Модели субъективного времени

Ускорения в pacemaker от тика к тику. Split attention effect in subjective time production. Расщепление внимания в процессе отмеривания равных длительностей.

 

Для объяснения субъективных времен часто привлекается термин pacemaker, которым обозначают черный ящик, продуцирующий частоты субъективных времен. Что может быть внутри этого черного ящика?

Представляются результаты эксперимента по методу продуцирования любых равных интервалов – EEIP .

По массиву замеров по тесту №2 в батарее из 10 тестов Группового эксперимента.

В данной серии отмеривались 12 любых равных интервалов. Инструкция: "В данном методе отмериваются интервалы между моментом нажатия и моментом отпускания левой кнопки мыши. Интервал отмеряется следующим образом, Нажатие клавиши мышки  - это начало интервала, отпускание клавиши мышки  - конец интервала. Размер интервала времени -  между нажатием и отпусканием клавищи. Интервалы вы можете выбирать любые, но самое главное - постараться, чтобы они были равными. Отмеривайте любые равные интервалы и получайте темпограмму замеров. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. 12 раз отмерьте равные интервалы между нажатием и отпусканием кнопки мыши".

В данной серии приняли участие 135 тинэйджеров обоего пола, учащиеся школ возраста от 15 до 20 лет.

Каждый из испытуемых отмерил по 12 субъективно равных интервалов. Суммирование всех отмеренных длительностей в мсек по каждому из 12 интервалов и выявленная групповая тенденция представлены на темпограмме:

 

 

Длительности отмеренных 12 интервалов в их последовательности от 1 по 12. Пологая понижательная тенденция по мере ходу отмеривания (линейный тренд использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов).

 

Из общего числа сделана выборка 45 участников по критерию длительности продуцированных интервалов более 1000 мсек. Проведено суммирование отмеренных длительностей в мсек по каждому из 12 интервалов и выявленная групповая тенденция представлены на темпограмме:                                                                                                                        

 

 

Длительности отмеренных 12 интервалов в их последовательности от 1 по 12. Пологая нисходящая тенденция по мере ходу отмеривания (линейный тренд использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов).

Проведено сравнение конфигураций на обоих графиках и выявлено: похожие картины последовательного увеличения длительностей 4, 5, 6, 7 интервалов, резкое уменьшение длительности девятых интервалов, увеличенные длительности первых трех отмеренных интервалов. Установленные свойства обнаружены в групповом исследовании и относятся к группе, но не к отдельному индивидууму. Для более глубокого анализа необходимо исследовать данные каждого отдельного испытуемого, для группы приходится ограничиться самой общей тенденцией. Тем не менее, уже можно провести некоторые сравнения.

Еще раз подтверждается ранее выявленная понижательная тенденция в субъективных временах, выявленная ранее в индивидуальном тесте №21 для единичного испытуемого:  

  В тех же первичных данных единичного человека, в границах общего падающего тренда обнаруживаются и другие его свойства:


Огибающая 10 - проведена линейная фильтрация по 10 субъективно равным длительностям, наполненных равномерным отсчетом 0, 1, 2, 3, 4, 5.

 

Огибающая 2 - проведена линейная фильтрация по 2 субъективно равным длительностям, наполненных равномерным отсчетом 0, 1, 2, 3, 4, 5.


Сравнение проведенного теста №2 этого группового теста без нагрузки с индивидуальным тестом №21   из экспериментальной базы лаборатории. В групповом тесте №2 выявлена понижательная тенденция в задании с отмериванием любых равных интервалов в контексте конкретных условий. Испытуемые - тинейджеры обоих полов в возрасте от 16 до 20 лет. Замеры производились в спокойной обстановке классных комнат школ и гимназий, без видимых цейтнотов и дедлайнов. Влиянием лабораторного времени в данном эксперименте можно пренебречь. Условия теста №21  были в большой мере приближены к идеальным условиям теста №21 - человека не мучала жажда или голод, не было императивных телесных позывов или иных сильных желаний, испытуемый был спокоен, беспечен, не взволнован (happy-go-lucky, relaxed in manner or attitude, very tolerant and carefree). В условиях свободы от каких либо обязательств и ограничений во времени, без оплаты, любезно уделила своё временя для психологии. Отмеривание сопровождалось равномерным молчаливым отсчетом во внутренней речи от нуля до пяти: 0, 1, 2, 3, 4, 5 .

