К сущности субъективного времени

Резюме. Обращение к понятию субстанции С.Л.Рубинштейном применительно к субъективному времени как явлению. Анализу представлены данные о длительностях интервалов и пауз в задаче отмеривания любых равных интервалов.  Представлены к рассмотрению субъективные равности интервалов и их объективные разности. Использовался метод анализа через синтез. Выявлены структурные связи и взаимные устойчивые изменения в скользящих средних интервалов и пауз. Обнаруживаются согласованные и вместе с тем противоположно направленные изменения скользящих средних на фоне мерцающих корреляций. Увязанные изменения вторых скользящих средних прямо указывают на взаимную связь длительностей тиков и пауз. Это математическое соотношение имеет следующий психический смысл: чем чаще озабоченный, заинтересованный, ожидающий человек смотрит на часы, тем время кажется ему тягучее и более растянутым. Сокращению пауз между обращениями ко времени соответствует кажущееся растяжение времени. Чем тягучее кажется время, тем чаще человек им интересуется.

  С.Л.Рубинштейн о сущности в его работе "Человек и Мир" пишет:
"Здесь становится необходимым определение сущности через понятие субстанции: субстанция понимается как устойчивое в явлениях. В таком случае субстанция определяется как сущность, проявляющаяся в явлениях, выступающая в них в форме осложненной несущественными, привходящими обстоятельствами, иногда маскирующими сущность, существенное в явлении. По этой линии идет и критика всего кантовского хода мысли: согласно Канту, все нам доступные определения не затрагивают сущего, вещи в себе. В этом смысле сущность, субстанция, вещь в себе —за явлениями. На самом деле сущность не только за «поверхностыю» явлений, но сущность в явлениях, существенное в них, а не за ними (или под ними). Иными словами, так же как и существование, сущность должна быть определена в аспекте детерминации. При таком понимании сущность выступает как то устойчивое в явлениях, исходя из чего определяются все изменения вещей, явлений при различных на них воздействиях. Сущность — это специфическое преобразование внешних воздействий, их преломление определенным образом. Сущность — это определение субстанции в аспекте детерминации: соотношение структурных и причинных связей, причинные связи, действующие через структурные связи, внутренние связи, определяющие структуру явления. Этим снимается, прежде всего, неправомерное механистическое противопоставление соотношения существования и сущности. На самом деле имеет место единство сущности и существования потому, что сущность —это всегда сущность чего-то существующего действительно или в потенции».


Использованы цифровые данные из Группового эксперимента

Испытуемые - тинейджеры обоих полов в возрасте от 16 до 20 лет. Замеры производились в спокойной обстановке классных комнат школ и гимназий, без видимых цейтнотов и дедлайнов. Фоновым пространственным аналогом условий эксперимента может служить задача держать курс в условиях легкого морского бриза (насколько он возможен в таком возрасте). Антиподом может служить пространственный образ задачи держать курс в бушующем море страстей. Влиянием лабораторного времени в данном эксперименте можно пренебречь.

Слабо натянутый и короткий вектор субъективного времени.  Экспериментальные условия не создали острых необходимостей, ситуаций с напряженным смыслом, условия не ставили испытуемых в состояния с сильными квазипотребностями и сильными желаниями. Испытуемые не видят большого смысла в тестах, так как не могут оценить их пользу для себя. Значения – слабые, это же не тест ЕГЭ. Вектор субъективного времени короток и слабо напряжен. Для сравнения можно к примеру выбрать: несомненно важное значение ЕГЭ с его продолжительностью в 3,5 часа и значение тестов по просьбе преподавателя по отмериванию 12 субъективно равных интервалов. Вектора сильно отличаются.

Объективное время в его восприятии – происходит в субъективной системе координат.  Отличие от физической системы в том, что субъективно равные интервалы оказываются объективно не равные. Для описания механического движения используются производные по объективному времени dt. Поскольку предметом здесь является само время, то в темпометрии предлагается использовать производные по последовательным номерам отмериваемых длительностей. Это соответствует отмериваемому числовому ряду, поскольку этот числовой ряд - ряд субъективно равных продуцируемых интервалов. В идеале, в идеальном случае выполнения задания отмерить равные интервалы никаких разностей быть не должно, но таковые обнаруживаются в экспериментальных испытаниях.

