Модели субъективного времени
Ускорения в pacemaker от тика к тику. Split attention effect in subjective time production. Расщепление внимания в процессе отмеривания равных длительностей.
Геометрия и темпометрия, аналогии.
Темпометрическое число "пси" Ψ. -∞≤Ψ≤+∞
Предлагаемые модели следует
рассматривать как вспомогательные для последующего сведения разных моделей в
большую компьютерную модель субъективного времени человека. Модели предназначены для поиска существенных свойств в субъективных часах. В них реализуется подход с использованием аналогий математического описания
геометрических фигур: прямых линий, кривых, кругов, лемнискат, эллипсов. Но всего
лишь аналогий, так как время не замещаемо пространством и имеет свою сущность.
Для выявления вопросов, требующих ответов, используются результаты эксперимента по методу продуцирования любых равных интервалов – EEIP . По массиву замеров по тесту №2 в батарее из 10 тестов Группового эксперимента.
В данной серии отмеривались 12 любых равных интервалов. Инструкция: "В данном методе отмериваются интервалы между моментом нажатия и моментом отпускания левой кнопки мыши. Интервал отмеряется следующим образом, Нажатие клавиши мышки - это начало интервала, отпускание клавиши мышки - конец интервала. Размер интервала времени - между нажатием и отпусканием клавиши. Интервалы вы можете выбирать любые, но самое главное - постараться, чтобы они были равными. Отмеривайте любые равные интервалы и получайте темпограмму замеров. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. 12 раз отмерьте равные интервалы между нажатием и отпусканием кнопки мыши".
В данной серии приняли участие 135 тинэйджеров обоего пола, учащиеся школ возраста от 15 до 20 лет.
Каждый из испытуемых отмерил по 12 субъективно равных интервалов. Суммирование всех отмеренных длительностей в мсек по каждому из 12 интервалов и выявленная групповая тенденция представлены на темпограмме:
Длительности отмеренных 12 интервалов в их последовательности от 1 по 12. Пологая понижательная тенденция по мере ходу отмеривания (линейный тренд использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов).
Из общего числа сделана выборка 45 участников по критерию длительности продуцированных интервалов: более 1000 мсек. Проведено суммирование отмеренных длительностей в мсек по каждому из 12 интервалов и выявленная групповая тенденция представлены на темпограмме:
Длительности отмеренных 12 интервалов в их последовательности от 1 по 12. Пологая нисходящая тенденция по мере ходу отмеривания (линейный тренд использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов).
Проведено сравнение конфигураций на обоих графиках и выявлено: похожие картины последовательного увеличения длительностей 4, 5, 6, 7 интервалов, резкое уменьшение длительности девятых интервалов, увеличенные длительности первых трех отмеренных интервалов. Установленные свойства обнаружены в групповом исследовании и относятся к группе, но не к отдельному индивидууму. Для более глубокого анализа необходимо исследовать данные каждого отдельного испытуемого, для группы приходится ограничиться самой общей тенденцией. Тем не менее, уже можно провести некоторые сравнения.
Сравнение проведенного теста №2 этого группового теста без нагрузки с индивидуальным тестом №21 из экспериментальной базы лаборатории. В групповом тесте №2 выявлена понижательная тенденция в задании с отмериванием любых равных интервалов в контексте конкретных условий. Испытуемые - тинейджеры обоих полов в возрасте от 16 до 20 лет. Замеры производились в спокойной обстановке классных комнат школ и гимназий, без видимых цейтнотов и дедлайнов. Влиянием лабораторного времени в данном эксперименте можно пренебречь. Условия теста №21 были в большой мере приближены к идеальным условиям теста №21 - человека не мучила жажда или голод, не было императивных телесных позывов или иных сильных желаний, испытуемый был спокоен, беспечен, не взволнован (happy-go-lucky, relaxed in manner or attitude, very tolerant and carefree). В условиях свободы от каких либо обязательств и ограничений во времени, без оплаты, любезно уделила своё временя для психологии. Отмеривание сопровождалось равномерным молчаливым отсчетом во внутренней речи от нуля до пяти: 0, 1, 2, 3, 4, 5 .
В обоих экспериментах установлена слабая понижательная тенденция в продуцировании любых равных интервалов. Сила понижательной тенденции в группе - 7,87% наклон. Сила понижательной тенденции в индивидуальном тесте - 1,4% наклон. Если выразить эти слабые крены времени на образном уровне сознания, то это будет выглядеть как колесо времени, катится вниз по наклонной плоскости с углом 6,3 градуса. Если выразить в динамическом образе, то ускорение субъективного времени будет (1/68,4 – 1/73,8)/12=0,00009572 средней по выборке актуальной длительности интервала на раз отмеривания. Но такое выведение суммарного группового ускорения времен будет похоже на выведение средней температуры по больнице, цифры ни о чем. Вместе с тем индивидуальная “актуальная длительность интервала”, как и один “раз отмеривания” заслуживают введения для них более кратких терминов, которые должны быть введены в понятийный арсенал темпометрии. Один "раз отмеривания" можно заменить на "тик", "актуальная длительность интервала" можно заменить на "субсек". Субсек/тик будет единицей для ускорения субъективного времени. При этом субъективная секунда subsecond будет выражена в объективных секундах second, отнесенная к одному тику (one tick pacemaker). Ускорение в моменте или тиковое ускорение будет каждый раз приобретать новое значение, как со знаком "+", так и со знаком "-". Разница двух соседних длительностей продуцированных интервалов, субъективно равных, позволяет относить их к одной и той же цифре, пусть эта цифра будет единица 1. Быстрота заполнения этой единицы длительностью субъективного времени, равнозначна скорости, и тогда ускорение между двумя отмериваниями равно разности в длительностях интервалов. Субсек – всего лишь термин. Для пустой бессодержательной формы. Пора поставить вопрос о размерностях субъективных времен. Пусть даже оставляя его открытым.
Для ответов на возникающие вопросы о
выявленных в экспериментах феноменах необходимы модели.
К дискуссии по моделям субъективного времени.
Демонстрируются
модели для идеального отсчета субъективного времени. В реальности
наблюдаются отклонения от равномерного хода субъективных часов.
Использование диалектического метода С.Л.Рубинштейна приводит к рассмотрению диалектики понятий "покой - движение" и диалектики понятий "восприятие объективного времени - продуцирование субъективного времени". Какие сознательные и бессознательные движения точки «взора» возможны в процессе отмеривания равных интервалов? Допустим, что эти движения по привычной для представления, воображаемой стреле времени, то есть по прямой линии. Кроме таких движений, в природе существуют различные волнообразные движения. А что в качестве опоры? С.Л.Рубинштейном отмечена привилегированная точка в восприятии времени. Если рассматривать волнообразные движения на прямой линии, то варианты могут быть следующие.
