Модели субъективного времени

Ускорения в pacemaker от тика к тику

 

Для объяснения субъективных времен часто привлекается термин pacemaker, которым обозначают черный ящик, продуцирующий частоты субъективных времен. Что может быть внутри этого черного ящика?

Представляются результаты эксперимента по методу продуцирования любых равных интервалов – EEIP .

По массиву замеров по тесту №1 в батарее из 10 тестов Группового эксперимента.

В данной серии отмеривались 12 любых равных интервалов. Инструкция: "В данном методе отмериваются интервалы между моментом нажатия и моментом отпускания левой кнопки мыши. Интервал отмеряется следующим образом, Нажатие клавиши мышки  - это начало интервала, отпускание клавиши мышки  - конец интервала. Размер интервала времени -  между нажатием и отпусканием клавищи. Интервалы вы можете выбирать любые, но самое главное - постараться, чтобы они были равными. Отмеривайте любые равные интервалы и получайте темпограмму замеров. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. 12 раз отмерьте равные интервалы между нажатием и отпусканием кнопки мыши".

В данной серии приняли участие 135 тинэйджеров обоего пола, учащиеся школ возраста от 15 до 20 лет.

Каждый из испытуемых отмерил по 12 субъективно равных интервалов. Суммирование всех отмеренных длительностей в мсек по каждому из 12 интервалов и выявленная групповая тенденция представлены на темпограмме:

 

Длительности отмеренных 12 интервалов в их последовательности от 1 по 12. Пологая понижательная тенденция по мере ходу отмеривания (линейный тренд использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов).

 

Из общего числа сделана выборка 45 участников по критерию длительности продуцированных интервалов более 1000 мсек. Проведено суммирование отмеренных длительностей в мсек по каждому из 12 интервалов и выявленная групповая тенденция представлены на темпограмме:                                                                                                                        

 

Длительности отмеренных 12 интервалов в их последовательности от 1 по 12. Пологая нисходящая тенденция по мере ходу отмеривания (линейный тренд использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов).

Проведено сравнение конфигураций на обоих графиках и выявлено: похожие картины последовательного увеличения длительностей 4, 5, 6, 7 интервалов, резкое уменьшение длительности девятых интервалов, увеличенные длительности первых трех отмеренных интервалов.

Еще раз подтверждается ранее выявленная понижательная тенденция в субъективных временах, выявленная ранее в тесте №21:  

Сравнение проведенного теста №1 этого группового теста без нагрузки с индивидуальным тестом №21   из экспериментальной базы лаборатории. В групповом тесте №1 выявлена понижательная тенденция в задании с отмериванием любых равных интервалов в контексте конкретных условий. Испытуемые - тинейджеры обоих полов в возрасте от 16 до 20 лет. Замеры производились в спокойной обстановке классных комнат школ и гимназий, без видимых цейтнотов и дедлайнов. Влиянием лабораторного времени в данном эксперименте можно пренебречь. Условия теста №21  были в большой мере приближены к идеальным условиям теста №21 - человека не мучала жажда или голод, не было императивных телесных позывов или иных сильных желаний, испытуемый был спокоен, беспечен, не взволнован (happy-go-lucky, relaxed in manner or attitude, very tolerant and carefree). В состоянии абсолютной беззаботности, в условиях свободы от каких либо обязательств и ограничений во времени, без оплаты, любезно уделила своё временя для психологии. Отмеривание сопровождалось равномерным молчаливым отсчетом во внутренней речи от нуля до пяти: 0, 1, 2, 3, 4, 5 .