                                   Субъективные равности интервалов и их объективные разности в 10 разных тестах

Для анализа случайным методом из выборки выбран единичный испытуемый ep1u0, m, 16 old, (испытания №№1103, 1130,1145,1161,1178,1192,1211,1226,1242,1258).

Испытания проведены в условиях искусственно наведенных не сильных эмоций и мотиваций. Каковы будут объективные значения субъективных равностей интервалов в экстремальных условиях - тема отдельного исследования.

Инструкция акцентирует задание отмеривать любые равные интервалы и не упоминает ничего о паузах (промежутках). Испытуемый  самопроизвольно выбирает промежутки между интервалами без требования делать их равными. Промежутки могут нести дополнительную информацию, если учитывать их знак и величину, особенно в сравнении с длительностями интервалов.  

Визуально наблюдается чередование ускорений и замедлений в субъективном времени, набор таких ускорений/замедлений очень своеобразен в каждом из 10 тестов  у данного конкретного человека. Разности отражают изменения от тика к тику в субъективных часах, отсчитывающих субъективное время субъективно равными интервалами или тиками.

 Отмечается приблизительно равное количество ускорений и замедлений в каждом тесте, а именно в диапазоне от 4 до 7.                                                                                              

Задание было отмеривать любые равные интервалы, то есть сводить уже первые конечные разности к нулю.                                                                             

Но этого не происходит.   Темпограммы показывают разности в длительностях интервалов и в длительностях промежутков. Что же отражают наблюдаемые разности? Разности отражают ускорения от тика к тику в субъективных часах, отсчитывающих субъективное время.

Примечание: Разности соседних интервалов рассчитаны как разницы между длительностью интервала и длительностью следующего интервала. Разности соседних интервалов, точнее между 1 и 2, между 2 и 3 и т.д., имеют знаки плюс или минус. Разности со знаком плюс показывают ускорение субъективного времени.  Разности со знаком минус отражают замедление субъективного времени.                                                                                                                        

На первых 10 темпограммах: зеленая линия - тренд в свободных промежутках, фиолетовая - тренд в отмеренных субъективно равных интервалах.

Тренды вычислены как линейные, использующие аппроксимации данных по методу наименьших квадратов.

На верхней темпограмме минусовая разница после 2 интервала меняется на плюсовую после одного 3 интервала, но меняется лишь после  двух, 6 и 7-го на восьмом интервале

Три последователные отрицательные разницы между 6, 7 и 8 интервалами меняются на две положительных.


Если сделать допущение о непрерывности течения субъективного времени, не смотря на созданную в эксперименте прерывность в последовательном отмеривании интервалов, то разности со знаком плюс показывают ускорение в субъективном времени на "отрезке" от начала отмеривания до конца следующего интервала.  Разности со знаком минус показывают замедление субъективного времени при переходе от интервала к завершению отмеривания следующего интервала. Разнообразие наблюдаемых картин не позволяет утверждать наличие в них устойчивых структурных связей.    

К дискуссии по наблюдаемым данным. 

Что такое сам процесс в терминологии "восприятия времени" ? Человек обращается к своей памяти о предыдущем интервале и воспринимает его, одновременно с этим вытягивая новый интервал? Или воспринимает сформированный образ будущего интервала и копирует его в новом? Одно такое объяснение уже было дано в аккумуляторной модели Richard A. Block and Dan Zakay, что изложена в работе «Prospective Remembering Involves Time Estimation and Memory Processes», 2006,: (v) When a target interval has to be produced or reproduced, the same processes occur, but in this case the number of signals that have entered the accumulator is compared on a constant basis with a representation stored in reference memory. This process, a cognitive comparison, continues until a decision is made that a close match is obtained, upon which the process stops. The person then retrieves the representation of the intended response, which was previously encoded in long-term memory, and makes the target response.  