Первый – движение из привилегированной точки настоящего мгновения в будущий момент и обратно в настоящее мгновение now , оставаясь при этом в текущем моменте now, который сам в тоже время движется по оси объективного времени.
Второй – движение из привилегированной точки настоящего мгновения в образ прошлого момента и обратно в настоящее мгновение now. «Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин» (S.L.Rubinstein). О каких величинах может идти речь при продуцировании равных интервалов? Производимое соотношение временных величин есть, по сути, не что иное как измерение. Измерение в самом общем виде означает совокупность операций для определения отношения одной измеряемой величины к другой однородной величине, принятой за единицу. Такой единицей может служить след первого отмеренного интервала при отмеривании второго, след второго при отмеривании третьего, след первого и второго интервала при отмеривании третьего и т.д. Такой единицей может служить след первого интервала при отмеривании всех последующих.
Модель бифокации (расщепления на два фокуса) внимания при отмеривании равных интервалов. Диалектика неминуемо выводит на вариант, включающий оба движения в их единстве, причем в их взаимопроникновении, одновременно. Это требует по меньшей мере раздвоения внимания человека и движения точки «взора» одновременно в будущее и прошлое с отметкой тождества движений в обоих направлениях и вместе с тем опять же в текущем моменте now – это выражается в нажатии на клавишу в методе отмеривания равных интервалов в тот самый момент установления тождества или равенства интервалов. Бифокация или разветвление внимания начинается в моменте now , внимание раздваивается в движении в противоположных направлениях к тождеству и завершается схождением внимания в том же самом и вместе с тем в другом now. При этом now объективно сместилась по оси объективного времени на длительность отмеренного интервала. Теория бифокации предсказывает различные "кручения", которым можно приписать знак плюс или минус. Вместо привычного прямолинейного образа стрелы времени приходится ожидать и наблюдать в экспериментах "вертлявость линии" времени, сменяемость знаков в разницах отмеренных интервалов. Последнее обнаруживается в ускорениях/замедлениях субъективного времени. Если исходить из противоположности, то есть из того, что бифокация невозможна, то отсюда следует, что в процессе отмеривания равных интервалов имеет место колебательный процесс. Взор в прошлое, в предыдущую длительность, сопровождается и взором в настоящий отмериваемый интервал, стягивание разницы длительностей к нулю. Субъективный нуль (неразличение разницы) означает установление кажущейся равности длительностей, субъективной равно длительности интервалов. Объективно в замерах продуцирования субъективно равных интервалов объективной равно длительности интервалов нет.
Напрашивается, и
не только по звучанию, аналогия с понятием бифонации, которое используется в
биофизике, в той части биофизики, в которой исследуются закономерности
проявлений законов нелинейной динамики. Бифонация — это одновременное появление двух разных частот в спектре продуцируемых звуковых частот. Отмеривая
субъективно равные интервалы, субъект бифокусирует, расщепляет свое внимание на
предыдущий и вытягиваемый в текущем моменте будущий интервал. По аналогии остается предположить разности
частот субъективного времени в расщепленном внимании на прошлое и будущее в
текущем моменте now.
Такое предположение остается лишь гипотезой для поиска частот субъективного
времени – их обнаружении, выделении от других существенных свойств
субъективного времени и замерах. Далее проще. Нижеприведенный
рисунок позволяет легко представить вращение – два вектора внимания направлены
в противоположных направлениях, а вращения имеют свой параметр – частоты. Вращения всего лишь в полоборота. Предполагаемые разности частот находят свое отражение в экспериментальных замерах длительностей. Как известно, точность субъективного времени очень относительна.
Демонстрационная, в отображении на плоскость, модель. В таком отображении напрашивается вращение 3 осей, действительно, два разнонаправленных вектора неминуемо создают вращение.Время не есть пространство и не может быть подменено пространством. Но если, исключительно для иллюстрации, представить время в его отражении на пространство 1D - 2D, то картина продуцирования будет похожа на движение now в двух направлениях, оставаясь в now :
Пример
отмеривания трех субъективно равных интервалов.
Split attention effect in subjective time production. Расщепление внимания в процессе отмеривания равных длительностей.
Для упрощения рисунка на нем не отображены паузы, или другими словами, длительности пауз здесь взяты равными нулю. Установленная связь интервалов и пауз приведена в конце главы.
Продуцирование нового интервала невозможно без восприятия следов предыдущего в памяти как основы. Так одной составляющей процесса продуцирования является восприятие. Продуцирование частично сводится к восприятию времени. C чем сравнивается второй продуцируемый интервал? С первым, который объективно оказывается в прошлом по отношению ко второму, но субъективно остается в настоящем моменте. С чем может сравниваться третий продуцируемый интервал? Возможно, с первым и вторым, которые оказываются в прошлом к третьему, находясь в моменте сравнения в текущем мгновении как диалектическом единстве. Если бы сравнение происходило только с первым отмеренным интервалом и сравнение было бы удачным, то все отмеренные интервалы были бы равнодлительными. Но этого не наблюдается в экспериментах, поэтому придется признать более сложные процессы сравнения при отмеривании очередного интервала. В экспериментах наблюдаются флуктуации в длительностях тиков - продуцируемых интервалов.
Вспомогательная модель временной "суперпозиции" или одновременности в длительностях или движениях "точки взора". Термин "суперпозиция" - пространстенное понятие, когда рассматривают предмет в геометрических проекциях. В темпометрии нет проекций. В темпометрии - дление в разных направлениях или движение в двух длительностях. Если все таки, в пояснительных целях, отображать время на пространство, то в упрощенной кинематической иллюстрации два разнонаправленных движения из точки now в противоположных направлениях, могут принять вид двух противоположно направленных движений на воображаемой стреле объективного времени:
”Прямое”, идеальное
субъективное время, симметричное
относительно now на стреле
объективного времени.
Длительности слева и справа от
привилегированной точки в идеале должны быть равными. В темпометрической реальности, в результатах замеров субъективного времени больше оснований для утверждения что субъективное время несимметричное. Многочисленные
эксперименты заканчивались выводами о «кривизне» субъективного времени на фоне стрелы объективного времени. Кривизна
– геометрическое понятие и аналогии с геометрией могут быть развиты далее. Но поскольку сама точка now движется, то
объективно невозможно достичь симметрии и идеально точного субъективного времени.
