Краткие сообщения - 4

Субъективные равности отмеренных интервалов и их объективные разности

Короткие сообщения по результатам Группового эксперимента

Испытуемые - тинейджеры обоих полов в возрасте от 16 до 20 лет. Замеры производились в спокойной обстановке классных комнат школ и гимназий, без видимых цейтнотов и дедлайнов. Фоновым пространственным аналогом условий эксперимента может служить задача держать курс в условиях легкого морского бриза (насколько он возможен в таком возрасте). Антиподом может служить пространственный образ задачи держать курс в бушующем море страстей. Влиянием лабораторного времени в данном эксперименте можно пренебречь.

Объективное время в его восприятии – воспринимается в субъективной системе координат.  Отличие от физической системы в том, что субъективно равные интервалы объективно не равные. Для описания механического движения используются производные по объективному времени dt. Поскольку предметом здесь является само время, то в темпометрии предлагается использовать производные по последовательным номерам отмериваемых длительностей. Это соответствует отмериваемому числовому ряду, поскольку этот числовой ряд - ряд субъективно равных продуцируемых интервалов. В идеальном случае выполнения задания отмерить равные интервалы никаких разностей быть не должно, но в экспериментальных испытаниях они есть.

                                   Субъективные равности интервалов и их объективные разности в 10 разных тестах

Испытуемый ep1u0, m, 16 old.

Инструкция акцентирует задание отмеривать любые равные интервалы и не упоминает ничего о промежутках. Испытуемый  самопроизвольно выбирает промежутки между интервалами без требования делать их равными. Промежутки могут нести дополнительную информацию, если учитывать их знак и величину, особенно в сравнении с длительностями интервалов.  

Визуально наблюдается чередование ускорений и замедлений в субъективном времени, набор таких 11 ускорений/замедлений очень своеобразен в каждом из 10 тестов  у данного конкретного человека. 

 Отмечается приблизительно равное количество ускорений и замедлений в каждом тесте, а именно в диапазоне от 4 до 7.                                                                                              

Задание было отмеривать любые равные интервалы, то есть сводить уже первые конечные разности к нулю.                                                                                 

Но этого не происходит.   Диаграммы показывают разности в длительностях интервалов и в длительностях промежутков.

Примечание: Разности соседних интервалов рассчитаны как разницы между длительностью интервала и длительностью следующего интервала. Разности соседних интервалов, точнее между 1 и 2, между 2 и 3 и т.д., имеют знаки плюс или минус. Разности со знаком плюс показывают замедление субъективного времени.  Разности со знаком минус отражают ускорение субъективного времени.                                                                                                                        

На диаграммах: зеленая линия - тренд в свободных промежутках, фиолетовая - тренд в отмеренных субъективно равных интервалах.

Возможности получить аналитические решения для таких диаграмм сомнительны, если вообще возможны.  

 

Мерцание корреляций. Если эти 10 диаграмм представить в виде графиков - для первого визуального анализа наличия и вида возможных корреляций, то откроется картина беспорядочного мерцания корреляций (flicker of correlations):

У рассматриваемого испытуемого визуально отмечается чередование прямых и обратных корреляций, сменяемое отсутствием взаимосвязей между длительностью отмериваемых интервалов и длительностью промежутков. Иначе говоря, сами корреляции сменяю одна другую, при этом больше обратных корреляций, что свидетельствует о наличии отрицательных обратных связей в процессе.  

Что такое сам процесс в терминологии "восприятия времени" - человек обращается к своей памяти о предыдущем интервале и воспринимает его, одновременно с этим вытягивая новый интервал? Или воспринимает сформированный образ будущего интервала и копирует его в новом?                                                            

   Если сделать допущение о непрерывности течения субъективного времени, не смотря на созданную в эксперименте прерывность в последовательном отмеривании интервалов, то разности со знаком плюс показывают замедление на "отрезке" от начала отмеривания до конца следующего интервала.                                                                                                  Разности со знаком минус показывают ускорение субъективного времени при переходе от интервала к завершению отмеривания следующего интервала.                                                                                                                  

  Некоторые музыкальные клипы оказали влияние на выбор длительностей отмериваемых интервалов у ep1u0, m, 16 old

 

 

Каждый человек индивидуален и отличается от остальных в выборке участников.

Ниже выборка из 29 участников (после клипа классической музыки).

Так выглядит конкретный испытуемый на фоне группы. Испытуемый ep1u0, m, 16 old в накопительной диаграмме для разниц между интервалами отмечен под номером 4:  

Накопительная диаграмма. Относительно нулевой оси в положительную и отрицательную области отложены разницы между интервалами (интервал минус следующий интервал). У номера 4 много больше отклонений в минусовую область. Флуктуации в ходе субъективных часов таковы, что они чаще в сторону замедления субъективного времени, чем в сторону ускорения.  Такие флуктуаци происходили при выполнении задания отмерять любые равные интервалы. В субъективной системе отсчета они и казались человеку равными, в объективной картине - неравность и флуктуации.