Современные исследования субъективных времен

Природа не спешит открывать свои тайны. Исследователям этой темы приходится работать под раскатистый смех природы над человеческим умом. Чтобы изучать исчезающую основу человеческого бытия – время, нужны вера в себя, мужество и умственное напряжение*. Природа подсмеивается над очередными учеными: вот еще одни с надеждой что то найти после Гильберта, Минковского, Фридмана, Эйнштейна (которым удалось обрести понимание, что пространство и время само по себе обречены на превращение в фикции, и лишь некое единение обоих сохраняет объективную реальность), после Геделя, усомнившегося в существовании объективного времени и полагавшего, что время субъективно и оно – иллюзия.   

                                     Проникновение в природу времени продолжается.

Сегодня, как отмечает Marc Wittmann: "Анализ литературы показывает наличие множества моделей восприятия  времени" https:/sites.google.com/site/webmarcwittmann/Home   

Simon Grondin, Université Laval, отмечает, что“Indeed, myriad theoretical explanations make no mention of a central mechanism that is dedicated to the processing of temporal information. For instance, researchers with a cognitive background have described time perception in terms of cognitive mechanisms, without referring to the idea that there is an internal clock (see Block, 2003; Block & Zakay, 2008)”. Работа "Timing and time perception: A review of recent behavioral and neuroscience findings and theoretical directions". Одним из таких теоретических направлений может быть направление в парадигме продуцирования времени. 

  Несколько ссылок из большого массива исследований по вечной теме о природе времени.  

Статья к 125 летнему юбилею поисков в парадигме восприятия времени "Психология времени: Взгляд назад и вперед", P.A.Hancock and Richard A.Block.

Другая статья (в той же парадигме восприятия времени) предоставляет впечатляющий по охвату 117 экспериментальных исследований мета анализ " Как когнитивная нагрузка аффектирует временные суждения"  авторов           Richard A.Block,       Peter A.Hancock            Dan Zakay  

Третья статья " Переживание времени: механизмы нервной системы и взаимодействие эмоций, познавательного процесса и их воплощение" Marc Wittmann and Virginie van Wassenhove 

David M.Ealeman                         Laboratory for Perception and Action

Alan Miles Wing.  Interpersonal synchronization of subjective times    http://symonlab.org/people   

 

Philosophy and Psychology of Time 

       Provides original contributions to current debates concerning time  

      

* Здесь уместно отметить воспоминания Г. Е. Юленбека (George Eugene Uhlenbeck): “Я думаю, что метод Эренфеста исходит из того, что одним из основных требований к исследователю является вера в себя или, если хотите, мужество. Это относится даже к таким выдающимся ученым, как Э. Ферми. В статье, посвященной памяти Ферми, Бруно Понтекорво рассказывает о том, что Ферми обрел уверенность в себе именно в период пребывания в Лейдене, благодаря общению с Эренфестом. Ферми считал, что это было самое ценное приобретение для него во время обучения за границей”. 

 

Не психология. Актуальные субъективные времена не надо путать с часами, определяющими суточную активность организма. Об этих часах написал научный сотрудник Института биохимической физики имени Н.М. Эмануэля РАН Алексей Матвеевич Оловников, что их тиканье сопряжено с периодически меняющимся (каждый лунный месяц) гравитационным воздействием на нас со стороны Луны. Но это тиканье может вносить изменения в течение субъективных времен.