В обоих экспериментах установлена слабая понижательная тенденция в продуцировании любых равных интервалов. Сила понижательной тенденции в группе - 7,87% наклон. Сила понижательной тенденции в индивидуальном тесте - 1,4% наклон. Если выразить эти слабые крены времени на образном уровне сознания, то это будет выглядеть как колесо времени, катится вниз по наклонной плоскости с углом 6,3 градуса. Если выразить в динамическом образе, то ускорение субъективного времени будет (1/68,4 – 1/73,8)/12=0,00009572 средней по выборке актуальной  длительности интервала на раз отмеривания.  Но такое выведение суммарного группового ускорения времен будет похоже на выведение средней температуры по больнице, цифры ни о чем.  Вместе с тем индивидуальная “актуальная длительность интервала”, как и “раз отмеривания” заслуживают введения для них более кратких терминов, которые должны быть введены в понятийный арсенал темпометрии. "раз отмеривания" можно заменить на "тик", "актуальная длительность интервала"  можно заменить на "субсек". Субсек/тик будет единицей для ускорения субъективного времени. При этом субъективная секунда subsecond будет выражена в объективных секундах second, отнесенная к одному тику (one tick pacemaker). Ускорение в моменте или тиковое ускорение будет каждый раз приобретать новое значение, как со знаком "+", так и со знаком "-". Разница двух соседних длительностей продуцированных интервалов, субъективно равных, позволяет относить их к одной и той же цифре, пусть эта цифра будет единица 1. Быстрота заполнения этой единицы длительностью субъективного времени, равнозначна скорости, и тогда ускорение между двумя отмериваниями равно разности в длительностях интервалов.

К дискуссии по моделям субъективного времени.

Демонстрируются модели для идеального отсчета субъективного времени. В реальности наблюдаются отклонения от равномерного хода субъективных часов.

 Использование диалектического метода С.Л.Рубинштейна приводит к рассмотрению диалектики понятий "покой - движение" и диалектики понятий "восприятие объективного времени - продуцирование субъективного времени". Какие сознательные и бессознательные движения точки «взора» возможны в процессе отмеривания равных интервалов? Допустим, что эти движения по привычной для представления, воображаемой стреле времени, то есть по прямой линии. Кроме таких движений, в природе существуют различные волнообразные движения.  А что в качестве опоры? С.Л.Рубинштейном отмечена привилегированная точка в восприятии времени.  Если рассматривать волнообразные движения на прямой линии, то варианты могут быть следующие.

Первый – движение из привилегированной точки настоящего мгновения в будущий момент и обратно в настоящее мгновение now , оставаясь при этом в текущем моменте now, который сам в тоже время движется по оси объективного времени.

Второй – движение из привилегированной точки настоящего мгновения в образ прошлого момента и обратно в настоящее мгновение now. «Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин» (S.L.Rubinstein). О каких величинах может идти речь при продуцировании равных интервалов? Производимое соотношение временных величин есть, по сути, не что иное как измерение. Измерение в самом общем виде означает совокупность операций для определения отношения одной измеряемой величины к другой однородной величине, принятой за единицу. Такой единицей может служить след первого отмеренного интервала при отмеривании второго, след второго при отмеривании третьего, след первого и второго интервала при отмеривании третьего и т.д. Такой единицей может служить след первого интервала при отмеривании всех последующих.

