Три вивисекции психики
Образные метафорические представления трех научных подходов: С.Л.Рубинштейн, Л.Б.Ительсон, С.В.Тихомирова.
Vertical-section of human psyche by Rubinstein S.L.
Такую вивисекцию можно назвать вертикальной, без разделения уровней психического отражения.
"Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли".
**************************************************************************************************
**************************************************************************************************
**************************************************************************************************
Horizontal-section. Levels of incision human psyche by Itelson L.B.
Чтобы убедиться в "горизонтальной вивисекции" психики Ительсоном Л.Б., достаточно обратиться к оглавлению книги с 13 лекции:
Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. – М.: АСТ, 2000. – 896 с.
ЛЕКЦИЯ XIII
ОЩУЩЕНИЯ............................................................................................................................ 269
ЛЕКЦИЯ XIV
ЭМОЦИИ................................................................................................................................... 314
ЛЕКЦИЯ XV
ВОСПРИЯТИЯ.......................................................................................................................... 354
ЛЕКЦИЯ XVI
ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................................... 398
ЛЕКЦИЯ XVII
ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ................................................................... 454
ЛЕКЦИЯ XVIII
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.................................................................................................................. 486
ЛЕКЦИЯ XIX
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ...................................................................................................... 542
ЛЕКЦИЯ XX
СЛОВО, ЯЗЫК И РЕЧЬ........................................................................................................... 596
ЛЕКЦИЯ XXI
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ......................................................................... 652
ЛЕКЦИЯ XXII
ЭМПИРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.......................................................................................... 702
ЛЕКЦИЯ XXIII
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ........................................................................................................ 747
ЛЕКЦИЯ XXIV
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.......................................................................................... 788
ЛЕКЦИЯ XXV
ФОРМАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ............................................................................................... 828
Некоторые временные уровни психического отражения мира Эйнштейном - в качестве примера. Гениальному ученому невозможно отказать в глубокой интуиции. Когда А. Эйнштейн, как мыслитель, в своей картине мира пытался объяснить мир через систему 10 гравитационных и 4 электродинамических потенциалов, то он (как и Д.Гильберт) формализовал свое представление времени, поднявшись с уровня представлений на уровень формального мышления в своих отношениях с миром. Это уровень формального человеческого мышления, на котором время есть лишь один, причем любой, из четырех пространственно-временных параметров в исходнике Wx (X = 1, 2, 3, 4), отображенных цифрами 1,2,3,4, и не имеет значения какой из этих четырех. В разных работах понятие времени Ньютона используется им на теоретическом уровне. В многочисленных мысленных экспериментах отражал мир и творил большей частью на образном уровне. Когда Альберт Эйнштейн принял приглашение в Принстонский институт, то заглянув на год в будущее, оценивал своё время (год работы) на эмпирическом уровне, на уровне значений, а конкретнее в деньгах, и на вопрос директора Абрахама Флекснера о жалованье оценил свое время (год) в 3000 долларов. Флекснер сразу же предложил ему 16 000 в год. Когда играл на скрипке - время отражалось на эмоциональном уровне эйнштейновского отражения мира и самого Эйнштейна в мире. Когда же создатель ОТО находился рядом с Маргаритой под альмаровым одеялом, то актуальность приобретали уже ощущения времени на другом уровне психического отражения мира. Название «альмарово» составлено ими от первых букв имен Альберт и Маргарита (Конёнкова). Когнитивные, алиментарные, эмоциональные и сексуальные потребности А.Эйнштейна отражались: 1. в разных временных отношениях с миром, 2. на отдельных разно размерных и переменных временных шкалах, 3. в разных субъективных временах, 4. на разных уровнях психического отражения.
