Дипольная модель

Can we estimate the rate at which the temporal oscillator runs?

 Ранее вопрос о частотах субъективных времен освещен на http://tempometry.ru/cntnt/rus/left-column-rus/chastoty_s.html

Этот вопрос поставили и частично ответили в 1990 году  Michel Treisman, Andrew FaulknerTf, Peter L N Naish #, David Brogan в работе «The internal clock: evidence for a temporal oscillator underlying time perception with some estimates of its characteristic frequency». Обнаружено, что частота субъективного времени непостоянная и различная у разных испытуемых.

 

Figure 16 показывает, как индивидуально и неповторимо субъективное время. Авторы с научной добросовестностью пытались оценить частоты внутреннего осциллятора. Их попытка не увенчалась однозначным ответом. Одним из результатов является вывод о том, что частота субъективного времени актуальная в моменте объективного времени и может изменяться в широких пределах. Значимость этой работы остается важной и сегодня.

Эта работа Трейсмана с коллегами может служить примером для тех современных экспериментальных психологов, которые ловят в корреляционные сети ускользающий, через крупные ячейки неопределенностей, объект исследования.

С.Л.Рубинштейн в основах общей психологии отметил двойственность потребности. Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко – в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. В этой диалектике противоположностей С.Л.Рубинштейна видны два противоположных знака у составляющих потребности, как у диполя; и сама потребность может рассматриваться как излучающий диполь.  

Предлагаемая дипольная модель есть переход к более конкретным осцилляторам. В дополнение к полезным моделям 
Internal-clock models, pacemaker-accumulator model, может быть полезной и дипольная модель излучателя частот субъективного времени, the dipole model of subjective time frequency emitter.  Психически же в каждой потребности есть два противоположных свойства, желаемый предмет и его недостаток, наличие желания со знаком плюс и отсутствие предмета желания со знаком минус. Сама потребность имеет качество диполя. В динамике это отражается в широкой полосе для оцениваемой быстроты времени в восприятия времени, в колебаниях длительностей при продуцировании субъективно равных интервалов. Таким образом, психологическое местоположение pacemaker посредством дипольной модели установлено, и оно в потребности. 

Вспомогательные модели по аналогии позволяют излагать объяснения, доступные пониманию школьников. В качестве одной из абстрактных идеализаций психической реальности можно рассмотреть дипольную аналогию, распространив ее на субъективное время. Диполь есть совокупность двух зарядов разных знаков, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Расстояние – лишь пространственная сторона произвольного напряженного отношения человека и мира, но здесь предметом рассмотрения является временная сторона этого произвольного отношения. Достаточно применить искусственный прием: заполнить "белым туманом" пространственную составляющую, чтобы сосредоточить внимание человека на временной стороне. "Белый туман" лишает человека пространственных ориентиров и ему остается ориентироваться во временных ориентирах. Белый туман, как и полная темнота, исключает также ориентацию человека по объективным часам. Появляется та или иная эмоция, которая влияет на оценку времени.

