Три вивисекции психики

Образные метафорические представления трех научных подходов: С.Л.Рубинштейн, Л.Б.Ительсон, С.В.Тихомирова.

                    Vertical-section of human psyche by Rubinstein S.L.

Такую вивисекцию можно назвать вертикальной, без разделения уровней психического отражения.

"Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли".

 

**************************************************************************************************

**************************************************************************************************

**************************************************************************************************

 

                        Horizontal-section. Levels of incision human psyche by Itelson L.B.



Чтобы убедиться в "горизонтальной вивисекции" психики Ительсоном Л.Б., достаточно обратиться к оглавлению книги с 13 лекции:

Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. – М.: АСТ, 2000. – 896 с.

   

ЛЕКЦИЯ XIII

ОЩУЩЕНИЯ............................................................................................................................ 269

ЛЕКЦИЯ XIV

ЭМОЦИИ................................................................................................................................... 314

ЛЕКЦИЯ XV

ВОСПРИЯТИЯ.......................................................................................................................... 354

ЛЕКЦИЯ XVI

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................................... 398

ЛЕКЦИЯ XVII

ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ................................................................... 454

ЛЕКЦИЯ XVIII

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.................................................................................................................. 486

ЛЕКЦИЯ XIX

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ...................................................................................................... 542

ЛЕКЦИЯ XX

СЛОВО, ЯЗЫК И РЕЧЬ........................................................................................................... 596

ЛЕКЦИЯ XXI

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ......................................................................... 652

ЛЕКЦИЯ XXII

ЭМПИРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.......................................................................................... 702

ЛЕКЦИЯ XXIII

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ........................................................................................................ 747

ЛЕКЦИЯ XXIV

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.......................................................................................... 788

ЛЕКЦИЯ XXV

ФОРМАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ............................................................................................... 828

Некоторые временные уровни психического отражения мира Эйнштейном - в качестве примера. Гениальному ученому невозможно отказать в глубокой интуиции. Когда А. Эйнштейн, как мыслитель, в своей картине мира  пытался объяснить мир через систему 10 гравитационных потенциалов, то он (как и Д.Гильберт) формализовал свое представление времени, поднявшись с уровня представлений на уровень формального мышления в своих отношениях с миром. Это уровень формального человеческого мышления, на котором время есть лишь один, причем любой, из четырех пространственно-временных параметров в исходнике Wx (X = 1, 2, 3, 4), отображенных цифрами 1,2,3,4, и не имеет значения какой из этих четырех. В разных работах понятие времени Ньютона используется им на теоретическом уровне.  В многочисленных мысленных экспериментах отражал мир и творил большей частью на образном уровне. Когда Альберт Эйнштейн принял приглашение в Принстонский институт, то заглянув на год в будущее, оценивал своё время (год работы) на эмпирическом уровне, на уровне значений, а конкретнее  в деньгах,  и на вопрос директора Абрахама Флекснера о жалованье оценил свое время (год) в 3000 долларов. Флекснер сразу же предложил ему 16 000 в год. Когда играл на скрипке - время отражалось на эмоциональном уровне эйнштейновского отражения мира и самого Эйнштейна в мире. Когда же создатель ОТО находился рядом с Маргаритой под альмаровым одеялом, то актуальность приобретали уже ощущения времени на другом уровне психического отражения мира. Название «альмарово» составлено ими от первых букв имен Альберт и Маргарита (Конёнкова). Когнитивные, алиментарные, эмоциональные и сексуальные потребности А.Эйнштейна отражались: 1. в разных временных отношениях с миром, 2. на отдельных разно размерных и переменных временных шкалах, 3. в разных субъективных временах, 4. на  разных уровнях психического отражения.

 

Lecture XIII.

Sensations. Sensor reflection. Signals and information.

Analyzers. Sensations types and properties. Sensations

functions and mechanisms.

Lecture XIV.

Emotions. Sensor reflection. Signals meaning and

evaluation. Emotions types and properties.

Emotions functions and mechanisms.

Lecture XV.

Perceptions. Image-bearing reflection. Objects

structure and sensor signals organization.

Perceptional image. Its features. Sensor standards.

Perceptional categories, attributes and models.

Functions of perception.

Lecture XVI.

Perceptional activity. Perception processes structure

and mechanisms. Correction. Complementation.