Еще одно следствие из отсутствия
симметрии. После работы Эмми Нетер о законе сохранения энергии при симметрии
времени следует, что при нарушении симметрии энергия не сохраняется, либо
расходуется либо накапливается. Применительно к психологии – человек
действительно наблюдает изменения своей энергии, например через эмоции и
волю.
Важное дополнение к известному закону эмоционально детерминированной оценки времени - наличие эмоций и волевые усилия влекут за собой нарушение симметрии в субъективном времени.
Развернув эту линейную вспомогательную модель на 90 градусов, можно получить другую полезную модель в пространстве 2D. Вспомогательным полезным отображением (времени на пространство) происходящих движений может быть картина движения по лемнискате, начинающейся из центральной точки одновременно по обеим половинкам и завершающаяся в ней же в кажущийся момент тождества длительностей интервалов:
Продуцирование очередного тика (после первого) в серии продуцирования любых равных интервалов. Если человек не теряет связи с миром, с объективной реальностью и делает сверки, не обрывая обратные связи, то смещение правого фокуса и несмещение левого оборачивается принципиальным следствием из этой модели. Теоретически выводится предсказание о невозможности отмеривать равные интервалы, продуцировать равные длительности. Кроме, если это вообще достижимо, в состояниях полной отрешенности от мира в медитациях.
Лемниската в модели бифокации имеет два фокуса. Имеют ли фокусы психический смысл? Вполне могут иметь смысл фокуса в сознании человека, а конкретнее это может быть предмет его актуальной потребности в его сознании. Человек осознает и дает отчет себе о том, чего он более всего в настоящее мгновение желает. А поскольку настоящее мгновение, эта привилегированная точка отсчета, само движется по оси объективного времени, то “расстояние”, оставшееся время до намеченного момента удовлетворения потребности сокращается. В модели это отражается в смещении правого фокуса и сокращении времени между now и правым фокусом. При осознании этого факта или в какой либо другой форме получения информации об этом (интуиция, чувство, взгляд на часы, взгляд на положение солнца на небе и др.) меняется течение субъективного времени. Левый фокус лемнискаты психически можно истолковать как фокус воспоминаний, относящихся к прошлому, которое не вернешь, от которого можно получать удовлетворение лишь в приятных воспоминаниях. Следствие из этой модели такое: при наличии фокуса в сознании, такого, что представляется как предмет актуальной потребности, субъективное время неминуемо ускоряется по основанию смещения правого фокуса в модели. Если человек сфокусирован на чем либо желаемом, его субъективное время ускоряется.
Расщепление внимания и субъективного времени – splitting of attention. Внимание человека при отмеривании равных интервалов будет одновременно в текущем настоящем моменте расходиться (бифокация) на предыдущий и будущий интервал. Распределяемое таким образом внимание непрерывно соотносит предыдущий и будущий интервалы и это динамическое соотнесение завершается в какой то момент их схождением. Это лишь аналоговое отображение на плоскости в виде динамики вычерчивания лемнискаты. Но лемниската - всего лишь возможный случай развития. Вырисовываемые "траектории" предыдущего и будущего интервалов и их "наложение" друг на друга могут быть другими. Расщепление внимания на предыдущий и будущий интервалы в идеале должно быть синхронным, но этого не наблюдается в экспериментах по отмериванию субъективно равных интервалов. На разных уровнях психического отражения мира это может протекать на уровне ощущений, образном, представлений, когда во внимании удерживается динамическое сравнение предыдущего и будущего в настоящем мгновении. При этом само мгновение движется как минимум в другой системе координат объективного времени, но может двигаться в другой субъективной системе координат, например в системе значений всей процедуры отмеривания для личности. Если, как это принято в американских лабораториях, испытуемого ждет несколько десятков долларов за участие в тесте в течение нескольких часов, то будет влияние значения выполнения теста. Если интересен сам процесс отмеривания равных интервалов, то будет иное влияние значения выполняемого теста.
Внимание многократно закольцовывается между образом будущего интервала, образом последнего прошлого интервала, опять будущего. Такова развертка субъективного времени в процессе отмеривания произвольно выбранных интервалов.
Между тем, сам центральный пункт now уносится объективным временем в его течение. А поскольку временные фокусы лемнискаты при этом меняют первоначальное положение на оси объективного времени и в субъективном времени тоже, то это приводит к нарушению симметрии. Другие возможные фокусы возможны, но здесь не принимаются во внимание. Вывод из такой картины такой: невозможно с большой точностью отмерить последовательно ряд равных интервалов. Возможно проявление тенденции укорачивания. Возможно ряд непоследовательных отклонений от длительности первоначального интервала. Такова картинка лемнискаты в ее вычерчивании во времени – это объяснение модели на образном уровне.
Идеальная диаграмма бифокации на плоскости имеет вид симметричных левой и правой половин лемнискаты с равноудаленными от центра фокусами.
Не забывая, что предметом здесь является время, то неминуемо придется расщепить
в моменте время, иначе невозможно сравнение предыдущего и будущего в настоящем
мгновении. Некоторые авторы приводят разные цифры длительности для такого
расщепленного настоящего мгновения в диапазоне от 0 до 3 секунд – столько
времени остаются послеобразы предыдущего интервала в их сознании (или на
сетчатке, если используются пространственные образы).
Если проводить дальше геометрические аналогии, то можно обратиться к другой геометрической модели, не содержащей числа ∏, например к эллипсу. Для начала к простому уравнению, позже можно к модели эллипса со смещенным фокусом "справа". Два фокуса модели соответствуют длительностям предыдущего и вытягиваемого интервала в субъективных часах. Длительности – это a и b в каноническом уравнении эллипса, а x2 и y2 – это мера предметности или проще – значение вытягивания интервала. Замер значений в методе отмеривания равных интервалов проблематичен, но в опросах о значениях в разных возрастах выявляются величины этих значений, также как и оценки скоростей течения времени в разных возрастах. Модель с эллипсом более отвечает определению Аристотеля о времени. В ней есть и следы прошлого и будущее в настоящем мгновении, образы прошлого и будущего как 2 фокуса эллипса.
Геометрия и темпометрия, аналогии. В геометрии постоянное число пи, π, в темпометрии
переменное число пси, Ψ.
Казалось бы, такие аналогии слабые и отдаленные, это все равно, что проводить аналогии между статикой и динамикой. В то же время, была же проведена аналогия Гамильтона между механикой и оптикой. Нижеприводимая разработка аналогии между геометрией и темпометрией показывает, что в ней есть некая содержательность и продуктивность.