В обоих экспериментах установлена слабая понижательная тенденция в продуцировании любых равных интервалов. Сила понижательной тенденции в группе - 7,87% наклон. Сила понижательной тенденции в индивидуальном тесте - 1,4% наклон. Если выразить эти слабые крены времени на образном уровне сознания, то это будет выглядеть как колесо времени, катится вниз по наклонной плоскости с углом 6,3 градуса. Если выразить в динамическом образе, то ускорение субъективного времени будет (1/68,4 – 1/73,8)/12=0,00009572 средней по выборке актуальной  длительности интервала на раз отмеривания.  Но такое выведение суммарного группового ускорения времен будет похоже на выведение средней температуры по больнице, цифры ни о чем.  Вместе с тем индивидуальная “актуальная длительность интервала”, как и “раз отмеривания” заслуживают введения для них более кратких терминов, которые должны быть введены в понятийный арсенал темпометрии. "раз отмеривания" можно заменить на "тик", "актуальная длительность интервала"  можно заменить на "субсек". Субсек/тик будет единицей для ускорения субъективного времени. При этом субъективная секунда subsecond будет выражена в объективных секундах second, отнесенная к одному тику (one tick pacemaker). Ускорение в моменте или тиковое ускорение будет каждый раз приобретать новое значение, как со знаком "+", так и со знаком "-". Разница двух соседних длительностей продуцированных интервалов, субъективно равных, позволяет относить их к одной и той же цифре, пусть эта цифра будет единица 1. Быстрота заполнения этой единицы длительностью субъективного времени, равнозначна скорости, и тогда ускорение между двумя отмериваниями равно разности в длительностях интервалов.

К дискуссии по моделям субъективного времени.

Использование диалектического метода С.Л.Рубинштейна приводит к рассмотрению диалектики понятий "покой - движение" и диалектики понятий "восприятие объективного времени - продуцирование субъективного времени". Какие сознательные и бессознательные движения точки «взора» возможны в процессе отмеривания равных интервалов? Допустим, что эти движения по привычной для представления, воображаемой стреле времени, то есть по прямой линии. Кроме таких движений, в природе существуют различные волнообразные движения.  А что в качестве опоры? С.Л.Рубинштейном отмечена привилегированная точка в восприятии времени.  Если рассматривать волнообразные движения на прямой линии, то варианты могут быть следующие.

Первый – движение из привилегированной точки настоящего мгновения в будущий момент и обратно в настоящее мгновение now , оставаясь при этом в текущем моменте now, который сам в тоже время движется по оси объективного времени.

Второй – движение из привилегированной точки настоящего мгновения в образ прошлого момента и обратно в настоящее мгновение now. «Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин» (S.L.Rubinstein). О каких величинах может идти речь при продуцировании равных интервалов? Производимое соотношение временных величин есть, по сути, не что иное как измерение. Измерение в самом общем виде означает совокупность операций для определения отношения одной измеряемой величины к другой однородной величине, принятой за единицу. Такой единицей может служить след первого отмеренного интервала при отмеривании второго, след второго при отмеривании третьего, след первого и второго интервала при отмеривании третьего и т.д. Такой единицей может служить след первого интервала при отмеривании всех последующих.

Бифуркационная модель внимания при отмеривании равных интервалов. Диалектика неминуемо выводит на вариант, включающий оба движения  в их единстве, причем в их взаимопроникновении, одновременно. Это требует по меньшей мере раздвоения внимания человека и движения точки «взора» одновременно в будущее и прошлое с отметкой тождества движений в обоих направлениях и вместе с тем опять же в текущем моменте now – это выражается в нажатии на клавишу в методе отмеривания равных интервалов в тот самый момент установления тождества или равенства интервалов. Бифуркация или разветвление внимания начинается в моменте now , внимание раздваивается в движении в противоположных направлениях к тождеству и завершается схождением внимания в том же самом и вместе с тем в  другом now. При этом now объективно сместилась по оси объективного времени на длительность отмеренного интервала. Теория бифуркации предсказывает различные кручения, которым можно приписать знак плюс или минус. Вместо привычного прямолинейного образа стрелы времени приходится ожидать "вертлявость линии" времени, сменяемость знаков в разницах отмеренных интервалов. Последнее обнаруживается в ускорениях/замедлениях субъективного времени. Если исходить из противоположности, то есть из того, что бифуркация невозможна, то отсюда следует, что в процессе отмеривания равных интервалов имеет место колебательный процесс. Взор в прошлое, в предыдущую длительность, сменяется взором в настоящий отмериваемый интервал, стягивание разницы длительностей к нулю. Нуль означает установление кажущейся равности длительностей,  субъективной равности. Объективно в замерах равности нет.

