Субъективные времена в музыкальных отражениях

 

Темп написанного музыкального произведения отражает субъективные времена автора при написании музыки. Темп исполняемого произведения отражает еще и субъективные времена исполнителя. Можно ли озвучить субъективное время? В самом общем виде переложение частот субъективных времен возможно, если всем частотам из ряда всех возможных интервалов субъективного времени установить взаимно-однозначное соответствие в звуковом ряду 16 Гц − 20 кГц. Подобрать опытным путем коэффициент отображения, например 10, 50, 100 - иначе невозможно отобразить частоту в 1 субъективный герц при продуцировании человеком интервалов около секунды. Частота, как величина обратная интервалу в 1 секунду объективного времени, будет равна 1 герцу. Звуковой ряд начинается с 16 Гц. Промежутки между отмериваемыми интервалами - тоже субъективная субстанция и субъективная величина, выражаемая в объективных секундах. Переложенные на частоты музыкальных инструментов длительности интервалов и промежутков будут весьма условно отражать течение субъективного времени в конкретном замере длительностей отмериваемых любых равных интервалов. В частном случае можно установить взаимно однозначное соответствие всех частот из диапазона субъективных времен всем частотам рояля или другого музыкального инструмента. Частоты субъективных времен будут отображаться в частотах музыкального инструмента. При отмеривании любых равных интервалов не будет ничего похожего на музыку, так как это будет отражением многократного вытягивания одной длительности. Нечто, отдаленно напоминающее неизменный темп колокольного звона, без каденций. Если предоставить полную свободу выражения текущих темпов, то звучание будет отражать темпы душевного настроя человека. Звонарь – живой человек, создающий чудо колокольного звона. Уникальность Православного колокольного звона – при наличии абсолютно одинаковых ритмических фигур получаются совершенно разные колокольные звоны. Колокольный звон - пример выражения реальных темпов субъективных времен.

Для звукового отображения может быть использована компьютерная программа, в очень упрощенном варианте как энцефалофон. Конечно, аппаратное обеспечение не будет таким неудобным - достаточно нажимать на клавишу мышки, чтобы получить в конце серии нажатий ее музыкальное отображение.  

       Музыковеды, со своей стороны, определяют время как организующий компонент музыки:

“Ощущение-переживание временнόй континуальности связано с открытой ещѐ в древности способностью души к текущему пространственно-временному представлению, способностью внутреннего мира человека к гибкому изменению временных параметров. Плотин* определял время как жизнь души в некотором движении, а именно в переходе из одного состояния в другое. При этом он имел в виду время как длительность мировой души, сделав отсюда вывод, что «движение – во времени, а время – в душе”.

  “Музыка, как общеизвестно, – искусство временнόе. С первых шагов музыканты приучаются навыкам «сотворения музыки» во времени, умению переживать ее течение, движение. Однако «чувство времени» воспитывается годами, а в самом начале творческого пути оно ощущается весьма смутно, неясно………..”

“Временной компонент является всеобщей «невидимой» категорией, имманентно связанной с душой человека. Мартынов В.И. в своей работе «Время и пространство как факторы музыкального формообразования. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве». Сборник. - Л., 1974, с.238-248 отметил: «В музыкальном произведении нужно различать две временные линии. Одна - это объективное время, отмеряемое ходом часов и выражающее длительность произведения в минутах, секундах и часах. Это время, необходимое для прослушивания произведения, оно является как бы листом, для всех одинаковым, на котором каждый композитор моделирует время таким, каким он его понимает в соответствии со стилем мышления своей эпохи. Моделируемое музыкальными средствами время, вступающее в реакцию с объективным временем, является второй временной линией произведения. Ощущение течения времени обеспечивается музыкальными средствами путем непрерывного изменения музыкальной ткани. Если мы возьмем любую короткую музыкальную фразу и будем непрерывно повторять ее, не внося никаких изменений, у нас возникнет ощущение, аналогичное тому, какое мы получили бы от стука маятника. Другими словами, мы получим ощущение течения объективного времени, измерительной единицей которого в данном случае будет длина музыкальной фразы. Но если при каждом новом повторении мы будем вносить какие-нибудь изменения в эту фразу, то на этот раз ощущение времени окажется внушенным именно этим изменением первоначальной фразы, т.е. чисто музыкальными средствами. По-разному изменяя фразу при повторении, мы будем получать различные ощущения течения времени. Таким образом, изменение - мера времени в музыке».

Если сравнивать с идеально ровным темпом, то оправдывается название работы о "вредных" кривых темпа в исполнении музыкального произведения. Часто исполнители отклоняются от идеального и авторского темпа исполнения. (“Tempo curves considered harmful” авторы Peter Desain and Henkjan Honing, 1993 г.)

Ниже приводится кривая темпа музыкального отрывка из этой работы авторов:


Музыканты временной фактор ставят на место одного из важнейших элементов архитектонической композиционной структуры музыкально-исполнительского искусства, исходя из процессуальности развѐртывания музыкальной материи, происходящего во времени, которое исполнитель может как о р г а н и з о в а т ь, так и исказить [курсив наш – К.Е.]. Так, В.И.Петрушин среди «трѐх китов», на которых основывается музыкально-исполнительская деятельность, важнейшими определил временные ощущения.

Дирижѐр Г.Рождественский* говорил, что во время репетиций с оркестром одной из целей является выработка особого чувства, заключающегося в нахождении «некоей точки золотого сечения» между внутреннеслуховыми представлениями музыкантов и реальной звуковой материей. Эти положения свидетельствуют о фундаментальной важности категории «время» для музыкального сотворчества.” 

Выше приведены несколько цитат из книги Е.Ю. Куприной “Введение в сотворческую музыкально-исполнительскую деятельность”, в которой этому посвящена целая глава 2.1. Время – организующий компонент.

В игре на народных музыкальных инструментах люди играют  без всяких нот, и при этом отображают (воплощают в музыкальные формы) различные темпы субъективных устремлений в будущее (или прошлое в настоящем мгновении исполнения). Чтобы переложить темпы своих субъективных временных перспектив на музыкальные темпы, нужен талант или мастерство после долгого обучения. Не важно, будь это балалайка,  домбра с 2 струнами, или конский волос. Домбра имеет грушевидный корпус с двумя струнами и длинный гриф, на шейке которого крепятся лады. Изменение частоты звуков происходит через изменение длины струн. Гениальный виртуоз Паганини мог исполнить сонату на одной струне.