Аналогии позволяют излагать объяснения, доступные пониманию школьников. Образная модель с окружностью привлечена как более простая из всех кривых. Среди простых кривых выделяется окружность с ее иррациональным числом Пи. Как невозможно достичь абсолютной точности числа Пи (а лишь до известной точности, устраивающей пользователя), как также невозможно отмерить два абсолютно равных временных интервала (длительности) субъективного времени. В этом смысле число Пи может не более чем и всего лишь символизировать человеческую темпометрию в одном редком случае. Поскольку термин Пи закреплен за геометрией, то для человеческой темпометрии нужен свой термин, например, Пси. Чтобы закрепить это принципиальное отличие, предлагается ввести отдельный символ для отношения - число Ψ. При этом давно используемый в психологии символ "пси" Ψ будет наполнен содержанием отношения объективной длительности к субъективной.
В исследованиях восприятия времени, как и в темпометрии установлена объективная разница в длительностях субъективно равных интервалов. Неустранимая в геометрии иррациональность числа Пи может быть устранена при одном допущении, если только допустить что времена на диаметре и окружности текут по разному. Можно будет просто подобрать так, что отношение будет выражено рациональным числом. В геометрии число Пи не изменяется, в темпометрии Пси может изменяться в широких пределах. Это важное отличие темпометрии от геометрии. Общая содержательность чисел Пи и Пси содержится в хвосте иррациональности этих чисел, который тем длиннее, чем выше требуемая пользователю точность числа Пи и точность измерений в темпометрии.
Можно свернуть лемнискату до двух окружностей, что позволит ввести в обсуждение понятия периода, числа П=3,14... и двух круговых частот применительно к процессу отмеривания любых равных интервалов. Лемниската ∞ легко трансформируется в две “окружности”, что позволяет вводить математику замечательного числa «пи» и формулы колебательных процессов. Число «пи» примечательно своей иррациональностью и недостижимой точностью. Иррациональность числа ∏ в этой
модели влечет за собой принципиальную невозможность равенства времен по
окружности и диаметру. Диаметр здесь - аналог вектора субъективного времени. Эта невозможность аппроксимируется на отношение субъективного
времени к объективному как невозможность достижения идеала: Ψ=1. -∞≤Ψ≤+∞
Темпометрический ракурс на число «∏». Для застывших геометрических форм
известное соотношение двух отрезков, кривого и прямого в фигуре окружности выражается через
иррациональное число «∏». При этом есть молчаливое основание в том, что метрики
кривого и прямого отрезков одинаковые. Такое допущение в конечном итоге
оборачивается иррациональностью числа «π» в арсенале рационального
человеческого ума. Храм науки не церковный и можно не молиться на число «π». Избавиться
от иррациональности можно известным приемом, а именно выбрать такую систему
единиц, в которой «π» =1. Такое соотношение напрашивается самой природой
геометрии, да и самой природой. Что из этого следует? То, что метрики
окружности и диаметра будут разные. Метр окружности будет отличаться от метра
ее диаметра в «∏» раз. Эта возможность чисто теоретическая, вряд ли имеющая что либо в практическом плане.
В геометрии число ∏ определяется как отношение длины окружности к ее диаметру. Если в геометрии окружности выбрать две противоположные точки А и В на диаметре и рассмотреть два движения: 1) из одной А через центр окружности к противоположной В при движении по диаметру и 2) из этой же точки А к той же противоположной В при движении по окружности.
В геометрии при
одновременном старте и одновременном прибытии число ∏ будет равно половине от
3,14…при условии, что время равномерное. В темпометрии, если задание будет такое: одновременно стартовать из точки А
по окружности и по диаметру с одинаковой скоростью, встретиться (пересечься одновременно) в
противоположной точке В на диаметре, и затем одновременно вернуться в исходное положение. Одновременно здесь, конечно с позиций стороннего наблюдателя. В результате - собственное время на окружности должно течь быстрее,
чем собственное время на диаметре. Быстрее в ∏ раз. В самом числе ∏ - иррациональном числе,
после написания с любым конечным знаком после запятой содержится неточность.
Она появляется после округления до определенного знака. Это означает
принципиальную невозможность в такой модели равенства времен по окружности и по диаметру при
движении с одинаковой скоростью. В
темпометрии аналогом полуокружности является вытягиваемая длительность,
субъективно равная предыдущей длительности. Аналогом диаметра – вектор субъективного времени. По аналогии, в темпометрии, при отмеривании субъективно равных интервалов обнаруживается разница между
субъективным временем движения по полуокружности и объективным временем
движения по диаметру. Соотношение субъективной длительности к объективной можно
выразить через их отношение. При равенстве субъективной и объективной
длительности число «пи» ∏ , для аналога которого в
темпометрии вводится число «пси» Ψ, в идеале это отношение
равно 1, Ψ=1. При незначительных разницах в точности
восприятия объективного времени Ψ находится в окрестностях единицы, или +(-) 1. Многочисленные, в более чем
столетней истории исследований, эксперименты это подтвержают. При сильных
эмоциях отношение субъективного и объективного времен может быть значительной в
пределах от 1 до бесконечности. David Eagleman с коллегами сбрасывали добровольцев с 50-метровой высоты
и обнаруживали, что Ψ равна 1,36. Ψ может принимать значения от нуля до бесконечности.
Критика модели. Модель имеет ограничения, она для спокойных условий экспериментов и бытия. Как известно, эмоции могут резко изменять психическое состояние темпики. Детерминация субъективного времени следует из эмоций. Плюсом в этой модели является то, что она хорошо согласуется с наблюдаемыми данными в экспериментах с субъективными часами, в которых человек отмеривает субъективно равные длительности. Предлагаемая модель лучше подходит к исследованиям субъективного времени в 1 квадранте, в котором человек спокоен и уверен во временной перспективе. Менее подходит для 4 квадранта, где временная перспектива пустая, наполняемая извне тем, что называется «щекоткой нервов». Типичные примеры - голливудские фильмы, в которых герои в последний момент спасаются сами или спасают планету, фильмы ужасов и прочие придумки. Модель менее подходит для 2 и 3 квадрантов, где временная перспектива наполнена реальным "жестким" адреналином на фоне уверенности/неуверенности в условиях неопределенности/определенности и зашкаливающих эмоций.