John Gibbon (1934–2001), в работе The Structure Of Subjective Time: How Time Flies, (1986) установил различные виды кривизны субъективного времени по гиперболическому, логарифмическому и линейному видам. Там же он ставит и отвечает на оригинальный вопрос о кривизне субъективного времени. Приведенные здесь данные о разностях ставят по сомнение возможность подобрать гиперболические, логарифмические или иные формулы для кривизны. Возможности получить аналитические решения для таких разностей сомнительны, если вообще возможны.

Картины объективных разностей при отмеривании субъективно равных интервалов отражают эффект хаотической динамики. Не имеет ли место еще одно проявление эффекта Еськова—Зинченко в психофизиологии, когда бесполезен анализ стохастических характеристик психофизиологических параметров (ПФП)? В подходе в теории хаоса к самоорганизации с эволюцией гомеостаза предмет актуальной потребности может играть роль ведущего аттрактора, который сам изменяется с течением времени.

Что является общим свойством всех выше представленных темпограмм объективных разностей, так это отсутствие симметрии в объективных разностях. Это, в свою очередь, является свидетельством влияния разных скрытых факторов в процессе отмеривания любых равных интервалов.Что же наблюдается?

Мерцание короткоживущих корреляций. Определение мерцания корреляций. Прежде всего, это смена знака корреляций, если прямой приписать знак плюс, а обратной - минус. Когда одна наметившаяся корреляция уменьшается, гаснет и исчезает и вместо нее появляется другая, то их смена выглядит как мерцание корреляций. Если эти 10 диаграмм представить в виде графиков - для первого визуального анализа на предмет наличия и вида возможных корреляций, то откроется картина беспорядочного мерцания корреляций (flicker of correlations):

У рассматриваемого испытуемого ep1u0, m, 16 old визуально отмечается чередование прямых и обратных корреляций, сменяемое отсутствием взаимосвязей между длительностью отмериваемых интервалов и длительностью промежутков. Иначе говоря, сами корреляции короткоживущие и сменящие одна другую. При этом больше обратных корреляций, что свидетельствует о наличии отрицательных обратных связей в процессе. 
 Кратковременная память, как видно на диаграммах, несет на себе знаки «+» и «-». Глубина кратковременной памяти у данного индивидуума ep1u0, m, 16 old не глубже сравнения с тремя предыдущими интервалами. Чаще всего происходит смена знака разницы уже на следующем интервале с одного на другой, то есть следы предыдущего влияют на последующий. Редко меняются знаки после второго и третьего последовательного интервала.

К субстанции как устойчивому в явлениях применительно к субъективному времени. Можно попытаться проникнуть глубже в эти короткоживущие обратные корреляции у этого конкретного человека. Как? Используя известный метод мышления, о котором С.Л.Рубиншнтейн в своей работе «О мышлении и путях его исследования» писал как о методе анализа через синтез. Выявление субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с другими объектами (синтез). К такому текущему объекту, как время, необходимы быстроходные инструменты. К таким относятся текущие скользящие средние. После перебора выбраны вторые скользящие средние. Можно использовать предоставляемые Excel инструменты анализа временных значений вытянутых интервалов и пауз между интервалами в тех же 10 испытаниях №№1103, 1130,1145,1161,1178,1192,1211,1226,1242,1258,  испытуемый тот же ep1u0, m, 16 old.

Сначала результаты в одной общей картине:


    На общем рисунке: столбцы длительностей интервалов, длительностей пауз и их темпограммы с 2 кривыми анализа, выбранные перебором возможностей Excel.

Более детальные результаты по каждому из 10 испытаний представлены ниже.

Они визуально показывают некую согласованность изменений в длительностях интервалов и длительностях пауз. В 8 из 10 испытаний согласованность двух кривых явно выявлена. Эти кривые отражают психические, психофизические следы, образы предыдущих интервалов и пауз, следы в памяти о только что отмеренных длительностях. Из только что отмеренных длительностей ярче себя проявляют именно предыдущие следы от предыдущих интервалов и промежутков, что нашло свое отражение в том, что только соответствующие таким следованиям математические связи обнаруживают себя в повторяющемся виде на темпограммах. Так в кажущемся хаосе обнаруживается некий устойчивый порядок - относительная взаимная связанность в изменениях кривых скользящих средних. Математические связи представлены на темпограммах в виде устойчивого взаимного расположения двух кривых, выявленных линейной фильтрацией по 2 соседним длительностям. В интервалах - оранжевая кривая, так и в паузах - оливковая кривая. Устойчивое взаимное изменение в том, что направления изменения противоположны и противофазны направлениями изгибов этих кривых.