В развитие дипольной модели. The dipole model of subjective time frequency emitter. Если есть частота, то есть и излучатель этой частоты. Излучатель частоты субъективных времен заслуживает отдельной вспомогательной модели. От такого излучателя может распространяться волна. По аналогии, такая психическая  волна может распространяться также как и шаровая волна от физического излучателя. Диполь имеет два знака, минус и плюс. Человек, при наличии потребности в чем угодно, имеет это в двух противоположных реальностях. С одной стороны имеет (осознает) недостаток чего то, чему можно приписать знак минус (─). Вместе с тем и одновременно это нечто желаемое (уже опредмеченное) существует в его сознании со знаком плюс (+) в будущем. Плечом диполя можно условиться обозначать временное «расстояние» до момента встречи желаемого предмета с желанием - намеченный, ожидаемый или желаемый срок. Дипольный момент будет равен произведению величины желаемого на это временное «расстояние» (ощущаемое или оцениваемое как быстро или как скоро будет встреча). Дипольный момент психологически есть величина потребности или ее мощь. Другое качество такого диполя – это напряженность диполя. Интенсивность желания, напряженность потребности легко определить количественно как количественную величину актуального смыслового содержания и назвать напряженностью. Напряженность может быть отражением отношения h/k в текущем моменте. Своеобразный психический предметно временной континуум, в котором из предметной составляющей следует качество, из временной - следует темп. Желания различаются от могучих желаний до таких, про которые сказано "...желания людей самодовольны и вялы, страсти будто спят...". Дипольный момент направлен, как принято, от минуса к плюсу. Дипольный момент и напряженность изменяются по ходу объективного времени, независимо от того, осознает ли это человек или нет. В конкретный момент объективного времени момент диполя имеет свое собственное значение, то есть момент диполя переменный по ходу объективного времени. Аналогично изменяется и напряженность. Излучает ли такой диполь, и если излучает, то что? Развитие аналогии позволяет сделать вывод об излучении шаровой волны излучения – действительно, например эмоции, сопровождающие восприятие времени, в большей или меньшей интенсивности охватывают все сознание, то есть по всем направлениям. Первичное чувственное переживание потребности включает известное динамическое напряжение. Напряжение тензора выливается в эмоциональное напряжение и энергию, им порожденную. Дальнейшее развитие аналогии приводит к понятиям о мере напряжения, мере напряженности в переживаниях, о качестве эмоций – к неизбежным составляющим сознания и другим существенным понятиям.

  К вопросу о единицах для частот субъективных времен. Частота субъективных времен – пока что условное, вспомогательное понятие. Понятие частоты употребляется для описания повторяющихся событий с постоянной цикличностью. Частота – как известно, величина, обратная периоду повторяющихся событий. Сам по себе герц – так же полезное необходимое понятие, но важны относительные однозначные оценки и возможность выразить процессы в числах. Выбор единицы может быть любой, так условный 1 герц равен одному колебанию в секунду. Можно за период принять длительность отмериваемого интервала, можно сумму интервала и последующей паузы до момента начала отмеривания следующего интервала. В этом случае можно выразить такую частоту как в физике, то есть в герцах.

Можно провести некоторые анализы через синтезы. Для этого придется вернуться к рассмотренным выше результатам теста №21. И обратиться к одной особенности в соотношениях длительностей интервалов и пауз. Условия продуцирования методом EEIP   100 любых равных интервалов были в большой мере приближены к идеальным условиям теста №21 - человека не мучала жажда или голод, не было императивных телесных позывов или иных сильных желаний, испытуемый был спокоен, не взволнован (happy-go-lucky, relaxed in manner or attitude, very tolerant and carefree). Без оплаты, любезно уделила менее 10 минут своего времени для психологии. Отмеривание сопровождалось равномерным молчаливым отсчетом во внутренней речи от нуля до пяти: 0,1,2,3,4,5 .   Первичные данные представлены в темпограмме:


     Понижательный линейный тренд в отмеривании субъективно равных длительностей. Более короткая отмеренная длительность (а все длительности субъективно равно длительные) требует более высокой частоты субъективного времени. 

 Введение в рассмотрение синтетических величин. Синтетические величины могут быть по разному выведены из натуральных первичных данных. В качестве примера, из данных эксперимента №21. Excel позволяет заглянуть еще глубже через математические отношения в некоторые соотношения. Можно провести анализ через синтез исследуемых параметров в поисках устойчивых свойств в исследуемых данных. Поведение синтетической величины, имеющей размерность величины, обратной секунде, 1/сек, то есть частоты, будет представлено на нижеследующей темпограмме:

Синтетическая величина Е в синтезе ((Bi*(Ai-Ai+1))/Ai имеет размерность секунды с понижательным линейным трендом, как видно на представленной темпограмме. С учетом субъективной равности отмеренных длительностей это означает, что обратная величина с размерностью частоты  будет растущей. Более короткая отмеренная длительность (а все длительности субъективно равно длительные) требует более высокой частоты субъективного времени. Символы Е, А и В взяты из наименований столбцов в таблице Excel. 

 Численные показания синтетической величины имеют значительный разброс с разными знаками. Ничего похожего на гармонические колебания. Но в этой беспорядочной смене амплитуд сохраняется некий порядок, что подтверждает слабо понижательный линейный тренд.

