Исследования субъективных времен
Природа не спешит открывать свои тайны. Исследователям этой темы приходится работать под раскатистый смех природы над человеческим умом. Чтобы изучать исчезающую основу человеческого бытия – время, нужны вера в себя, мужество и умственное напряжение*. Природа подсмеивается над очередными учеными: вот еще одни с надеждой что то найти после Гильберта, Минковского, Фридмана, Эйнштейна (которым удалось обрести понимание, что пространство и время само по себе обречены на превращение в фикции, и лишь некое единение обоих сохраняет объективную реальность), после Геделя, усомнившегося в существовании объективного времени и полагавшего, что время субъективно и оно – иллюзия.
Проникновение в природу времени продолжается.
The Current Call of Lachlan Kent and Marc Wittmann: “the crucial step is to make subjective time a central object of study” - сделать субъективное время центральным объектом исследования. Time consciousness: the missing link in theories of consciousness.
Simon Grondin, Université Laval, отмечает, что“Indeed, myriad theoretical explanations make no mention of a central mechanism that is dedicated to the processing of temporal information. For instance, researchers with a cognitive background have described time perception in terms of cognitive mechanisms, without referring to the idea that there is an internal clock (see Block, 2003; Block & Zakay, 2008)”. Работа "Timing and time perception: A review of recent behavioral and neuroscience findings and theoretical directions". Одним из таких теоретических направлений может быть продуцирование времени.
Сегодня, как отмечает Marc Wittmann: "Анализ литературы показывает наличие множества моделей восприятия времени" https:/sites.google.com/site/webmarcwittmann/Home
Несколько ссылок из большого массива исследований по вечной теме о природе времени.
Два научных издания последнего десятилетия:
Сборник 2014 г. "Subjective Time" и монография "Темпометрия", 2024.
Статья к 125 летнему юбилею поисков в парадигме восприятия времени "Психология времени: Взгляд назад и вперед", P.A.Hancock and Richard A.Block.
Другая статья (в той же парадигме восприятия времени) предоставляет впечатляющий по охвату 117 экспериментальных исследований мета анализ " Как когнитивная нагрузка аффектирует временные суждения" авторов Richard A.Block, Peter A.Hancock Dan Zakay
Статья " Переживание времени: механизмы нервной системы и взаимодействие эмоций, познавательного процесса и их воплощение" Marc Wittmann and Virginie van Wassenhove
Laboratory for Perception and Action
John Wearden. Wearden's research work (more than 120).
Temporal Cognition: Connecting Subjective Time to Perception, Attention, and Memory, авторов William J. Matthews и Warren H. Meck
Не утратили свою ценность сведения о субъективных временах в космосе:
Alan Miles Wing. Interpersonal synchronization of subjective times
В отечественной психологии целостным видением темы выделяются исследования томских, кемеровских, дальневосточных психологов. В качестве иллюстрации, можно отметить статью Клочко В.Е., Краснорядцева О.М., Хван Н.В. "ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВУХ ТИПОВ ХРОНОТОПИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА", Вестник Кемеровского государственного университета, 2015;3(3):148-154. В статье реализуется системный антропологический подход к человеку. В системной антропологической психологии человека одно из центральных - понятие «многомерный мир человека»; временная организация человека рассматривается как хронотопический многомерный мир человека. На одном из уровней психического отражения мира, а именно на уровне значений, в статье показано, как в человеческом образе мира консолидируются временная перспектива и смыслы. Временная перспектива и ценностно-смысловые измерения жизненного мира человека рассматриваются в их взаимообусловленности друг другом внутри целостного процесса жизнеосуществления, по отношению к которому они выступают в качестве «сквозных» его признаков. При этом индивидуальные характеристики этой взаимосвязи определяются особенностями хронотопической организации человека.
Одна из моделей субъективного времени. "Субъективное время и доказывание по уголовным делам", Ольков С.Г. Сургутский университет.
Временная перспектива жизни рассматривается в единстве с целостно-смысловыми измерениями жизненного мира человека в работах: Ральникова И.А. , В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцевой, Н. В. Хван, Морозовой И.С., Медовиковой Е.А., Серый А.В., Вечканова Е.М., Бредун Е.В., Временную перспективу личности исследуют: Ю.Ю. Неяскина, Я.А. Сурикова, С.В. Кондрашенкова, Кошельская Т.В. , Медовикова Е.А. , Чувашова И.А. , Лукьянов О.В. , Яницкий М.С. , Березина Т.М. , Некрасова Е.В., Проконич О.А, Ширяева О.С., Навроцкая Е.А., Кулик А.А., Лавриненко Е.В., Славинская Ю.В. Бовин Б.Г. , Сибирцева Е.И., Мазуркевич А.В., Николюк Е.А. , Ковдра А.С. Зарубин П.В., Сырцова А. Алехин Ан. Пульцина Кристина , Люц Ю.А , Кузнецова С.А. , Сараева Н.М. , Арестова О.Н. , Квасова О.Г. , Сурикова Я.А. Шамаева А.Н. Ракова В.А, Щелкова О.Ю. , Зимина С.В. , Бергис Т.А., Елантьева О.В. , Прокопьева Е.В. Бережнёва И.В. Квасова О.Г М.Ш. Магомед-Эминов Яничев П.И.
Лишь одно замечание: понятие «временной перспективы» содержит противоречие уже в терминологии – при этом время подменяется пространством, ко времени подмешивается пространство. Психологии не хватает своей терминологии и своих понятий для времени без подмеса в понятие пространственных качеств. Такое же противоречие содержится в понятии «временная линия», если выйти за пределы геометрии и физики и оказаться в психологии.
Не утратил современности проницательный взгляд Роговина М.С. на тему субъективных времен, о ее чрезвычайной сложности, о недостаточном уровне ее разработанности, о неопределенности, неоднозначности применяемых при ее изучении понятий.
Багрова Н.Д. в поисках натуральных шкал длительности пришла к выводу, что «…шкала времени имеет переменную метрику и зависит от способа временного дифференцирования» (Фактор времени в восприятии человеком, 1980).
* Здесь уместно отметить воспоминания Г. Е. Юленбека (George Eugene Uhlenbeck): “Я думаю, что метод Эренфеста исходит из того, что одним из основных требований к исследователю является вера в себя или, если хотите, мужество. Это относится даже к таким выдающимся ученым, как Э. Ферми. В статье, посвященной памяти Ферми, Бруно Понтекорво рассказывает о том, что Ферми обрел уверенность в себе именно в период пребывания в Лейдене, благодаря общению с Эренфестом. Ферми считал, что это было самое ценное приобретение для него во время обучения за границей”.