Условность модели. Все модели условны, в чем условность этой? Неизбежна ли погрешность? В математике, использующей десятичную систему счисления, погрешность числа Пи – да, неизбежна. Но человеческому естеству, психофизике все равно, какая система счисления в уме исследователя, психофизике человека ничего не известно о числе Пи. Так что наивно натягивать математическую погрешность числа Пи на то, что совсем иное, а именно на эмпирическую сущность разницы при отмеривании субъективно равных длительностей.
Модель достаточно абстракта. Она шире человеческой темпометрии в ее границах. И поэтому не может охватить, например, промахи хоккейных вратарей при исполнении буллитов вблизи ворот. Неизбежность промахов вратарей следует из модели Винга-Кристофферсона*, а именно из моторной задержки вратарей. Вратарю не удается даже синхронизировать быстроту нападающего в условиях, требующих опережения действий нападающего. Вратарь не успевает на длительность нейромускулярного трансмиссионного лага. Его темпометрия отстает, для успешного отражения она должна опережать темпометрию исполнителя буллита. Опережать на моторную задержку в ходе имманентной сенсомоторной синхронизации. Тактовая частота часов вратаря должна быть выше. *Wing, A. M., & Kristofferson, A. B. (1973a). The timing of interresponse intervals. Perception and Psychophysics, 13, 455–460. Wing, A. M., &Kristofferson, A. B. (1973b). Response delays and the timing of discrete motor responses. Perception and Psychophysics, 14, 5–12.
Модель не отражает напряжение в отношении человека и мира по конкретному вектору субъективного времени. Модель не отражает веру или неверие в исход к будущему моменту, которые сопровождают развитие. Ярким примером может служить напряжение при отсчете пуска космического корабля с космонавтами. Колебания веры и неверия здесь особенно яркие и насыщенные.
Модель не ограничена соотношением равенства Ψ=∏=3,14…, и это показывает ее как частный случай среди многих кривых времен. Какова продуктивность такой модели? Кроме выведения числа Ψ, что еще? Иррациональность числа ∏ в этой модели влечет за собой принципиальную невозможность равенства времен по окружности и диаметру. Эта невозможность аппроксимируется на отношение субъективного времени к объективному как невозможность достижения идеала: Ψ=1. В этой модели оба времени полагаются «чистыми», пустыми и безотносительно к содержанию и значению предметности времен. В этом половинчатость модели. Кроме этого, модель не учитывает напряженность тензора – вектора как направленной величины(С.Л.Рубинштейн). В этой вспомогательной модели охвачены и модель с лемнискатой и эллипсом.
За пределами психологии чаще всего принято рассматривать все колебания как периодические функции аргумента - времени, текущего равномерно. Здесь же само время неравномерно, с различающимися длительностями от тика к тику. Период T равен отношению двух пи к частоте. Субъективное время, сеймоментная частота колебаний субъективного времени в текущем моменте изменяются от тика к тику. В этом кардинальное отличие от классических наук, которые обеспечили грандиозный прогресс в науке и технике, используя понятие времени как не изменяющийся аргумент. При отмеривании равных интервалов любой момент now можно рассматривать как узел стоячей продольной волны, а отмеривание как последовательность таких узлов очередных волн. Каждое отмеривание - рождение новой стоячей продольной волны в будущее через прошлое.
Можно рассматривать эту стоячую волну как "сферическую" в пространстве 3D. Сферическая волна издалека будет похожа на мерцающую звезду, отражающую изменение интенсивности свечения. Частотой в диапазоне от «мгновения ока» до «вечности». Вместе с тем это всего лишь вспомогательные аналогии одномерных, двухмерных и трехмерных пространственных волн, приведенные для наглядности. В самом общем виде волны есть волны интенсивностей. Субъективное время не бесформенно и волны в субъективном времени есть различные волны интенсивностей - ощущений течения времени, интенсивности качеств, других интенсивностей, описанных еще В.Вундтом. В.Вундт различал следующие формы интенсивности психических величин: интенсивность или степень силы, степень качества, степень ясности или остроты восприятия психического содержания.
Вещественная модель субъективного времени - парадоксальная застежка молния. Поскольку доминирующий уровень психического отражения – образный, то предпочтительнее на этом уровне иметь модель субъективного и объективного времен в их едином представлении. В качестве такой модели, если использовать немного воображения, может быть использована застежка молния. Используется пространственная аналогия для времени. Воображаемая приводимая здесь модель несет в себе парадокс.
Иллюстрация субъективного времени – парадоксальная застежка
молния в процессе застегивания/расстегивания. В которой в
застегнутом состоянии зубцы одинаковой длительности, и в расстегнутом состоянии
зубцы разной длительности.
В вещественной модели субъективного времени, в молнии: две ее половинки – два ряда, одинаковых по
длительности интервалов и промежутков. Застегивание
– сборка из двух
составляющих: равных интервалов и промежутков. Расстегивание –
разделение сцепки из
равных интервалов и промежутков. Не идеальное, а реальное субъективное
время собирается из неравно длительных интервалов и промежутков. И такая
молния в субъективной реальности застегивается в единое субъективное
время, не смотря на разно длительные интервалы и промежутки, его
составляющие. Отличие, по видимому, в том, что такую молнию можно либо
расстегнуть, либо застегнуть и при том лишь сколь угодно раз, но каждый раз будет уникальным по длительностям интервалов и пауз. Отмериваемые
кажущиеся субъекту равными по длительности интервалы оказываются не
равными, не равными оказываются и промежутки между интервалами. На
рисунке молнии застегнутая часть молнии отображает субъективность,
расстёгнутая часть молнии отображает объективность.
Модель вибраций. Колеблющаяся напряженная субстанция. Темпы в их изменениях. Изменяющиеся частоты субъективных времен. Отражение изменений в эмоциях. Актуальный, сеймоментный темп и актуальная сеймоментная частота текущего момента.
Колеблющаяся субстанция изменяется в процессах конкретных предметно-временных отношений человека с миром. Эту колеблющуюся субстанцию еще называют pacemakers - достаточно односторонне выделяя субъективное время из предметно-временных отношений. В самом общем значении pacemaker есть нечто, задающее темп. Психический pacemaker в самом общем виде есть нечто лидирующее в человеческих отношениях человека и мира, задающее темп. Pacemaker – самое натянутое отношение, напряженное натяжение между настоящим и будущим, натяжение во временных отношениях человека и мира, а именно напряженное отношение настоящего и будущего. Сознание того, что между будущим и настоящим есть временное натяжение и время между этими двумя состояниями вполне можно рассматривать как вибрирующую струну времени, string of subjective time, поскольку она расположена между двумя моментами времени. Колеблется субъективная среда между настоящим и будущим, и эта среда – субъективное время. А что колеблется? Колеблется временное отношение человека к миру по этому направлению и это упругие колебания между будущим и настоящим. Эта струна есть не что иное, как осциллятор – излучатель упругих колебаний или собственно pacemaker для этого конкретного единичного временного отношения человека и мира. Каждый раз, даже одним колебанием, излучается временная волна, высвечивая свое будущее. Этот лидирующий излучатель – один среди других менее сильных pacemekers.
