Относительная точность субъективного времени
Индивидуальные объективные разности при отмеривании субъективных временных равностей. Нарушение равнодлительности интервалов субъективного времени – дисиквалдюрация, Disequalduration.
Инвариантность понижательной тенденции?
Дисиквалдюрация (Disequalduration) - несохранение равенства длительностей в субъективном времени при отмеривании субъективно равных интервалов. Чтобы не засорять русский язык вводимым здесь англицизмом, вместо дисиквалдюрации проще употреблять сочетание «неравномерность субъективного времени».
P. A. HANCOCK (Университет Центральной Флориды) и RICHARD A. BLOCK (Государственный университет Монтаны) оценивают вопрос об индивидуальных различиях как самый важный. “Существует много постоянных вопросов
в психологии времени, которые мы считаем ключевыми. Возможно, самый важный из
них касается индивидуальных различий”.
Постановка вопросов. Оценить точность хода субъективных хронометров участников эксперимента, оценить погрешности хода субъективных часов, оценить погрешности измерения времени субъективными хронометрами.
Представляем некоторые индивидуальные объективные разности при отмеривании субъективно равных интервалов времени. По результатам Группового эксперимента . Инструкция: "В данном методе отмериваются интервалы между моментом нажатия и моментом отпускания левой кнопки мыши. Интервал отмеряете следующим образом: нажатие клавиши мышки - это начало интервала, отпускание клавиши мышки - конец интервала. Размер интервала времени - между нажатием и отпусканием клавиши. Интервалы вы можете выбирать любые, но самое главное - постараться, чтобы они были равными. Отмеривайте любые равные интервалы и получайте темпограмму замеров. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. 12 раз отмерьте равные интервалы между нажатием и отпусканием кнопки мыши".
Испытуемые отмеривали любые равные интервалы времени, то есть сводили разности соседних интервалов к нулю.
Но этого не происходило. Объективно нуль в разностях не достигался, при том, что субъективно он устанавливался. Ниже представленные темпограммы показывают разности в длительностях интервалов.
Примечание: Разности соседних интервалов рассчитаны как разницы между длительностью интервала и длительностью следующего интервала. Разности соседних интервалов, точнее между 1 и 2, между 2 и 3 и т.д., имеют знаки плюс или минус. Разности со знаком плюс показывают ускорение субъективного времени. Разности со знаком минус отражают замедление субъективного времени. Доступно в полном размере - кликать правой кнопкой и открыть изображение.
Предлагается сравнить результаты
двух тестов. Темпограммы 1 и 2. Темпограмма 1: Первичный тест без нагрузки http://tempometry.ru/cntnt/rus/right-column-rus/seriya_tes_rus/testi-dlya-zareg-rus/gruppovoj_.html и темпограмма2: 8 тест с нагрузкой
в виде 30-ти секундного клипа классической музыки. Есть ли существенное
различие с результатами тестов без нагрузки и с музыкальными заставками? Для ответа
на этот вопрос данные об отмеренных
длительностях пропущены через фильтр длительностью 1000+/-50 мсек. После
фильтрации из 135 участников в выборках осталось 27 испытуемых в тесте без
нагрузки и 29 испытуемых в тесте с указанной нагрузкой.
Темпограмма 1. Доступно в полном размере - кликать правой кнопкой и открыть изображение.
На темпограммах видно разнообразие в
точности. В терминах метрологии это выглядит как разнообразие погрешностей
прибора, в данном случае субъективных часов разных людей. У испытуемых под
номерами 5, 11,16, 21 и 27 выделяются большие разницы в отсчетах. Каждая
разница имеет свое собственное происхождение и заслуживает отдельного
рассмотрения и сравнения среди других разниц. Если разница одного порядка с длительностями
отмеренных интервалов, то результат испытания следует отметить как артефакт. Именно
отмеченные номера имеют такие разницы в отмеряемых длительностях. В норме
результаты иные, как каждый может убедиться измерением на http://tempometry.ru/cntnt/rus/right-column-rus/seriya_tes_rus/otkritie-testi-rus/n3_interval.html, выбрав себе для отмеривания любое количество длительностей. В норме разницы будут много меньше
субъективно выбранных длительностей для отсчета последовательности интервалов.