Время не есть пространство, но если для иллюстрации представить время в его отражении на пространство, то картина продуцирования будет похожа на движение now в двух направлениях, оставаясь в now :

 

 

С чем сравнивается второй продуцируемый интервал? С первым, который оказывается в прошлом по отношению ко второму. С чем может сравниваться третий продуцируемый интервал? Теоретически с первым и вторым, которые оказываются в прошлом к третьему, находясь в моменте сравнения в текущем мгновении как диалектическом единстве. Если бы сравнение происходило только с первым отмеренным интервалом и сравнение было бы удачным, то все отмеренные интервалы были бы равнодлительными. Но этого не наблюдается в эксперименте, поэтому придется признать более сложные процессы сравнения при отмеривании очередного интервала. В эксперименте наблюдаются флуктуации в длительностях тиков - продуцируемых интервалов.

Вспомогательная модель временной "суперпозиции" или одновременности в длительностях или движениях "точки взора". Термин "суперпозиция" - пространствнное понятие, когда рассматривают предмет в геометрических проекциях. В темпометрии нет проекций. В темпометрии - дление в разных направлениях или движение в двух длительностях. Если все таки, в пояснительных целях, отображать время на пространство, то в упрощенной кинематической иллюстрации два разнонаправленных движения из точки now в противоположных направлениях, могут принять вид двух противоположно направленных движений на воображаемой стреле объективного времени:

 

Развернув эту линейную вспомогательную модель на 90 градусов, можно получить другую полезную модель. Вспомогательным полезным отображением (времени на пространство) происходящих движений может быть картина движения по лемнискате, начинающейся из центральной точки одновременно по обеим половинкам и завершающаяся в ней же в кажущийся момент тождества длительностей интервалов:

 

Продуцирование очередного тика (после первого) в серии продуцирования любых равных интервалов. Если человек не теряет связи с миром, с объективной реальностью и делает сверки, не обрывая обратные связи, то смещение правого фокуса и несмещение левого оборачивается принципиальным следствием из этой модели. Теоретически выводится предсказание о невозможности отмеривать равные интервалы, продуцировать равные длительности. Кроме, если это вообще достижимо, в состояниях полной отрешенности от мира в медитациях.

 

Лемниската в модели имеет два фокуса. Имеют ли фокусы психический смысл? Вполне могут иметь смысл фокуса в сознании человека, а конкретнее это может быть предмет его актуальной потребности в его сознании. Человек осознает и дает отчет себе о том, чего он более всего в настоящее мгновение. А поскольку настоящее мгновение, эта привилегированная точка отсчета, само движется по оси объективного времени, то “расстояние”, оставшееся время до намеченного момента удовлетворения потребности сокращается. В модели это отражается в смещении правого фокуса и сокращении времени между now и правым фокусом. При осознании этого факта или в какой либо другой форме получения информации об этом (интуиция, чувство, взгляд на часы, взгляд на положение солнца на небе и др.) меняется течение субъективного времени. Левый фокус лемнискаты психически можно истолковать как фокус воспоминаний, относящихся к прошлому, которое не вернешь, от которого можно получать удовлетворение лишь в приятных воспоминаниях. Следствие из этой модели такое: при наличии фокуса в сознании, такого, что представляется как предмет актуальной потребности, субъективное время неминуемо ускоряется по основанию смещения правого фокуса в модели. Если человек сфокусирован на чем либо желаемом, его субъективное время ускоряется.