Это бифуркационная модель внимания при отмеривании равных интервалов. Диалектика неминуемо выводит на вариант, включающий оба движения  в их единстве, причем в их взаимопроникновении, одновременно. Это требует по меньшей мере раздвоения внимания человека и движения точки «взора» одновременно в будущее и прошлое с отметкой тождества движений в обоих направлениях и вместе с тем опять же в текущем моменте now – это выражается в нажатии на клавишу в методе отмеривания равных интервалов в тот самый момент установления тождества или равенства интервалов. Бифуркация или разветвление внимания начинается в моменте now , внимание раздваивается в движении в противоположных направлениях к тождеству и завершается схождением внимания в том же самом и вместе с тем в  другом now. При этом now объективно сместилась по оси объективного времени на длительность отмеренного интервала. Теория бифуркации предсказывает различные кручения, которым можно приписать знак плюс или минус. Вместо привычного прямолинейного образа стрелы времени приходится ожидать и наблюдать в экспериментах "вертлявость линии" времени, сменяемость знаков в разницах отмеренных интервалов. Последнее обнаруживается в ускорениях/замедлениях субъективного времени. Если исходить из противоположности, то есть из того, что бифуркация невозможна, то отсюда следует, что в процессе отмеривания равных интервалов имеет место колебательный процесс. Взор в прошлое, в предыдущую длительность, сопровождается и взором в настоящий отмериваемый интервал, стягивание разницы длительностей к нулю. Нуль означает установление кажущейся равности длительностей,  субъективной равности интервалов. Объективно в замерах продуцирования субъективно равных интервалов  объективной равности интервалов нет.

Время не есть пространство и не может быть подменено пространством. Но если, исключительно для иллюстрации, представить время в его отражении на пространство 1D, то картина продуцирования будет похожа на движение now в двух направлениях, оставаясь в now :

 

                 Пример отмеривания трех субъективно равных интервалов.

Split attention effect in subjective time production. Расщепление внимания в процессе отмеривания равных длительностей.

 

 

С чем сравнивается второй продуцируемый интервал? С первым, который объективно оказывается в прошлом по отношению ко второму, но субъективно остается в настоящем моменте. С чем может сравниваться третий продуцируемый интервал? Возможно, с первым и вторым, которые оказываются в прошлом к третьему, находясь в моменте сравнения в текущем мгновении как диалектическом единстве. Если бы сравнение происходило только с первым отмеренным интервалом и сравнение было бы удачным, то все отмеренные интервалы были бы равнодлительными. Но этого не наблюдается в эксперименте, поэтому придется признать более сложные процессы сравнения при отмеривании очередного интервала. В эксперименте наблюдаются флуктуации в длительностях тиков - продуцируемых интервалов.

Вспомогательная модель временной "суперпозиции" или одновременности в длительностях или движениях "точки взора". Термин "суперпозиция" - пространствнное понятие, когда рассматривают предмет в геометрических проекциях. В темпометрии нет проекций. В темпометрии - дление в разных направлениях или движение в двух длительностях. Если все таки, в пояснительных целях, отображать время на пространство, то в упрощенной кинематической иллюстрации два разнонаправленных движения из точки now в противоположных направлениях, могут принять вид двух противоположно направленных движений на воображаемой стреле объективного времени:

 

Развернув эту линейную вспомогательную модель на 90 градусов, можно получить другую полезную модель в пространстве 2D. Вспомогательным полезным отображением (времени на пространство) происходящих движений может быть картина движения по лемнискате, начинающейся из центральной точки одновременно по обеим половинкам и завершающаяся в ней же в кажущийся момент тождества длительностей интервалов:

 

Продуцирование очередного тика (после первого) в серии продуцирования любых равных интервалов. Если человек не теряет связи с миром, с объективной реальностью и делает сверки, не обрывая обратные связи, то смещение правого фокуса и несмещение левого оборачивается принципиальным следствием из этой модели. Теоретически выводится предсказание о невозможности отмеривать равные интервалы, продуцировать равные длительности. Кроме, если это вообще достижимо, в состояниях полной отрешенности от мира в медитациях.