 Принятая в физике размерность частоты - герц или одно колебание в секунду, 1/сек. При этом сама секунда тоже условная величина, результат общественного договора в науке, конвенциальная величина, принятая как эталон для объективного времени. Подобрать такую размерность можно, например, используя синтез  = Ai/Bi*(Ai-Ai+1) . Ai – длительность произвольного интервала i. Bi – длительность паузы между интервалом Ai и началом следующего интервала (Ai+1), (Ai-Ai+1) – отклонение следующего за интервалом Ai интервала (Ai+1), или, одним словом, погрешность субъективных часов. Представленная формула синтеза, и что важно для анализа бегущей ускользающей субстанции времени, включает в себя будущее, прошлое в их соотношении через паузу между ними. А, кроме того, отражает в цифрах произвольное внимание через Ai и непроизвольное внимание через Bi. Действительно, произвольное внимание задействовано при отмеривании очередного субъективно равного интервала, а непроизвольное внимание задействовано в паузе. Если еще шире, то в синтезе отражается сознательное Ai и бессознательное Bi субъективном времени. Анализ этой записи по двум последовательностям Ai and Bi представлен двумя результатами. 

Заслуживают анализа и другие синтезы, например =((Bi*(Ai-Ai+1))/Ai , или синтез   =Bi/((Bi+1)*(Ai+1)) . И еще другие синтезы из 4 составляющих, включая две длительности соседних интервалов и еще две длительности соседних пауз. Важно при этом каждому синтезу соотнести психическое содержание или найти психологический смысл. Психическое содержание синтеза Ai/Bi*(Ai-Ai+1) может быть в формуле как динамическое отношение длительностей интервалов к паузам с учетом последующих ближайших отклонений. Психическое содержание синтеза =((Bi*(Ai-Ai+1))/Ai может быть сформулировано как отношение непроизвольного внимания к произвольному в связке с субъективной погрешностью отмеривания времени. Синтетическая величина в синтезе =((Bi*(Ai-Ai+1))/Ai имеет размерность секунды с понижательным линейным трендом, как видно на представленной темпограмме. С учетом субъективной равности отмеренных длительностей это означает, что обратная величина с размерностью частоты будет растущей. Более короткая отмеренная длительность (а все длительности субъективно равно длительные) требует более высокой частоты субъективного времени. 

Примечания. 1. Запись Ai/Bi*(Ai-Ai+1) не может быть использована для объективного времени, в котором все Аi равны и запись с нулем в знаменателе превращается в неопределенность. Если в ряду из 100 замеров субъективно равных длительностей случайно окажутся рядом две объективно равные длительности, то в этом случае просто следует удалить эту случайность из последовательности замеров уже на том основании, что предметом рассмотрения является субъективное время. Или использовать другой синтез, в котором нет нуля в знаменателе записи, например Аi/Bi*(Ai-Ai+1), но в этом случае размерность синтеза будет не герц, а секунды, то есть некого периода, если использовать термин «период» для непериодического процесса с размытой периодичностью, или квазипериодичностью. 2. Закономерность, выявленная в других экспериментах, взаимности скользящих средних в интервалах и паузах, не наблюдается в эксперименте под №21. Вместо асинхронности визуализируется некоторая синхронность.

Применительно к результатам другого эксперимента по продуцированию 12 произвольно выбранных интервалов можно отметить следующее. Повторяющиеся 12 вытягиваний равных длительностей есть повторяющиеся, но разные события, для сравнения которых можно использовать уже известные единицы – герцы. Здесь длительности (периоды вытягивания интервалов) более 1 секунды, и условные частоты будут меньше 1 герца. Само вытягивание интервала очень похоже на колебание (в текущем настоящим моменте) из текущего мгновения в будущее на «следе прошлого», когда  «будущее в настоящем» каким то образом сравнивается и уравнивается с прошлым. Возможно, что привлекаемое здесь для объяснения понятие колебания окажется не самым адекватным за неимением более адекватного, что выяснится после предложения понятия, более полно отражающего происходящее при вытягивании равных длительностей. Предлагается понятие и модель бифокации, но таких, при которых движение происходит одновременно по обоим ветвям бифокации - в будущее и прошлое. Такая модель будет более адекватной при рассмотрении феномена бифокации как процесса.