», которые сопровождаются эмоциями испуга (Stetson C. at al.), страха, тревоги, стресса (Гаврилина А.), отчаяния, гнева, чувства оскорбления, ненависти, зависти, ярости, злобы, отвращения, ужаса и иными.
Если воспользоваться формулой Симонова П.В. для эмоций, то для актуальной потребности в моменте сила эмоции определяется соотношением величины потребности к разнице в информации:
Э = - П (Ин - Ис)
где: Э - степень эмоционального напряжения в текущий момент, Ин - информация, прогностически необходимая для организации действий по удовлетворению потребности П, и Ис - наличная в текущий момент информация.
Об одном побочном эффекте метода. Если
вас переполняют эмоции и вы хотите успокоиться, вы можете использовать побочный
эффект метода отмеривания субъективно равных длительностей. Отмерьте хотя бы три равных интервала,
сопровождая каждое отмеривание ровным отсчетом 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 , 8, 9,
10. Оцените цифры и визуализацию результата – вылетает сразу после выполнения. Доступно на правой стороне сайта, для
экспериментов http://tempometry.ru/cntnt/rus/left-column-rus/eksperimen11.html Это покажет еще, насколько быстро вы можете овладеть собой при сильных эмоциях.
Об одном важном следствии. Уровни, на которых происходит информационное наполнение временных интервалов, могут быть разные - это уровни психического отражения мира и себя в мире. В соответствии с законом С.Л.Рубинштейна о заполненности временных интервалов интервалы не могут быть пустые, бессодержательные. Часто информационное наполнение сводится к висцеральной чувствительности. Из «закона заполненного временного отрезка» С.Л.Рубинштейна легко выводится следствие, которое формулируется так: пустых временных интервалов не существует. Даже если человек при отмеривании интервалов будет произносить про себя фразу “я ничем себе не помогаю при отмеривании равных интервалов”, то сама фраза и ее текст будет тем содержанием, которым будут заполнены временные интервалы. Если человек при отмеривании любых равных интервалов будет проговаривать про себя "я отмериваю пустые интервалы", именно это проговаривание будет заполнением этих "пустых" интервалов.
Перейти к выполнению тестов методом E E I P >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Помещая человека в разные информационные условия можно варьировать течение субъективных времен.
В частности, на разных уровнях психического отражения могут быть созданные ситуации с задержками в завершении начатого, в которых рефлекс цели будет требовать от человека завершения. Задержки на разных уровнях достижения цели как по содержанию так и по времени могут быть самыми разными.
Ситуации нетерпения, неудовлетворенности собой, нанесенного оскорбления, потери денег, сильного сомнения. С другой стороны спектра это ситуации счастья, удовольствия, любви, чувства безопасности, радости, приятного предвкушения, уверенности, чувства облегчения, состояния творческого подъема и вдохновения..........
Метод допускает расширение списка возможностей для тех, кто не знает, что это проверить невозможно по основанию явного противоречия с классическими требованиями строгой науки иметь независимые переменные и выводить зависимости при строгой контролируемости переменных в лабораторных условиях. Метод позволяет удовлетворить любопытство (эмоция связанная с познавательной потребностью) психолога через проверку множества легких гипотез, сформулированных с открытым ответом на вопросы «а что если…..?». А что если попросить отмерять любыми равными интервалами временную последовательность Фибоначчи, арифметическую и геометрическую прогрессии; логарифмическую зависимость Вебера-Фехнера, степенную Стивенса; отмерять последовательно любые равные пары «один длинный- один короткий» и наоборот; последовательно отмерять 10 интервалов, удерживая клавишу мышки и отсчитывая в молчании: 0-1, 0-1-2, 0-1-2-3, 0-1-2-3-4, 0-1-2-3-4-5, 0-1-2-3-4-5-6, 0-1-2-3-4-5-6-7, 0-1-2-3-4-5-6-7-8, 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9, 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.
Часто встречющиеся в жизни ситуации волевой детерминации, в которых имеют место быть две внутри противоречивые тенденции. Дополнительные условия позволяют провести сравнение воли и релаксации посредством внесения в задание требования либо напрячься и сконцентрироваться при выполнении задания, либо максимально расслабиться. С выяснением установлением одного из этих двух условий как предпочтительного или преобладающего у данного человека.
Диалектический подход С.Л.Рубинштейна в его отражении на экспериментальную проверку гипотез выводит на их расширенные проверки. Кроме стандартного условия – контрольной группы, которой не задается проверяемый параметр, нужна проверка влияния параметра с противоположным знаком. Если проверяется влияние растущего параметра, то нужна и проверка влияния этого же, но снижающегося параметра.
Волевые усилия человека на фоне приближения момента, которого с нетерпением ожидает человек. Диалектический подход требует проверки в экспериментальных условиях на шкале от минимального нетерпения до максимального терпения. Через цифровые значения субъективных времен, полученные в различных лабораторных условиях терпения, открываются возможности визуализировать волевые процессы личности.
Количество вариаций не исчерпывается вышеприведенным списком. В него не вошли вариации за границами принятых начальных теоретических рамок и ограничений. В него также не вошли лежащие за пределами психологии состояния, например истерии и депрессии. Последние, тем не менее, были бы также интересны для исследований.
Отдельный сектор для исследований - встроенные друг в друга любые равные интервалы разной длительности.
Воплощение метода “Either equal interval production” EEIP в исследовательские программы выполнено Белти http://www.belti.ru/