 

 

Лемниската в модели имеет два фокуса. Имеют ли фокусы психический смысл? Вполне могут иметь смысл фокуса в сознании человека, а конкретнее это может быть предмет его актуальной потребности в его сознании. Человек осознает и дает отчет себе о том, чего он более всего в настоящее мгновение. А поскольку настоящее мгновение, эта привилегированная точка отсчета, само движется по оси объективного времени, то “расстояние”, оставшееся время до намеченного момента удовлетворения потребности сокращается. В модели это отражается в смещении правого фокуса и сокращении времени между now и правым фокусом. При осознании этого факта или в какой либо другой форме получения информации об этом (интуиция, чувство, взгляд на часы, взгляд на положение солнца на небе и др.) меняется течение субъективного времени. Левый фокус лемнискаты психически можно истолковать как фокус воспоминаний, относящихся к прошлому, которое не вернешь, от которого можно получать удовлетворение лишь в приятных воспоминаниях. Следствие из этой модели такое: при наличии фокуса в сознании, такого, что представляется как предмет актуальной потребности, субъективное время неминуемо ускоряется по основанию смещения правого фокуса в модели. Если человек сфокусирован на чем либо желаемом, его субъективное время ускоряется.

Расщепление внимания и субъективного времени – splitting of attention. Внимание человека при отмеривании  равных интервалов будет одновременно в текущем настоящем моменте расходиться (бифуркация) на предыдущий и будущий интервал. Распределяемое таким образом внимание непрерывно соотносит предыдущий и будущий интервалы и это динамическое соотнесение завершается в какой то момент их схождением. Это лишь аналоговое отображение на плоскости в виде динамики вычерчивания лемнискаты. На разных уровнях психического отражения мира это может протекать на уровне ощущений, образном, представлений, когда во внимании удерживается динамическое сравнение предыдущего и будущего в настоящем мгновении. При этом само мгновение движется как минимум в другой системе координат объективного времени, но может двигаться в другой субъективной системе координат, например в системе значений всей процедуры отмеривания для личности. Если, как это принято в американских лабораториях, испытуемого ждет несколько десятков долларов за участие в тесте в течение нескольких часов, то будет влияние значения выполнения теста. Если интересен сам процесс отмеривания равных интервалов, то будет иное влияние значения выполняемого теста. 

Внимание многократно закольцовывается между образом будущего интервала, образом последнего прошлого интервала, опять будущего. Такова развертка субъективного времени в процессе отмеривания 12 произвольно выбранных интервалов.

Между тем, сам центральный пункт now уносится объективным временем в его течение. А поскольку временные фокусы лемнискаты при этом меняют первоначальное положение на оси объективного времени и в субъективном времени тоже, то это приводит к нарушению симметрии. Другие возможные фокусы возможны, но здесь не принимаются во внимание. Вывод из такой картины такой: невозможно с большой точностью отмерить последовательно ряд равных интервалов. Возможно проявление тенденции укорачивания. Возможно ряд непоследовательных отклонений от длительности первоначального интервала. Такова картинка лемнискаты в ее вычерчивании во времени – это объяснение модели на образном уровне.

Идеальная бифуркационная диаграмма на плоскости имеет вид симметричных левой и правой половин лемнискаты с равноудаленными от центра фокусами. Не забывая, что предметом здесь является время, то неминуемо придется расщепить в моменте время, иначе невозможно сравнение предыдущего и будущего в настоящем мгновении. Некоторые авторы приводят разные цифры длительности для такого расщепленного настоящего мгновения в диапазоне от 0 до 3 секунд – столько времени остаются послеобразы предыдущего интервала в их сознании (или на сетчатке, если используются пространственные образы). 

Можно свернуть лемнискату до двух окружностей, что позволит ввести в обсуждение понятия периода, числа П=3,14... и двух круговых частот применительно к процессу отмеривания любых равных интервалов. Лемниската  легко трансформируется в две “окружности”, что позволяет вводить математику замечательного числa  «пи» и формулы колебательных процессов. Число «пи» примечательно своей иррациональностью и недостижимой точностью. Но фиксируемая в замерах разница в длительностях субъективно равных интервалов выводит на необходимость признать, что в темпометрии значения числа П будет отличаться от 3,14...в ту или иную сторону. Это важное отличие геометрии от темпометрии.

