Современные исследования субъективных времен

Природа не спешит открывать свои тайны. Исследователям этой темы приходится работать под раскатистый смех природы над человеческим умом. Чтобы изучать исчезающую основу человеческого бытия – время, нужны вера в себя, мужество и умственное напряжение*. Природа подсмеивается над очередными учеными: вот еще одни с надеждой что то найти после Гильберта, Минковского, Фридмана, Эйнштейна (которым удалось обрести понимание, что пространство и время само по себе обречены на превращение в фикции, и лишь некое единение обоих сохраняет объективную реальность), после Геделя, усомнившегося в существовании объективного времени и полагавшего, что время субъективно и оно – иллюзия.   

                                     Проникновение в природу времени продолжается.

Сегодня, как отмечает Marc Wittmann: "Анализ литературы показывает наличие множества моделей восприятия  времени" https:/sites.google.com/site/webmarcwittmann/Home   

Simon Grondin, Université Laval, отмечает, что“Indeed, myriad theoretical explanations make no mention of a central mechanism that is dedicated to the processing of temporal information. For instance, researchers with a cognitive background have described time perception in terms of cognitive mechanisms, without referring to the idea that there is an internal clock (see Block, 2003; Block & Zakay, 2008)”. Работа "Timing and time perception: A review of recent behavioral and neuroscience findings and theoretical directions". Одним из таких теоретических направлений может быть продуцирование времени. 

  Несколько ссылок из большого массива исследований по вечной теме о природе времени.  

Статья к 125 летнему юбилею поисков в парадигме восприятия времени "Психология времени: Взгляд назад и вперед", P.A.Hancock and Richard A.Block.

Другая статья (в той же парадигме восприятия времени) предоставляет впечатляющий по охвату 117 экспериментальных исследований мета анализ " Как когнитивная нагрузка аффектирует временные суждения"  авторов           Richard A.Block,       Peter A.Hancock            Dan Zakay  

Статья " Переживание времени: механизмы нервной системы и взаимодействие эмоций, познавательного процесса и их воплощение" Marc Wittmann and Virginie van Wassenhove 

Laboratory for Perception and Action

Alan Miles Wing.  Interpersonal synchronization of subjective times    http://symonlab.org/people   

   В отечественной психологии целостным видением темы выделяются исследования томских,  кемеровских,  дальневосточных   психологов.  В качестве иллюстрации, можно отметить статью Клочко В.Е., Краснорядцева О.М., Хван Н.В. "ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВУХ ТИПОВ ХРОНОТОПИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА", Вестник Кемеровского государственного университета, 2015;3(3):148-154. В статье реализуется системный антропологический подход к человеку. В системной антропологической психологии человека  одно из центральных - понятие «многомерный мир человека»; временная организация человека рассматривается как хронотопический многомерный мир человека.  На одном из уровней психического отражения мира, а именно на уровне значений, в статье показано, как в человеческом образе мира консолидируются временная перспектива и смыслы. Временная перспектива и ценностно-смысловые измерения жизненного мира человека рассматриваются в их взаимообусловленности друг другом внутри целостного процесса жизнеосуществления, по отношению к которому они выступают в качестве «сквозных» его признаков. При этом индивидуальные характеристики этой взаимосвязи определяются особенностями хронотопической организации человека. 

Временная перспектива жизни рассматривается в единстве с целостно-смысловыми измерениями жизненного мира человека в работах: В. Е. Клочко,  О. М. Краснорядцевой,   Н. В. Хван,   Морозовой И.С., Медовиковой Е.А.,   Серый А.В.,     Вечканова Е.М.,    Бредун Е.В.,   Временную перспективу личности исследуют:  Ю.Ю. Неяскина,   Я.А. Сурикова,   С.В. Кондрашенкова.    Кошельская Т.В.    Медовикова Е.А.   Чувашова И.А.          Лукьянов О.В.    Яницкий М.С.    Березина Т.М.   Некрасова Е.В.  Славинская Ю.В. Бовин Б.Г.    Сибирцева Е.И.  Мазуркевич А.В.  Николюк Е.А.      Ковдра А.С.   Проконич О.А.   Ширяева О.С.,   Навроцкая Е.А.    Кулик А.А.,  Лавриненко Е.В.  Зарубин П.В., Сырцова А.   Алехин Ан.    Пульцина Кристина     Люц Ю.А    Кузнецова С.А.   Сараева Н.М.   Арестова О.Н.   Квасова О.Г.   Сурикова Я.А.   Шамаева А.Н.  Ракова В.А, Щелкова О.Ю.   Зимина С.В.     Бергис Т.А., Елантьева О.В.     Прокопьева Е.В.  Бережнёва И.В. 

* Здесь уместно отметить воспоминания Г. Е. Юленбека (George Eugene Uhlenbeck): “Я думаю, что метод Эренфеста исходит из того, что одним из основных требований к исследователю является вера в себя или, если хотите, мужество. Это относится даже к таким выдающимся ученым, как Э. Ферми. В статье, посвященной памяти Ферми, Бруно Понтекорво рассказывает о том, что Ферми обрел уверенность в себе именно в период пребывания в Лейдене, благодаря общению с Эренфестом. Ферми считал, что это было самое ценное приобретение для него во время обучения за границей”.