Можно свернуть лемнискату до двух окружностей, что позволит ввести в обсуждение понятия периода, числа П=3,14 и частоты применительно к процессу отмеривания любых равных интервалов. Лемниската ∞  легко трансформируется в две “окружности”, что позволяет вводить математику замечательного числa  «пи» и формулу периода. Число «пи» примечательно своей иррациональностью и недостижимой точностью. Период T равен отношению двух пи к частоте. При этом многократно возрастают сложности. За пределами психологии принято рассматривать все колебания как периодические функции аргумента  - времени, текущего равномерно. Здесь же само время неравномерно, с различающимися длительностями от тика к тику. Субъективное время, сеймоментная частота колебаний субъективного времени в текущем моменте изменяются от тика к тику.  В этом кардинальное отличие от классических наук, которые обеспечили грандиозный прогресс в науке и технике, используя понятие времени как неизменяющийся аргумент. При отмеривании равных интервалов любой момент now можно рассматривать как узел стоячей продольной волны, а отмеривание как последовательность таких узлов очередных волн. Каждое отмеривание - рождение новой стоячей продольной волны в будущее через прошлое.

Вместе с тем, нет запрета рассматривать эту стоячую волну как "сферическую". Все это всего лишь вспомогательные аналогии одноразмерных, двухмерных и трехмерных пространственных волн. Сферическая волна издалека будет похожа на мерцающую звезду, отражающую изменение ее объема.

Добавочная вспомогательная модель. Для объяснения субъективных времен часто привлекается термин pacemaker, которым обозначают черный ящик, продуцирующий частоты субъективных времен. Как описать работу pacemaker? Предлагается ещё одна дополнительная аналогия. При этом процесс продуцирования равных длительностей можно объяснить с привлечением такой пространственной аналогии. Если в медленно текущую реку бросить камень, то плоская волна на поверхности принимает вид окружности. Вместе с тем, течение сносит расширяющуюся во все стороны окружность и сносит момент текущего времени, если отсчитывать время со стороны, а не из центра окружности. В одной системе координат волна не меняет частоту, распространяясь одинаково во все стороны – на поверхности сохраняется окружность; в другой системе координат время на прохождение возмущения разное. В продуцировании равных интервалов координаты не пространственные, а временные в ощущениях, образах, представлениях. И они «деформированы» на временном объективном потоке объективного времени, в котором перемещается текущий момент now. Эта модель не охватывает наблюдаемые феномены замедления в субъективном времени. Феноменам замедления отвечала бы модель кругов от брошенного камня на воде реки, текущей вспять, то есть вверх, что по меньшей мере парадоксально.

Для объяснения субъективных времен часто привлекается термин pacemaker, которым обозначают черный ящик, продуцирующий частоты субъективных времен. Pacemaker or oscillator which emits counts or pulses – такое определение внутренним часам, данное извне. А что такое представляет собой pacemaker изнутри? Частоты какой субстанции и из какой субстанции (материальной, химической согласно Hoagland или идеальной)  происходят, что собственно осциллирует? Прежде всего, это могут быть частоты, более или менее синхронизированные с пульсом, с дыханием и другими висцеральными процессами. Такое психофизиологическое объяснение многое объясняет в картине субъективных времен. Висцеральная чувствительность помогает ориентироваться на длинных интервалах некоторых потребностей человека: голода, сна и сигнализирует ощущениями «пора» есть, спать и другими. Но это лишь на том уровне психической деятельности, которая есть уровень ощущений  - одном из нескольких уровней психической деятельности. Что и как происходит на остальных? На каком уровне психической деятельности в данном эксперименте происходит процесс отмеривания? На уровне восприятия мышечных ощущений руки на клавише мышки, по которой кликает человек в моменты ощущаемого равенства интервалов. Вместе с тем, точка «взора» указывает на образный уровень психической деятельности.