Lecture XIII. Sensations. Sensor reflection. Signals and information. Analyzers. Sensations types and properties. Sensations functions and mechanisms. |
Lecture XIV. Emotions. Sensor reflection. Signals meaning and evaluation. Emotions types and properties. Emotions functions and mechanisms. |
Lecture XV. Perceptions. Image-bearing reflection. Objects structure and sensor signals organization. Perceptional image. Its features. Sensor standards. Perceptional categories, attributes and models. Functions of perception. |
Lecture XVI. Perceptional activity. Perception processes structure and mechanisms. Correction. Complementation. Filtration. Recognizing and subject values. Investigating and probability evaluations. Perceptional image forming. |
Lecture XVII. Subject-active thinking. Information processing on the stage of perceptions. Sensor-motor intellect. Its structures and development. |
Lecture XVIII. Representation. Second stage of the image reflection. Ideas types. Ideas structure and properties. Ideas essence and functions. Sense and semiotic relations. Imitation and sensual modeling. Ideas forming. |
Lecture XIX. Figurative thinking. Information processing on the stage of ideas. Ideas transformations. Associations. Ideal experimenting. Figurative thinking structure and operations. Figurative thinking functions. Imagination. |
Lecture XX. Word, language and speech. Sign reflection. Meaning structure. Paradigmatic and linguistic meanings. Semantic types and fields. Verbal meaning genesis. Language and speech activity structure. |
Lecture XXI. Empiric meanings and sense. Categorization, classifying of reality and bringing it to a system. Empiric meanings forming process. |
Lecture XXII. Empiric thinking. Information processing on the stage of empiric meanings. Discovering and using of relations. Tasks solving. Empiric thinking operations and structures. Common sense. |
Lecture XXIII. Concepts and terms. Conceptual reflection. Understanding and idealizing. Concepts forming. Concept relations. Judgments. Laws. Systems. Logic relations. |
Lecture XXIV. Theoretical thinking. Information processing on the stage of concepts. Explanation. Model. Theory. Theoretical thinking operations and structures. Intellect. |
Lecture XXV. Formal thinking. Structural reflection. Variables. Operators. Forms. Structures. Intuition and creative thinking. Main cognition stages synthesis. Dynamic models. Mad ideas. |
Itelson L.B.
***********************************************************************************************
***********************************************************************************************
The cut of human psyche by S.V.Tikhomirova
Subjective
times are bundled at the current time. Пучок коллинеарных субъективных
времен вдоль оси объективного времени (разведены в демонстрационных целях).
The Divergence-section of subjective times in present moment:
Темпометрическая вивисекция Тихомировой С.В.: Актуальная, в текущем моменте Now. at the present time, тензорная система координат личности. Частный случай актуализации из 7 тензоров. Букет 7 временных перспектив на оси объективного времени. Субъективные времена исходят из текущего момента и связаны в нем в пучок времен. The current psychical situation. The actual tensor coordinate system of the personality. As an example, a particular case of actualization of 7 tensors.
Разнонаправленные вектора времен вместе с тем параллельны. Несколько параллельных векторов времени, исходящих из текущего мгновения Now, существуют в неевклидовой темпометрии. Такой разрез психики представлен на основе понятий вектора в главе "Восприятие времени" книги С.Л. Рубиншейтна "Основы общей психологии" и основополагающего отношения, вынесенного в название книги "Человек и Мир". С.Л. Рубинштейн не случайно назвал свою книгу "Человек и Мир". На рисунке представлены временные перспективы человека в мире по нескольким направлениям. Конечно, это всего лишь метафорическое представление одного из научных подходов.
Для облегчения понимания такого парадокса можно использовать картинку параллельных линий - все линии на правильной груше, проведенные от основания плода до плодоножки.
С. Л. Рубинштейн: "Мир — это общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей, точнее, совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми. По-видимому, должна быть выделена категория «ритма времени», которая должна анализироваться на разных уровнях. На уровне животных удается выделить повторяющиеся циклы во времени, цикличные процессы, связанные с изменениями во времени. В связи с характером этих циклов может быть установлена относительная обратимость времени, аспект обратимости во времени. Применительно к жизни человека время связано с характеристикой такого процесса, закономерный ход которого ведет к его самоотрицанию, к переходу в его противоположность (жизнь и смерть). Отсюда разная длительность времени в начале и в конце жизни (в юности, когда жизнь только начинается, и тогда, когда она идет к концу). Наполненность, насыщенность времени событиями и темпами их протекания изменяет ритм времени жизни человека". Темпометрия впервые переводит величины наполненности, насыщенности времен в цифровые формы на уровнях понятийного мышления и на уровне формального мышления человека.