Погрешность средства измерения около 25 мсек и доступна для визуализации на http://tempometry.ru/cntnt/rus/right-column-rus/seriya_tes_rus/otkritie-testi-rus/probnyj_te.html
Может быть предложена другая интерпретация, и она заслуживает внимания. Она следует из закона эмоционально детерминированной оценки времени. Результаты испытуемых под номерами 5, 11,16, 21 и 27 указывают на то, что испытуемые не настроились в полной мере на выполнение тестов. Поставленная задача отмеривать субъективно равные интервалы не была для них приоритетной. То есть у них по крайней мере один другой вектор субъективного времени наложился на процесс выполнения тестов. Результаты указывают на то, что испытуемые пребывали в "расстроенных" чувствах, что находит свое отражение в расстроенных часах субъективного времени. Расстройство чувств было, возможно, как со знаком плюс так и со знаком минус. Эти люди были взволнованы и неадекватны поставленной задаче отмерить субъективно равные интервалы. В таком случае такие отклонения могут служить индикатором актуального недостаточного настроя человека, если он не в состоянии более или менее точно отмерить несколько равных длительностей. В этом состоит некоторая диагностическая ценность метода отмеривания субъективно равных интервалов: установления того факта, что человек просто находится еще и в другом измерении, то есть в проекции другого смысла и другого субъективного времени. Субъективное время поставленного задания было накрыто другим временем. Испытуемые находились в других более приоритетных субъективных временах, нежели субъективное время задачи: отмерить в 10 тестах по 12 субъективно равных длительностей.
Предметность, значение, смысл и соответствующее напряжение субъективных времен в эксперименте не были достаточно сильными. Вектора субъективных времен в условиях задачи коротки и слабо напряжены. Экспериментальные условия не создали острых необходимостей, ситуаций с напряженным смыслом, условия не ставили испытуемых в состояния с сильными квазипотребностями и сильными желаниями. Испытуемые не видят очень большого смысла в тестах, так как не могут оценить их пользу для себя. Значения – слабые, это же не тест ЕГЭ. Для сравнения: предмет, значение, смысл и напряжение ЕГЭ с его продолжительностью в 3,5 часа и несколько минут по просьбе преподавателя выполнить задание по отмериванию интервалов.
Можно провести сравнение наименее и наиболее
точных субъективных часов в выборке. В норме у наиболее точных субъективных
часов сохраняется относительная точность и соблюдается обратная взаимность скользящих
средних (2) в интервалах и паузах. Проведенное исследование это подтверждает многократно и в подавляющем большинстве случаев. В
качестве примера (испытание 3100 в рабочей базе замеров):
У испытуемых 5, 11, 16, 21 и 27 обратная взаимность не соблюдается. Вместе с тем, такая взаимность соблюдается у номера 4, что на нижеприведенной темпограмме 2:
Доступно в полном размере - кликать правой кнопкой и открыть изображение.
Если выражаться в терминологии 125-ти летней парадигмы "восприятие времени", то темпограммы показывают индивидуальные различия в 12 восприятиях первоначально выбранной длительности, либо различия в восприятии предыдущего интервала как он сохраняется в оперативной памяти. Либо то и другое.
Нормированная темпограмма – темпограмма, в которой сумма объективных разниц принимается за 100%, вклад каждой объективной разницы при отмеривании субъективно равных интервалов отображается в процентах. Доступно в полном размере - кликать правой кнопкой и открыть изображение.
Такова относительная индивидуальная точность хода субъективных часов. Участники были вольны в выборе длительностей при отмеривании 12-ти равных интервалов. Выбранные длительности по каждому из 29 участников просуммированы и представлены на темпограмме. Выделяются 11 и 12 участники, выбравшие более продолжительные длительности, чем остальные:
Влияют ли величины произвольно выбранных продуцируемых длительностей на размеры разностей между этими произвольно выбранными субъективно равными длительностями у этих 29 испытуемых? Есть ли зависимость между суммарной величиной 12-ти интервалов и разницей длительностей между этими 12 интервалами? Визуальное сравнение представленных выше темпограмм позволяет ответить отрицательно на поставленные вопросы. Достаточно сравнить данные участников под номерами 8, 11 и 12 или сравнить данные участников под номерами 18, 19, 20, 21. Или сравнить 15 и 16 участников. Точно также можно найти подтверждение обратным вспомогательным гипотезам, если брать другие пары участников для сравнения. Индивидуальные объективные разности при отмеривании субъективных временных равностей не зависят от длительности этих субъективных временных равностей.
Ниже представлена групповая темпограмма, как есть, включая один артефакт - участник под номером 4:
При детальном рассмотрении данных выделяются цифры в результатах одного из испытуемых, а именно:
испытуемый номер 4 , им отмеренные интервалы такие: 1228 117 117 1453 1572 3965 4212 4395 4325 4180 4221 4381
Если признать эти цифры, не находящие объяснения, артефактом, то после исключения этого артефакта темпограмма в выборке 28 участников примет вид:
Установлен феномен понижательной тенденции длительностей при отмеривании субъективно равных интервалов. Субъективные часы в отмеченных экспериментальных условиях ускоряют свой ход по мере отмеривания кажущихся равных субъекту интервалов. Тренд – нисходящий (здесь: линейный тренд, использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов).