За пределами психологии чаще всего принято рассматривать все колебания как периодические функции аргумента  - времени, текущего равномерно. Здесь же само время неравномерно, с различающимися длительностями от тика к тику. Период T равен отношению двух пи к частоте. Субъективное время, сеймоментная частота колебаний субъективного времени в текущем моменте изменяются от тика к тику.  В этом кардинальное отличие от классических наук, которые обеспечили грандиозный прогресс в науке и технике, используя понятие времени как неизменяющийся аргумент. При отмеривании равных интервалов любой момент now можно рассматривать как узел стоячей продольной волны, а отмеривание как последовательность таких узлов очередных волн. Каждое отмеривание - рождение новой стоячей продольной волны в будущее через прошлое.

Нет запрета рассматривать эту стоячую волну как "сферическую" в пространстве 3D. Сферическая волна издалека будет похожа на мерцающую звезду, отражающую изменение интенсивности свечения. Вместе с тем это всего лишь вспомогательные аналогии одномерных, двухмерных и трехмерных пространственных волн, приведенные для наглядности. В самом общем виде волны есть волны интенсивностей. Субъективное время не беспредметно и волны в субъективном времени есть волны: интенсивностей качеств, свойств, ощущений. 


Вещественная модель субъективного времени - парадоксальная молния.  В качестве такой модели, если использовать немного воображения, может быть использована застежка молния. Используется пространственная аналогия для времени. Воображаемая приводимая здесь модель несет в себе парадокс.


 

                                         

                                   


Иллюстрация субъективного времени – парадоксальная застежка молния в процессе застегивания/расстегивания.  В которой в застегнутом состоянии зубцы одинаковой длительности, и в расстегнутом состоянии зубцы разной длительности.

                                                

В вещественной молнии две ее половинки – два ряда, одинаковых по длительности интервалов и промежутков. Застегивание – сборка из двух составляющих: равных интервалов и промежутков. Расстегивание – разделение сцепки из равных интервалов и промежутков. Не идеальное, а реальное субъективное время собирается из неравно длительных интервалов и промежутков. И такая молния в субъективной реальности застегивается в единое субъективное время, не смотря на разно длительные интервалы и промежутки, его составляющие. Отличие, по видимому, в том, что такую молнию можно либо расстегнуть, либо застегнуть и при том лишь один раз. Отмериваемые кажущиеся субъекту равными по длительности интервалы оказываются не равными, не равными оказываются и промежутки между интервалами. На рисунке молнии застегнутая часть молнии отображает субъективность, на растёгнутая части молнии отображает объективность 

                                       
Полезные пространственные и энергетические аналогии.

Самая простая аналогия. Парадоксальная лестница как пространственный образ субъективного времени. Легко представить лестницу по которой уверенно спускается человек, которому кажется, что все ступени одинаковые и одинаковой высоты, но в реальности он идет по разным ступеням и притом разной высоты.

Другим вспомогательным пространственным образом для субъективного времени может быть движение пресмыкающихся (змей, ужей). Если сравнить известную воображаемую стрелу времени с вытянутым позвоночником змеи, то оба предмета сравнения – линии на плоскости. Чтобы оба предмета сами двигались на плоскости, им необходимо оттолкнуться от плоскости, что возможно, если будет создана разница в расстояниях между разными позвонками. Отсюда следует, что необходимым свойством субъективного времени является неравномерность в длительностях его соседних интервалов. Так аналогия приводит к такому неожиданному результату -  если сравнивать субъективное время с течением объективного времени, в котором длительности соседних интервалов равны.

Неоднородность времени означает несоблюдение закона сохранения энергии, то есть при изменениях  в субъективном времени имеет место расход энергии или приобретение энергии.




             Огибающая 6 - линейная фильтрация длительностей интервалов по 6 субъективно равным длительностям 

Время не сводимо к пространству и не может быть им подменено. Вместе с тем, более адекватным пространственным образом (отражением времени на пространство - исключительно в пояснительных целях) может служить движение дождевого червя по прямой линии. Продольные сокращения, сгущения, разрежения между сегментами, мышечные сокращения. Наблюдается постоянное изменение  длины и толщины сегментов -  пространственные аналоги неравностей длительностей соседних интервалов при выполнении задания отмеривать любые равные интервалы. Огибающая, полученная в линейной фильтрации длительностей по шести последовательным субъективно равным интервалам, имеет несомненное сходство со скелетом движущейся змеи. Нет движения - нет изгибов в скелете змеи и нет разницы в длительностях продуцируемых интервалов. 