Это математическое соотношение имеет следующий психический смысл: чем чаще озабоченный, заинтересованный, ожидающий человек смотрит на часы, тем время кажется ему более тягучее и более растянутым. Сокращению пауз между обращениями ко времени соответствует кажущееся растяжение времени. Чем тягучее кажется время, тем чаще человек им интересуется. Например, ожидающему на первом свидании свою девушку молодому человеку кажется, что время тянется очень медленно.  С.Л.Рубинштейн о тягучем времени, здесь это математически обоснованно:

     

Испытание № 1103 или первый тест. Устойчивое взаимное изменение в том, что изменения противоположны, что явно видно начиная с 7 интервала на этой темпограмме.

На остальных это более явно, исключая два испытания из 10, на которых это взаимное расположение кривых не подтверждается. 


Испытание №1130. Не подтверждается ожидаемое взаимное расположение кривых по линейной фильтрации двух соседних длительностей.                                

 

Испытание №1145. Подтверждается ожидаемое взаимное расположение кривых после линейной фильтрации по соседним длительностям. Взаимные изменения кривых противоположны, что видно в изгибах кривых.

Испытание №1161. Наиболее убедительное подтверждение взаимного расположения кривых после линейной фильтрации по соседним длительностям. Взаимные изменения в противофазе.

 

Испытание №1178. Взаимные изменения кривых после линейной фильтрации временных рядов по соседним длительностям находятся в противоположных направлениях изменений. Когда одна кривая растет, то вторая падает и наоборот.


 


Испытание №1192. Подтверждается ожидаемое взаимное расположение кривых после линейной фильтрации по соседним длительностям. Взаимные изменения кривых противоположны, что видно в изгибах кривых.


                                                                                                           

Испытание №1211. Подтверждается ожидаемое взаимная конфигурация кривых после линейной фильтрации по соседним длительностям. Взаимные изменения кривых противонаправленны. Такое свойство взаимной детерминации в исследуемом явлении.



Испытание №1226. Подтверждается ожидаемое взаимное расположение кривых после линейной фильтрации по соседним длительностям. Взаимные изменения кривых противоположны, что видно в изгибах кривых.



Испытание №1242. Подтверждается ожидаемое взаимное расположение кривых после линейной фильтрации по соседним длительностям. Взаимные изменения кривых противоположны, что видно в изгибах кривых.



Испытание №1258. Подтверждается ожидаемое взаимное расположение кривых после линейной фильтрации по соседним длительностям. Взаимные изменения кривых противоположны, что видно в изгибах кривых.

В детальное рассмотрение взят единичный участник эксперимента. Если также рассматривать каждого из всех 135 участников, то абсолютное большинство показывает такую же картину взаимного изменения вторых скользящих средних.

 Другие индивидуальные особенности. Некоторые музыкальные клипы, как показано на нижеприведенном рисунке, оказали влияние на выбор длительностей отмериваемых интервалов у ep1u0, m, 16 old: Разница весьма существенна:

 

Приведенные данные лишь отражают индивидуальность единичного испытуемого. Если вернуться к вопросу о разностях, то таковые наблюдаются у всех участников эксперимента в большей или меньшей степени.

Ниже выборка из 29 участников (после клипа классической музыки).

Так выглядит этот же конкретный испытуемый на фоне группы. Испытуемый ep1u0, m, 16 old в накопительной темпограмме для разниц между интервалами отмечен под номером 4:  

Накопительная темпограмма. Относительно нулевой оси в положительную и отрицательную области отложены разницы между интервалами (интервал минус следующий интервал). У номера 4 много больше отклонений в минусовую область. Флуктуации в ходе субъективных часов таковы, что они чаще в сторону замедления субъективного времени, чем в сторону ускорения.  Такие флуктуаци происходили при выполнении задания отмерять любые равные интервалы. В субъективной системе отсчета они и казались человеку равными, в объективной картине фиксируется их неравность и флуктуации.