Поиски устойчивых отношений в текучей диалектике временных определений

Психология субъективных времен переполнена находками и заключениями, но лишь для строго очерченных условий эксприментов, для единичных отрезков времени и мгновений. Найдутся ли твердые истины для любого мгновения, справедливые для каждого мгновения и имеющие значение закона? Все таки стоит поискать закономерности, выявить что либо устойчивое в текучей диалектике временных определений.

Как происходит оперирование соотношениями временных величин в процессе продуцирования равных интервалов? Есть ли устойчивые соотношения простых средних в продуцируемых длительностях субъективно равных интервалов? Связаны ли кратковременное прошлое и текущее настоящее в процессе отмеривания произвольно выбранных субъективно равных интервалов? В частности, происходит ли отмеривание очередного интервала на основе усреднения всех предыдущих?

Исследован массив данных теста 1 в батарее из 10 тестов группового эксперимента. Инструкция: "В данном методе отмериваются интервалы между моментом нажатия и моментом отпускания левой кнопки мыши. Интервал отмеряется следующим образом, Нажатие клавиши мышки  - это начало интервала, отпускание клавиши мышки  - конец интервала. Размер интервала времени -  между нажатием и отпусканием клавищи. Интервалы вы можете выбирать любые, но самое главное - постараться, чтобы они были равными. Отмеривайте любые равные интервалы и получайте темпограмму замеров. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. 12 раз отмерьте равные интервалы между нажатием и отпусканием кнопки мыши".  

Испытуемые - тинейджеры обоих полов в возрасте от 16 до 20 лет. Замеры производились в спокойной обстановке классных комнат школ и гимназий, без видимых цейтнотов и дедлайнов. Фоновым пространственным аналогом условий эксперимента может служить задача держать курс в условиях легкого морского бриза (насколько он возможен в таком возрасте). Антиподом может служить пространственный образ задачи держать курс в бушующем море страстей. Влиянием лабораторного времени в данном эксперименте можно пренебречь.

Объем выборки - 45 участников группового эксперимента, выделенных фильтром 1000 мсек.

Агрегированные результаты по выборке представлены на темпограмме:

      

Ускорения и замедления в субъективных часах от тика к тику в условиях проведенного группового эксперимента.

К дискуссии по результатам. Существенное соотношение в тиках субъективных часов. Какая информация зашифрована в полученных экспериментальных данных? В поисках устойчивых закономерностей и постоянства остается вопрос: как соотносятся групповые интервалы в их последовательном следовании один за другим? Объем выборки - 45 участников группового эксперимента, выделенных фильтром 1000 мсек. Последовательность отношений соседний интервалов далеко не ровная, она скачкообразная, с вершинами и впадинами. Вместе с тем, поддерживалось относительное постоянство коридора в отношениях длительностей соседних интервалов, информация о соотношениях соседних продуцируемых интервалов каким то образом учитывалась, соотношения корректировались. Отношения длительностей в последовательности соседних временных интервалов имеют чуть слабый понижательный тренд. Тренд соотношений соседних интервалов можно признать условно ровным. Основания для признания тренда условно ровным такие: если колебания отношений находятся в диапазоне от 0,97908 до 1,05887, разброс в 7,5%, то тренд имеет величину наклона, которой можно пренебречь, а именно с 1,008 до 1,0058 или 0,22% - величина для последовательных 11 отношений пренебрежимо малая. Особенно в сравнении с понижательной тенденцией в длительности интервалов 7,87%. На фоне этой понижательной тенденции тренд соотношения соседних слудующих один за другим интервалов не понижательный и не растущий. Какое психическое содержание  поддерживаемого постоянства в коридоре отклонений отражено в этом тренде? Обращает на себя своеобразная конфигурация отношений с повтором выделяющихся пиков. Кроме этого, выявлено своеобразие расположений в конфигурации этих пиков к повторяющимся впадинам, как на ниже приведенном графике: 

        

Слабо натянутый и короткий вектор субъективного времени.  Экспериментальные условия не создали острых необходимостей, ситуаций с напряженным смыслом, условия не ставили испытуемых в состояния с сильными квазипотребностями и сильными желаниями. Испытуемые не видят большого смысла в тестах, так как не могут оценить их пользу для себя. Значения – слабые, это же не тест ЕГЭ. Вектор субъективного времени короток и слабо напряжен. Для сравнения: значение ЕГЭ с его продолжительностью в 3,5 часа и несколько минут по просьбе преподавателя выполнить задание по отмериванию интервалов.

                                                       

Направленное напряжение в более упрощенном виде представляет собой вектор. Для таких натянутых векторов есть название - тензоры. Субъективные времена есть нечто иное, как натянутые “нервы”. 

  Вектор задания и вектор самой актуальной потребности могут совпадать, если нет иной актуальной потребности, кроме квазипотребности выполнить задание. Если напряжение слабое (раз уж преподаватель просит, выполню тест, как получится). В этом случае задание отмерить 12 любых равных интервалов будет иметь результатом хорошее приближение к идеалу, с минимальными отклонениями. Вес вызванных слабых эмоций минимален. Присутствует амбивалентность эмоций, эмоции – смешанные,  слабые и ближе нейтральным. Рефлексы цели, рефлексы подражания вносят свой вклад в течения субъективных времен. Доведение до завершения действия (акта деятельности) само по себе есть источник если не удовольствия, то, по крайней мере, удовлетворения (эмоция с положительным знаком).