Интересны для рассмотрения другие пространственные и энергетические аналогии. Расположение позвонков вытянутой в линию змеи и равномерный ряд временных интервалов с одной стороны и расположение позвонков змеи, готовой к прыжку и неравномерный ряд временных интервалов с другой стороны. Энергии покоя и энергии движения. Вытянутая в линию змея не имеет энергии к прыжку - той энергии, которая может быть выплеснута в прыжок. Энергии движения сопутствуют деформированные конфигурации позвонков змеи и неравномерный порядок временных интервалов в субъективном времени человека. Энергии психического движения в сознании человека сопутствует изменения темпов субъективного времени. Темп отражает количество энергии на поддержание темпа.

Две приведенные аналогии есть примеры упрощенной механистической редукции. Они не должны закрывать поиски психологического объяснения необходимости «опор» для отсчета субъективных времен в виде разностей соседних отмериваемых интервалов.

Другой редукцией является нейрофизиологическая, в которой пытаются свести психологические явления к наблюдаемым феноменам на экране сканера МРТ.

Комментарий понятия pacemaker. Для объяснения субъективных времен часто привлекается термин pacemaker, которым обозначают черный ящик, продуцирующий частоты субъективных времен. По умолчанию они беспредметные частоты в неизвестно каком "пространстве", что уже создает трудности объяснения. Как описать работу pacemaker? Предлагается ещё одна дополнительная аналогия. При этом процесс продуцирования равных длительностей можно объяснить с привлечением такой пространственной аналогии. Если в медленно текущую реку бросить камень, то плоская волна на поверхности принимает вид окружности. Вместе с тем, течение сносит расширяющуюся во все стороны окружность и сносит момент текущего времени, если отсчитывать время со стороны, а не из центра окружности. В одной системе координат волна не меняет частоту, распространяясь одинаково во все стороны – на поверхности сохраняется окружность; в другой системе координат время на прохождение возмущения разное. В продуцировании равных интервалов координаты не пространственные, а временные в ощущениях, образах, представлениях. И они «деформированы» на временном объективном потоке объективного времени, в котором перемещается текущий момент now. Эта модель не охватывает наблюдаемые феномены замедления в субъективном времени. Феноменам замедления отвечала бы модель кругов от брошенного камня на воде реки, текущей вспять, то есть вверх, что по меньшей мере парадоксально.

Для объяснения субъективных времен часто привлекается термин pacemaker, которым обозначают черный ящик, продуцирующий абстрактные, чистые, беспредметные частоты субъективных времен. Pacemaker or oscillator which emits counts or pulses – такое определение внутренним часам, данное извне. А что такое представляет собой pacemaker изнутри? Частоты какой субстанции и из какой субстанции (материальной, химической согласно Hoagland или идеальной)  происходят, что собственно осциллируется? Прежде всего, это могут быть частоты, более или менее синхронизированные с пульсом, с дыханием и другими висцеральными процессами. Такое психофизиологическое объяснение многое объясняет в картине субъективных времен. Висцеральная чувствительность помогает ориентироваться на длинных интервалах некоторых потребностей человека: голода, сна и сигнализирует ощущениями «пора» есть, спать и другими. Но это лишь на том уровне психической деятельности, которая есть уровень ощущений  - одном из нескольких уровней психической деятельности. Что и как происходит на остальных? На каком уровне психической деятельности в данном эксперименте происходит процесс отмеривания? На уровне восприятия мышечных ощущений руки на клавише мышки, по которой кликает человек в моменты ощущаемого равенства интервалов. Вместе с тем, точка «взора» указывает на образный уровень психической деятельности.