Filtration. Recognizing and subject values.

Investigating and probability evaluations.

Perceptional image forming.

Lecture XVII.

Subject-active thinking.

Information processing on the stage of perceptions.

Sensor-motor intellect. Its structures and development.

Lecture XVIII.

Representation. Second stage of the image reflection. 

Ideas types. Ideas structure and properties.

Ideas essence and functions. Sense and semiotic

relations. Imitation and sensual modeling.

Ideas forming.

Lecture XIX.

Figurative thinking. Information processing on

the stage of ideas. Ideas transformations.

Associations. Ideal experimenting. Figurative

thinking structure and operations. Figurative

thinking functions. Imagination.

Lecture XX.

Word, language and speech. Sign reflection. Meaning structure. Paradigmatic and

linguistic meanings. Semantic types and fields.

Verbal meaning genesis. Language and speech activity

structure.

Lecture XXI.

Empiric meanings and sense. Categorization, classifying of reality and bringing it to a system. Empiric meanings forming process.

Lecture XXII.

Empiric thinking. Information processing on the stage of empiric meanings. Discovering and using of relations. Tasks solving. Empiric thinking operations and structures. Common sense.

Lecture XXIII.

Concepts and terms. Conceptual reflection. Understanding

and idealizing. Concepts forming. Concept relations.

Judgments. Laws. Systems. Logic relations.

Lecture XXIV.

Theoretical thinking. Information processing on the

stage of concepts. Explanation. Model. Theory.

Theoretical thinking operations and structures.

Intellect.

Lecture XXV.

Formal thinking. Structural reflection. Variables.

Operators. Forms. Structures.

Intuition and creative thinking. Main cognition stages synthesis. Dynamic models. Mad ideas.

                    Itelson L.B.          

 

 

***********************************************************************************************

***********************************************************************************************

   The cut of human psyche by S.V.Tikhomirova

                                  Subjective times are bundled at the current time. Пучок коллинеарных субъективных времен вдоль оси объективного времени (разведены в демонстрационных целях).

 

     The Divergence-section of subjective times in present moment:                                                        

                            

Темпометрическая вивисекция Тихомировой С.В.: Актуальная, в текущем моменте Now. at the present time, тензорная система координат личности. Частный случай актуализации из 7 тензоров. Букет 7 временных перспектив на оси объективного времени. Субъективные времена исходят из текущего момента и связаны в нем в пучок времен. The current psychical situation. The actual tensor coordinate system of the personality. As an example, a particular case of actualization of 7 tensors.            

Разнонаправленные вектора времен вместе с тем параллельны. Несколько параллельных векторов времени, исходящих из текущего мгновения Now, существуют в неевклидовой темпометрии.  Такой разрез психики представлен на основе понятий вектора в главе "Восприятие времени" книги С.Л. Рубиншейтна "Основы общей психологии" и основополагающего отношения, вынесенного в название книги "Человек и Мир". С.Л. Рубинштейн не случайно назвал свою книгу "Человек и Мир".  На рисунке представлены временные перспективы человека в мире по нескольким направлениям. Конечно, это всего лишь метафорическое представление одного из научных подходов.

Для облегчения понимания такого парадокса можно использовать картинку параллельных линий - все линии на правильной груше, проведенные от основания плода до плодоножки.

С. Л. Рубинштейн: "Мир — это общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей, точнее, совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми. По-видимому, должна быть выделена категория «ритма времени», которая должна анализироваться на разных уровнях. На уровне животных удается выделить повторяющиеся циклы во времени, цикличные процессы, связанные с изменениями во времени. В связи с характером этих циклов может быть установлена относительная обратимость времени, аспект обратимости во времени. Применительно к жизни человека время связано с характеристикой такого процесса, закономерный ход которого ведет к его самоотрицанию, к переходу в его противоположность (жизнь и смерть). Отсюда разная длительность времени в начале и в конце жизни (в юности, когда жизнь только начинается, и тогда, когда она идет к концу). Наполненность, насыщенность времени событиями и темпами их протекания изменяет ритм времени жизни человека". Темпометрия впервые переводит величины наполненности, насыщенности времен в цифровые формы на уровнях понятийного мышления и на уровне формального мышления человека.