Примечание: вполне возможно, что этот артефакт, номер 4 , им отмеренные интервалы такие: 1228 117 117 1453 1572 3965 4212 4395 4325 4180 4221 4381, содержит ключ к открытию новых закономерностей в субъективных временах!
К дискуссии по результатам и методам обработки данных. Возможно огромное множество математических гипотез для экспериментальных проверок. Подобрать математическую формулу для предсказания объективной длительности очередного интервала представляется весьма затруднительной задачей. Возможно, что методом перебора удастся подобрать уравнение, но оно будет действительно лишь для данного отмеривания - такова текучая природа субъективного времени единичного человека.
Как устанавливается субъективная равность интервалов? При продуцировании очередного интервала испытуемый может ориентироваться на первый интервал, может на предыдущий или на что то иное, но, как бы он не ориентировался, в результате все равно есть разница в длительности соседних интервалов.При этом не обойтись без установления различия предыдущего интервала с вытягиваемым интервалом. При этом будущая длительность в моменте становится предыдущей. Не обойтись без сведения различий к минимуму и к субъективному равенству. Невозможно установить тождество (равенство) интервалов без субъективного сведения различий в интервалах к кажущейся равности, то есть к субъективному отсутствию различий. Субъективно кажущаяся равность, усматриваемая равность реальна также как и объективная неравность.
В заключение. Установлены существенные внешние характеристики происходящих процессов. Что касается внутренних, то о них можно повторить сказанное DAN ZAKAY, DEVORA NITZAN, and JOSEPH GLICKSOHN в 1983 году в работе The influence of task difficulty and external tempo on subjective time estimation, а именно: “The mechanism by which external tempo might influence the timer is not understood”. Если под механизмом подразумевать внутреннее устройство или систему чего-либо , то можно согласиться с таким строгим определением. Если под механизмом понимать совокупность состояний и процессов, из которых складывается явление, то в понимании некоторых процессов в субъективных временах можно отметить прогресс, который вносит представленный здесь темпометрический ракурс.
Еще об обработке данных. Общий результат выдается в длительности очередного отмериваемого интервала и конечно в общей картине всех отмериваемых интервалов. Информации о внутренних механизмах мало, но от общих закономерностях взаимовлияний временных составляющих извлекается больше знаний. В проведенной серии из 10 тестов открывается инвариантность понижательной тенденции при отмеривании субъективно равных интервалов. Это инвариантность в субъективных временах - по мере приближения к завершению теста время ускоряется. Она установлена как общность в различных тестах.
Поиск других общих закономерностей может быть продолжен по выбору из приведенных на правой странице сайта серии возможных экспериментов.
Временная составляющая желания в текущем моменте - не единственная составляющая. Следствие из закона заполненных временных отрезков С.Л.Рубинштейна - пустых, бессодержательных временных отрезков не существует. Другими словами, не может быть чистого, свободного от содержания, ничем незаполненного, отмеривания равных интервалов.
На контрасте с определением И.Ньютона субъективное время можно определить как относительное, а не само по себе, в отношении к потребностям человека, протекающее неравномерно и назвать субъективной длительностью.
И.М.Сеченов высказался бы, что этим содержанием являются мышечные ощущения. Марк Виттманн приводит обзор других содержательных наполнений субъективного времени у разных исследователей.
Возможен ли перенос образа временного интервала (на образном уровне)? Перенос пустого образа не возможен, как невозможен пустой бессодержательный образ. Что при этом переносится во времени, если опять же согласно следствию из закона заполненных временных отрезков незаполненных временных отрезков быть не может?
В выполнении намерения отмеривать равные интервалы субъективное время содержательно, и может в частности быть содержательно заполнено ощущаемой разницей между прошлым, будущим и вытягиваемым в моменте интервалом. Что возможно кроме текучей диалектикой временных определений? Возможно, что человек продуцирует длительности бессознательно и без всякой диалектики. Еще З.Фрейд отмечал, что в бессознательном нет прошлого и будущего.
Обращают на себя внимание испытуемые №2 и №13, их субъективные разности минимальные. Так, испытуемая под №13, при продуцировании последовательных длительностей 9446 мсек и 9415 мсек разница минимальная в 31 мсек, что может свидетельствовать о музыкальных способностях различения длительностей. Это лучшая, но в единичных наблюдаемых случаях, точность субъективных часов. Необходимы дополнительные исследования для подтверждения того, что используемый метод можно использовать для тестирования музыкальных способностей различения.