Динамическое отношение трех
сопряженных переменных в формуле волны. Но прежде, уточнение термина
«сопряженность». Сопряженность здесь имеет содержание, в котором нет никакого
подобия с двухмерным распределением в статистике: нет взаимной сопряженности Пирсона,
нет табличного представления и нет ранжировки. Предлагается рассматривать
сопряженность трех переменных: оцениваемой (воспринимаемой) быстроты
приближения к предмету потребности, изменяющейся метрики в значениях и частоты
субъективного времени. Сопряженность выражается в том, что если изменяется одна
переменная, то меняются и другие. Субъективная ценность или значение для
субъекта, оцениваемая быстрота (скорость) движения предмета потребности
относительно потребности и субъективное время могут быть представлены в виде
формулы, отражающей общий закон природы, а именно в волновой формуле для
скорости, длины волны и частоты. Длина пути в формуле скорости есть лишь
общепринятый, но вместе с тем частный случай содержания для движения во
времени. Человеческая потребность перемещения из пункта А в пункт В отражается
в длине перемещения, время наполнятся длиной, другие человеческие потребности
отражаются в другом содержательном наполнении времени. Это же справедливо и для
формул скорости в физике v=l/t, где l – длина, t – время и для v=ʎʋ. Обе формулы скорости, для волны - через длину и частоту, и для точки - через длину и время, могут в психологии обнаруживать новое более широкое наполнение содержанием психической реальности. В обоих формулах в левой части вместо скорости - h/k, в правой части формулы после знака
равенства - частота субъективного времени в качестве одного из параметров
правой части. Так целостный акт отражения объекта субъектом для отдельного
мгновения может быть описан с двух сторон равенства в формуле субъективно
воспринимаемой быстроты. Быстрота может быть разной: оцениваемой, желаемой,
планируемой, назначенной, требуемой, директивной.
Граничные значения воспринимаемой
быстроты: нуль и бесконечность. Если нуль, то либо предмет не имеет значения,
либо время остановилось. Если бесконечность, то либо предмет бесконечно дорог
для субъекта, либо предмет максимально приближен к потребности, либо то и
другое вместе - это в случае приближения к бесконечности со знаком плюс.
Сопряженность энергии и времени
заслуживает отдельного рассмотрения. Люди непрерывно сталкиваются с дилеммой:
что лучше сэкономить — энергию или время
Насколько привлекаемое
фундаментальное понятие волны будет продуктивным в проблемах субъективного
времени или останется лишь вспомогательным понятием – этот вопрос остается
открытым. Эти три переменные выбраны по аналогии с тремя переменными в одном из
существенных законов природы, универсальность которого возможно распространить
и на психическое отражение мира. Да, выделенные три переменные ограничивают
изоморфизм такого выбора психической динамики. Не включены в рассмотрение
эмоции и воля. Воля может вносить существенные изменения во все три переменные,
но их сопряженность, тем не менее, будет сохраняться. Формула позволяет провести
одно существенное различие. Разница между объективным миром и субъективным
миром человека. В физическом мире есть фундаментальная константа – скорость
света (электромагнитной волны) в вакууме. Объяснение разницы можно провести на
формуле волны и скорости света. Скорость света (электромагнитной волны) в
вакууме есть величина постоянная. В правой части самого общего уравнения волны
стоит произведение длины волны на частоту. Частота есть величина обратная
периоду, то есть время представлено в формуле частотой, а пространство
представлено длиной волны. В левой части уравнения стоит скорость волны. В
объективном мире невозможно поменять скорость света, то есть левая часть
уравнения неизменная. Изобретение лазеров с различной частотой излучения
означает изменение обоих членов в правой части формулы. В субъективном мире
иначе: могут меняться все три члена в формуле волны. “Свет” в сознании человека
отличается от света в объективном мире. Что светит и освещается в сознании -
предмет желания в его приближении. Оценивая быстрота приближения предмета
желания есть величина переменная. От оценки движения предмета потребности могут
меняться метрика пространства (как далеко или как близко) и темпометрика
времени (как быстро или медленно). Физическое пространство с субъективной
стороны выглядит лишь как частный случай смыслового «пространства».
В неявном виде формула волны содержится в работе Howard C.Rachlin “Scaling subjective velocity, distance, and duration” (1966). К сожалению, автор не извлек формулу волны, так как его поиски шли в совершенно другом ракурсе, что нисколько не умаляет ценность этой работы. Были установлены изменяющиеся масштабы всех трех переменных:
Rachlin H.C., экспериментально
показана изменчивость всех трех переменных без попыток их объединения в формулу
волны или какую-либо другую единую формулу.
Темпометрия предлагает посмотреть еще на работы шведских лабораторий, в частности на работу M.Mashour «The information basis in the perception of velocity», (1981). В ней также в неявном виде также содержится понятие волны. Абстракт этой работы таков: This is a theoretical-empirical contribution to the controversy about whether perceived velocity is a consequence of the interaction between phenomenal space and time, or an independent attribute directly extracted from the physical time and space information of moving stimulation. The paper includes the following problems. (a) After a brief methodological review, the quantitative relationship between perceived velocity, space and time is re-interpreted and its numerical validity evaluated. (b) It is contended that perceptions of velocity, space and direction of movement are parallel processes which occur on the basis of the information extracted directly from the space and time variables of motion stimulus. And, finally, (c) a new line of argument is advanced in support of the thesis that even in pursuit eye movements, information about motion is transmitted visually rather than via extraocular proprioception, and in this connection some questions concerning the control theoretical models of smooth pursuit eye movements are raised.
Японские исследователи, работа по этой же теме авторов TAKASHI OGAWA AND JUNKO KUSANO на http://www.tempometry.ru/cntnt/rus/left-column-rus/risunki/takashi_og.html Цитата: "отношения между оценкой и субъективными интенсивностями были четко показаны, и каждое из субъективных значений интенсивности времени, скорости и расстояния описывалось одной функцией соответственно, независимо от оцениваемых измерений и условий эксперимента. Поскольку это исследование основано на модели матричной теории и двух гипотезах, оно может быть сопряжено с некоторыми рисками. Но интересные совпадения между результатами, полученными в различных экспериментальных сериях этого исследования и, тем более, с результатами исследования Машхура (M.Mashour) позволяют предположить возможность предсказаний явлений в восприятии движения". Отметим многолетние исследования в этом направлении Fumiko Matsuda из Fukuyama University.