Остается отметить, что выявленный паттерн (динамический образец изменений) справедлив ограниченно: для 12 отмеренных интервалов в условиях конкретного эксперимента. Обращает на себя внимание установление относительной равности длительностей 6, 7 и 8 интервалов после. Дальшейшие исследования с отмериванием более длинной последовательности любых равных интервалов могут выявить более сложные паттерны. В настоящем агрегированном графике отражены 11 отношений. Первое соотношение отражает недотягивание длительности в вытягивании вторых интервалов, затем оно сменяется передержкой в вытягивании третьих интервалов. Далее наблюдается резкое недотягивание в вытягивании четвертых интервалов, которое сменяется передержкой в вытягивании пятых интервалов. И так далее. Но все 11 шараханий в быстроте отмериваемых интервалов тем не менее имеют свое качественное постоянство тренда, который почти не растет и не уменьшается. Сохраняется  расположение тренда выше единичной линии и сохраняется почти идеальная параллельность единичной линии - что психически имеет смысл квазипостоянной тенденции в субъективных временах для заданных условий группового эксперимента

Выявленный динамический образец изменений остается существенным свойством, но весьма относительной ценности, исключительно в рамках проведенного эксперимента, другими словами, лишь математической гипотезой. Это гипотеза нуждается в подтвержении дополнительными экспериментами. 

Проверка гипотезы о взаимосвязи простых средних от длительностей всех предыдущих интервалов при продуцирование длительностей последующего отмериваемого интервала. Вычислены 11 простых средних для следующих одна за другой отмеренных длительностей: первая средняя равна среднему от длительностей 1 и 2 интервалов, вторая средняя равна среднему от длительностей 1, 2 и 3 интервалов, третья средняя равна среднему от длительностей 1, 2, 3 и 4 интервалов, четвертая средняя равна среднему от длительностей 1, 2, 3, 4 и 5 интервалов,…………одиннадцатая средняя равна среднему от длительностей всех 12 отмеренных интервалов. Если каким либо образом какая либо простая средняя влияет на продуцирование длительности последующего за этой средней интервала, то значение этой средней будет близко приближаться к длительности последующего интервала. В идеале, например, отношение пятой средней к длительности шестого интервала, будет равно единице. Численное значение в мсек первой средней будет в этом случае равно или почти равно длительности в мсек третьего продуцируемого интервала, численное значение второй средней будет в этом случае равно или почти равно длительности в мсек четвертого продуцируемого интервала и так далее вплоть до 10 средней и 12 интервала.

Гипотеза не получила подтверждения. Результаты неоднозначны. В редком случае в выборке из 45 испытаний отмечается приближение численных значений шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой простых средних к длительности следующих 7, 8, 9, 10, 11 и 12 интервалу, как в нижеследующем случае:

 

 

Ожидаемое максимальное приближение 7 простой средней к длительности 6-7-8 интервалов, с полным совпадением значений длительностей, не получило достоверного подтверждения.

Возможно, усреднение происходит не по простым, а скользящим средним. Ниже представленные таблица и графики показывают отрицательный результат проверки. Первая и вторые скользящие средние не предсказывают длительности последующих интервалов:

 

Можно продолжать и дальше распускать веер скользящих средних и «шаманить» средствами технического анализа. Известно, что применение  методов теханализа – это их бесконечные “усовершенствования” применительно к новым наборам данных, что является недостатком такого анализа. К тому же имеющийся массив данных слишком короткий. Вместе с тем, после перебора возможностей продуктивным оказался метод фильтрации по соседним интервалам и паузам, а не только по интервалам в отдельности от пауз. Выявлено устойчивое взаимное изменение вторых скользящих средних в интервалах и паузах.

Репрезентативнее и достовернее, если массив будет включать в себя 120 отмеренных интервалов. Или 720, как в эксперименте японских профессоров музикологии Masashi Yamada and Takashi Tsumura(1997). По результатам их работы можно видеть, что среднее значение отмериваемых ударов на алюминевой доске было меньше заданного темпа 4 удара в секунду, а именно 237,9 мсек, что свидетельствует от падающей тенденции в длительностях отбиваемых интервалов (M. YAMADA and T. TSUMURA: TEMPORAL CONTROLLABILITY OF PIANISTS). Хотя этот аспект в результатах никак не был интерпретирован авторами, он является косвенным подтверждением выявленной в Tempometry Lab понижательной тенденции в отмеривании субъективно равных интервалов. 

Замечание. Чтобы нивелировать сенсомоторные составляющие действий (нейромускулярный  трансмиссионный  лаг или Motor Delays, по терминологии ALAN M. WING and A. B. KRISTOFFERSON “Response delays and the timing of discrete motor responses”), следует дополнить инструкцию завершающей фразой "Не спешите!".