Современные исследования субъективных времен

Природа не спешит открывать свои тайны. Исследователям этой темы приходится работать под раскатистый смех природы над человеческим умом. Чтобы изучать исчезающую основу человеческого бытия – время, нужны вера в себя, мужество и умственное напряжение*. Природа подсмеивается над очередными учеными: вот еще одни с надеждой что то найти после Гильберта, Минковского, Фридмана, Эйнштейна (которым удалось обрести понимание, что пространство и время само по себе обречены на превращение в фикции, и лишь некое единение обоих сохраняет объективную реальность), после Геделя, усомнившегося в существовании объективного времени и полагавшего, что время субъективно и оно – иллюзия.   

                                     Проникновение в природу времени продолжается.

Сегодня, как отмечает Marc Wittmann: "Анализ литературы показывает наличие множества моделей восприятия  времени" https:/sites.google.com/site/webmarcwittmann/Home   

Simon Grondin, Université Laval, отмечает, что“Indeed, myriad theoretical explanations make no mention of a central mechanism that is dedicated to the processing of temporal information. For instance, researchers with a cognitive background have described time perception in terms of cognitive mechanisms, without referring to the idea that there is an internal clock (see Block, 2003; Block & Zakay, 2008)”. Работа "Timing and time perception: A review of recent behavioral and neuroscience findings and theoretical directions". Одним из таких теоретических направлений может быть направление в парадигме продуцирования времени. 

  Несколько ссылок из большого массива исследований по вечной теме о природе времени.  

Статья к 125 летнему юбилею поисков в парадигме восприятия времени "Психология времени: Взгляд назад и вперед", P.A.Hancock and Richard A.Block.

Другая статья (в той же парадигме восприятия времени) предоставляет впечатляющий по охвату 117 экспериментальных исследований мета анализ " Как когнитивная нагрузка аффектирует временные суждения"  авторов           Richard A.Block,       Peter A.Hancock            Dan Zakay  

Статья " Переживание времени: механизмы нервной системы и взаимодействие эмоций, познавательного процесса и их воплощение" Marc Wittmann and Virginie van Wassenhove 

Laboratory for Perception and Action

Alan Miles Wing.  Interpersonal synchronization of subjective times    http://symonlab.org/people   

   В отечественной психологии целостным видением темы выделяются исследования томских и кемеровских психологов.  Клочко В.Е., Краснорядцева О.М., Хван Н.В. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВУХ ТИПОВ ХРОНОТОПИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;3(3):148-154. В статье реализуется системный антропологический подход к человеку. В системной антропологической психологии человека  одно из центральных - понятие «многомерный мир человека»; временная организация человека рассматривается как хронотопический многомерный мир человека.  На одном из уровней психического отражения мира, а именно на уровне значений, показано, как в человеческом образе мира консолидируются временная перспектива и смыслы. Временная перспектива и ценностно-смысловые измерения жизненного мира человека рассматриваются в их взаимообусловленности друг другом внутри целостного процесса жизнеосуществления, по отношению к которому они выступают в качестве «сквозных» его признаков. При этом индивидуальные характеристики этой взаимосвязи определяются особенностями хронотопической организации человека. Временная перспектива жизни рассматривается в единстве с целостно-смысловыми измерениями жизненного мира человека в работах: В. Е. Клочко,  О. М. Краснорядцевой,   Н. В. Хван,   Морозовой И.С., Медовиковой Е.А.,   Серый А.В.,     Вечканова Е.М.,    Бредун Е.В.,     Ю.Ю. Неяскина,   Я.А. Сурикова,   С.В. Кондрашенкова.    Кошельская Т.В.    Медовикова Е.А.   Чувашова И.А.   Лукьянов О.В.    Яницкий М.С.

 

* Здесь уместно отметить воспоминания Г. Е. Юленбека (George Eugene Uhlenbeck): “Я думаю, что метод Эренфеста исходит из того, что одним из основных требований к исследователю является вера в себя или, если хотите, мужество. Это относится даже к таким выдающимся ученым, как Э. Ферми. В статье, посвященной памяти Ферми, Бруно Понтекорво рассказывает о том, что Ферми обрел уверенность в себе именно в период пребывания в Лейдене, благодаря общению с Эренфестом. Ферми считал, что это было самое ценное приобретение для него во время обучения за границей”.