Еще раньше Brown J.F.(1931) raised the question of the relations between phenomenal time, phenomenal velocity and phenomenal distance.Термин «феноменальный», который использован J.F.Brown по смыслу есть являющийся субъекту и в полной мере можно приравнивать к термину «субъективный». Эти вариации течения феноменального времени — не единичные случаи, которые можно было бы объяснить как иллюзии, а непрерывные вариации, обусловленные практически любым изменением структуры поля движения. Уравнение феноменальная скорость = феноменальное пространство/феноменальное время, v = st, было доказано J.F.Brown, который пришел к выводу о структурных вариациях, которые: увеличивают феноменальную скорость движения, либо увеличивают феноменальное пространство, либо сокращают феноменальное время для равного пространства соответственно.
Пример изменения метрики семантического пространства и темпометрики субъективного времени: ситуация опасной темноты. Потребность
в безопасности на основе инстинкта самосохранения сопровождается, по меньшей
мере, двумя изменениями: меняется метрика слухового восприятия и частота
субъективного времени ожидания изменений в поле восприятия. Достаточно
поместить человека одного темной ночью в ранее незнакомой местности с
признаками опасности. Ожидаемая быстрота обнаружения в ближайшее время «вот вот случится ожидаемое», оцениваемое как
максимально близкое и быстрое приближение опасности обостряет чувства и
восприятие течения времени. Чтобы модель работала, она должна быть динамичной.
То есть одного среза показателей в какой то момент недостаточно. Необходимо как минимум два
среза в разные моменты времени. При этом неминуемо образуется разница в
субъективной быстроте приближения предмета потребности к потребности, разница в
смыслах и разница в восприятии времени.
Сопряженность психических количественных определенностей не ограничивается тремя. Тем не менее, сопряженность отмеченных трех количественных определенностей в качестве модели может быть полезной. Вместе с тем, в одном психическом акте отражения мира в конкретный момент времени сопряжены множество компонентов.
Подлинной конкретной "единицей" психического (сознания) является целостный акт отражения объекта субъектом. Это сложное по своему составу образование, в котором присутствует напряженность в отношении человека с миром, как со знаком +, так и - ; акт всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и "аффективного" (в вышеуказанном смысле), из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего. Психические процессы, взятые в их конкретной целостности, – это процессы не только познавательные, но и "аффективные", эмоционально-волевые. Они выражают не только знание о явлениях, но и отношение к ним; в них отражаются и сами явления, и их значение для отражающего их субъекта, для его жизни и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии). Знания, отношения, значения как компоненты могут быть представлены в формуле, как это сделал В.П.Симонов. Возможны и другие формулы, с учетом субъективного времени через параметр тиковой ("тактовой") частоты. Влияние воли - отдельный аспект и представляет еще один важный вопрос.
Полезные пространственные и энергетические аналогии.
Самая простая аналогия. Парадоксальная лестница как пространственный образ субъективного времени. Легко представить лестницу по которой уверенно спускается человек, которому кажется, что все ступени одинаковые и одинаковой высоты, но в реальности он идет по разным ступеням и притом разной высоты.
Другим вспомогательным пространственным образом для субъективного времени
может быть движение пресмыкающихся (змей, ужей). Если сравнить известную
воображаемую стрелу времени с вытянутым позвоночником змеи, то оба
предмета сравнения – линии на плоскости. Чтобы оба предмета сами
двигались на плоскости, им необходимо оттолкнуться от плоскости, что
возможно, если будет создана разница в расстояниях между разными
позвонками. Отсюда следует, что необходимым свойством субъективного
времени является неравномерность в длительностях его соседних
интервалов. Так аналогия приводит к такому неожиданному результату -
если сравнивать субъективное время с течением объективного времени, в
котором длительности соседних интервалов равны.
Неоднородность времени означает несоблюдение закона сохранения энергии, то есть при изменениях в субъективном времени имеет место расход энергии или приобретение энергии без ее сохранения.
Огибающая 6 - линейная фильтрация длительностей интервалов по 6 субъективно равным длительностям
Время не сводимо к пространству и не может быть им подменено. Вместе с тем, более адекватным пространственным образом (отражением времени на пространство - исключительно в пояснительных целях) может служить движение дождевого червя по прямой линии. Продольные сокращения, сгущения, разрежения между сегментами, мышечные сокращения. Наблюдается постоянное изменение длины и толщины сегментов - пространственные аналоги неравностей длительностей соседних интервалов при выполнении задания отмеривать любые равные интервалы. Огибающая, полученная в линейной фильтрации длительностей по шести последовательным субъективно равным интервалам, имеет несомненное сходство со скелетом движущейся змеи. Нет движения - нет изгибов в скелете змеи и нет разницы в длительностях продуцируемых интервалов. Опора движения – ощущаемые различия. Обнаруживаемые различения – необходимые элементы.
Интересны
для рассмотрения другие пространственные и энергетические аналогии.
Расположение позвонков вытянутой в линию змеи и равномерный ряд
временных интервалов с одной стороны и расположение позвонков змеи,
готовой к прыжку и неравномерный ряд временных интервалов с другой
стороны. Энергии покоя и энергии движения. Вытянутая в линию змея не
имеет энергии к прыжку - той энергии, которая может быть выплеснута в
прыжок. Энергии движения сопутствуют деформированные конфигурации
позвонков змеи и неравномерный порядок временных интервалов в
субъективном времени человека. Энергии психического движения в сознании
человека сопутствует изменения темпов субъективного времени. Темп отражает количество энергии на изменение темпа.
Две
приведенные аналогии есть примеры упрощенной механистической редукции.
Они не должны закрывать поиски психологического объяснения необходимости
«опор» для отсчета субъективных времен в виде разностей соседних
отмериваемых интервалов.