Физиолог утверждал бы, что происходит координация пространственно-временных параметров в порядке выполнения движений, организованных в серийном порядке (Берштейн Н.А). Происходит интегрирование сенсорной информации и следов памяти вместе с формированием управления, в результате чего отмериваются субъективно равные интервалы. Последние могут оказать неравными объективно. Психолог задается вопросом: на каком уровне психической деятельности происходит установление момента тождества? На уровне ощущений, эмоций, перцептивной деятельности, предметно-действенной, представлений, образного мышления,  эмпирического мышления, конструктивного, теоретически выведенного интервала или даже формального мышления (Ительсон Л.Б.)?

 

В простых заданиях отмеривания любых равных интервалов достаточно объяснения, которое бы дал И.М.Сеченов – на уровне мышечных ощущений происходит нахождение тождества, в мышечной памяти образный след первого отмеренного интервала сопоставляется с новым, формирующимся в моменте интервалом. Достаточно ли такое объяснение, если задание будет более сложным, как например, отмеривать набор «три коротких и один длинный интервал» или другой набор из азбуки Морзе. Сеченовское объяснение не удовлетворяет, если  задание будет отмеривать последовательность чисел Фибоначчи или другую математическую последовательность. Как и в случае выполнения других вариантов из списка экспериментов.  http://www.tempometry.ru/cntnt/rus/left-column-rus/eksperimen11.html  

 

Куприна Е.Ю. в учебном пособии для студентов Тольяттинской консерватории рекомендует, что “Для овладения собственным «чувством времени» каждому исполнителю первоначально нужно самостоятельно «нащупать» в себе и пережить особую «временную плотность» тех ощущений, которые сопутствуют двигательной активности при игре того или иного музыкального мотива, фрагмента и т.д. Тогда мышечное чувство будет выступать как своеобразный «дробный анализатор» времени”.

Непреднамеренная агогика. Если выражаться в музыкальной терминологии, то установлена неосознаваемая агогика в процессе отмеривания равных интервалов. Агогика (от греческого agōgē — увод, унесение), в музыкальном исполнении небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности. Если музыканты применяют агогику сознательно, то в проведенном групповом эксперименте выявляется неосознаваемая агогика – отклонения в продуцировании равных интервалов времени при их кажущейся равнодлительности.

Редкие исключения из выявленной тенденции встречаются в экспериментальной выборке, что накладывает ограничения на модель при всей ее прогностической ценности в указании на ускорение субъективного времени по мере приближения к желаемому.

``````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````

``````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````

     Исключение из общей тенденции.                   

      Групповая конфигурация 12 отмеренных интервалов в выборке 45 испытуемых представлена в темпограмме:

 

Выделяющийся из общей тенденции тинейджер под номером 45:

Обращает на себя внимание один случай из выборки, не влияющий на групповые результаты, а именно ep4u16, f, 16 лет, темпограмма которой имеет вид:

 

Продуцируемые ep4u16, f, 16 лет интервалы показывают растущую тенденцию. Тренд – восходящий (здесь: линейный тренд, использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов). Длительности интервалов сносит "вверх", в сторону увеличения интервалов, что означает замедление хода субъективного времени по мере отмеривания интервалов с 1 по 12. 

Если привлечь в общую картину еще и промежутки между интервалами, то откроется такая картина интервалов и промежутков, в которой отмечается индивидуальная особенность, резко выделяющая на фоне выборки, вместе с тем не влияющая на групповые результаты. :

Длительности сознательно продуцируемых интервалов и подсознательно продуцируемых промежутков у ep4u16, f, 16 лет показывают растущие тенденции. Тренды – восходящие (здесь: линейный тренд, использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов). Длительности интервалов и промежутков сносит "вверх", в сторону увеличения интервалов и промежутков, что означает замедление хода субъективного времени по мере отмеривания интервалов с 1 по 12. Слабая растущая тенденция в длительностях интервалов и более сильная растущая тенденция в длительностях промежутков.