Физиолог утверждал бы, что происходит координация пространственно-временных параметров в порядке выполнения движений, организованных в серийном порядке (Берштейн Н.А). Происходит интегрирование сенсорной информации и следов памяти вместе с формированием управления, в результате чего отмериваются субъективно равные интервалы. Последние могут оказать неравными объективно. Психолог задается вопросом: на каком уровне психической деятельности происходит установление момента тождества? На уровне ощущений, эмоций, перцептивной деятельности, предметно-действенной, представлений, образного мышления,  эмпирического мышления, конструктивного, теоретически выведенного интервала или даже формального мышления (Ительсон Л.Б.)?

 

 

В простых заданиях отмеривания любых равных интервалов достаточно объяснения, которое бы дал И.М.Сеченов – на уровне мышечных ощущений происходит нахождение тождества, в мышечной памяти образный след первого отмеренного интервала сопоставляется с новым, формирующимся в моменте интервалом. Достаточно ли такое объяснение, если задание будет более сложным, как например, отмеривать набор «три коротких и один длинный интервал» или другой набор из азбуки Морзе. Сеченовское объяснение не удовлетворяет, если  задание будет отмеривать последовательность чисел Фибоначчи или другую математическую последовательность. Как и в случае выполнения других вариантов из списка экспериментов.  http://www.tempometry.ru/cntnt/rus/left-column-rus/eksperimen11.html  

 

 

Куприна Е.Ю. в учебном пособии для студентов Тольяттинской консерватории рекомендует, что “Для овладения собственным «чувством времени» каждому исполнителю первоначально нужно самостоятельно «нащупать» в себе и пережить особую «временную плотность» тех ощущений, которые сопутствуют двигательной активности при игре того или иного музыкального мотива, фрагмента и т.д. Тогда мышечное чувство будет выступать как своеобразный «дробный анализатор» времени”.

Непреднамеренная агогика. Если выражаться в музыкальной терминологии, то установлена неосознаваемая агогика в процессе отмеривания равных интервалов. Агогика (от греческого agōgē — увод, унесение), в музыкальном исполнении небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности. Если музыканты применяют агогику сознательно, то в проведенном групповом эксперименте выявляется неосознаваемая агогика – отклонения в продуцировании равных интервалов времени при их кажущейся равнодлительности.

Редкие исключения из выявленной тенденции встречаются в экспериментальной выборке, что накладывает ограничения на модель при всей ее прогностической ценности в указании на ускорение субъективного времени по мере приближения к желаемому.

``````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````

``````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````

     Исключение из общей тенденции.                   

      Суммированная групповая конфигурация 12 отмеренных интервалов в выборке 45 испытуемых по замерам в тесте номер 1 группового эксперимента представлена в темпограмме:

 

 

Выделяющийся из общей тенденции тинейджер под номером 45:

У 44 испытуемых из 45 общей тенденцией является понижательный линейный тренд в отмеренных субъективно равных длительностях. Обращает на себя внимание один случай из выборки, не влияющий на групповые результаты, а именно №45, жен.16 лет, темпограмма которой имеет растущий линейный тренд:

 

Продуцируемые ep4u16, f, 16 лет интервалы показывают растущую тенденцию. Тренд – восходящий (здесь: линейный тренд, использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов). Длительности интервалов сносит "вверх", в сторону увеличения интервалов, что означает замедление хода субъективного времени по мере отмеривания интервалов с 1 по 12. 

Если привлечь в общую картину еще и промежутки между интервалами, то откроется такая картина интервалов и промежутков, в которой отмечается индивидуальная особенность, резко выделяющая на фоне выборки, вместе с тем не влияющая на групповые результаты. :

Длительности сознательно продуцируемых интервалов и подсознательно продуцируемых промежутков у №45, 16 лет показывают растущие тенденции. Тренды – восходящие (здесь: линейный тренд, использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов). Длительности интервалов и промежутков сносит "вверх", в сторону увеличения интервалов и промежутков, что означает замедление хода субъективного времени по мере отмеривания интервалов с 1 по 12. Слабая растущая тенденция в длительностях интервалов и более сильная растущая тенденция в длительностях промежутков.

Вместе с тем, индивидуальные особенности рассматриваемого испытуемого не влияют на закон взаимности скользящих средних в его субъективном времени в процессе отмеривания любых равных интервалов.