Другой редукцией является нейрофизиологическая, в которой пытаются свести психологические явления к наблюдаемым феноменам на экране сканера МРТ. Подтверждается, что субъективное время не сводимо к пространству и не может быть им подменено. Оба имеют свои отображения в структуре головного мозга . Baptiste Gauthier and Virginie van Wassenhove в работе «Time Is Not Space: Core Computations and Domain-Specific Networks for Mental Travels» приводят нейропсихологические карты различного представительства временных и пространственных отношений человека с миром в коре головного мозга:
источник на https://www.jneurosci.org/content/jneuro/36/47/11891.full.pdf
Комментарий понятия pacemaker. Для объяснения субъективных времен часто привлекается термин pacemaker, которым обозначают черный ящик, продуцирующий частоты субъективных времен. По умолчанию они беспредметные частоты в неизвестно каком "пространстве", что уже создает трудности объяснения. Как описать работу pacemaker? Предлагается ещё одна дополнительная аналогия. При этом процесс продуцирования равных длительностей можно объяснить с привлечением такой пространственной аналогии. Если в медленно текущую реку бросить камень, то плоская волна на поверхности принимает вид окружности. Вместе с тем, течение сносит расширяющуюся во все стороны окружность и сносит момент текущего времени, если отсчитывать время со стороны, а не из центра окружности. В одной системе координат волна не меняет частоту, распространяясь одинаково во все стороны – на поверхности сохраняется окружность; в другой системе координат время на прохождение возмущения разное. В продуцировании равных интервалов координаты не пространственные, а временные в ощущениях, образах, представлениях. И они «деформированы» на временном объективном потоке объективного времени, в котором перемещается текущий момент now. Эта модель не охватывает наблюдаемые феномены замедления в субъективном времени. Феноменам замедления отвечала бы модель кругов от брошенного камня на воде реки, текущей вспять, то есть вверх, что по меньшей мере парадоксально.
Рacemaker продуцирует абстрактные, чистые, беспредметные частоты субъективных времен. Pacemaker or oscillator which emits counts or pulses – такое определение внутренним часам, данное извне. А что такое представляет собой pacemaker изнутри? Частоты какой субстанции и из какой субстанции (материальной, химической согласно Hoagland или идеальной) происходят, что собственно осциллируется? Прежде всего, это могут быть частоты, более или менее синхронизированные с пульсом, с дыханием и другими висцеральными процессами. Такое психофизиологическое объяснение многое объясняет в картине субъективных времен. Висцеральная чувствительность помогает ориентироваться на длинных интервалах некоторых потребностей человека: голода, сна и сигнализирует ощущениями «пора» есть, спать и другими. Но это лишь на том уровне психической деятельности, которая есть уровень ощущений - одном из нескольких уровней психической деятельности. Что и как происходит на остальных? На каком уровне психической деятельности в данном эксперименте происходит процесс отмеривания? На уровне восприятия мышечных ощущений руки на клавише мышки, по которой кликает человек в моменты ощущаемого равенства интервалов. Вместе с тем, точка «взора» указывает на образный уровень психической деятельности.
Физиолог утверждал бы, что происходит координация пространственно-временных параметров в порядке выполнения движений, организованных в серийном порядке (Бернштейн Н.А). Происходит интегрирование сенсорной информации и следов памяти вместе с формированием управления, в результате чего отмериваются субъективно равные интервалы. Последние могут оказать неравными объективно. Психолог задается вопросом: на каком уровне психической деятельности происходит установление момента тождества? На уровне ощущений, эмоций, перцептивной деятельности, предметно-действенной, представлений, образного мышления, эмпирического мышления, конструктивного, теоретически выведенного интервала или даже формального мышления (Ительсон Л.Б.)?
В простых заданиях отмеривания любых равных интервалов достаточно объяснения, которое бы дал И.М.Сеченов – на уровне мышечных ощущений происходит нахождение тождества, в мышечной памяти образный след первого отмеренного интервала сопоставляется с новым, формирующимся в моменте интервалом. Достаточно ли такое объяснение, если задание будет более сложным, как например, отмеривать набор «три коротких и один длинный интервал» или другой набор из азбуки Морзе. Сеченовское объяснение не удовлетворяет, если задание будет отмеривать последовательность чисел Фибоначчи или другую математическую последовательность. Как и в случае выполнения других вариантов из списка экспериментов. http://www.tempometry.ru/cntnt/rus/left-column-rus/eksperimen11.html
Непреднамеренная агогика. Если выражаться в музыкальной терминологии, то установлена неосознаваемая агогика в процессе отмеривания равных интервалов. Агогика (от греческого agōgē — увод, унесение), в музыкальном исполнении небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности. Если музыканты применяют агогику сознательно, то в проведенном групповом эксперименте выявляется неосознаваемая агогика – отклонения в продуцировании равных интервалов времени при их кажущейся равнодлительности.
Куприна Е.Ю. в учебном пособии для студентов Тольяттинской консерватории рекомендует, что “Для овладения собственным «чувством времени» каждому исполнителю первоначально нужно самостоятельно «нащупать» в себе и пережить особую «временную плотность» тех ощущений, которые сопутствуют двигательной активности при игре того или иного музыкального мотива, фрагмента и т.д. Тогда мышечное чувство будет выступать как своеобразный «дробный анализатор» времени”.
``````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````
``````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````
Индивидуальные конфигурации 12 отмеренных интервалов в выборке 45 испытуемых по замерам в тесте номер 1 группового эксперимента представлена в темпограммах:
У 43 испытуемых из 45 общей тенденцией является понижательный линейный тренд в отмеренных субъективно равных длительностях.
Выделяются из общей тенденции тинейджеры под номерами 11 и 45:
Продуцируемые у номера 45, ep4u16, f, 16 лет интервалы показывают растущую тенденцию. Тренд – восходящий (здесь: линейный тренд, использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов). Длительности интервалов сносит "вверх", в сторону увеличения интервалов, что означает замедление хода субъективного времени по мере отмеривания интервалов с 1 по 12.
Если привлечь в общую картину еще и промежутки между интервалами, то откроется такая картина интервалов и промежутков, в которой отмечается индивидуальная особенность, резко выделяющая на фоне выборки, вместе с тем не влияющая на групповые результаты. :
Длительности сознательно продуцируемых интервалов и подсознательно продуцируемых промежутков у №45, 16 лет показывают растущие тенденции. Тренды – восходящие (здесь: линейный тренд, использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов). Длительности интервалов и промежутков сносит "вверх", в сторону увеличения интервалов и промежутков, что означает замедление хода субъективного времени по мере отмеривания интервалов с 1 по 12. Слабая растущая тенденция в длительностях интервалов и более сильная растущая тенденция в длительностях промежутков.
Вместе с тем, индивидуальные особенности рассматриваемого испытуемого не влияют на закон взаимности скользящих средних в его субъективном времени в процессе отмеривания любых равных интервалов.