Тенденции в субъективных временах

Subjective times. Convergences and divergences inside the pacemaker.
The phenomenon of inverse reciprocity of moving averages in the intervals and pauses of subjective time

По результатам  Группового эксперимента

  • 1 Тренировка
  • 2 ТЕСТ - ПЕРВИЧНЫЙ - без нагрузки
  • 3 Физическая нагрузка легкая
  • 4 Физическая нагрузка высокая
  • 5 Эмоциональное воздействие
    расслабление
  • 6 Эмоциональное воздействие
    неприятные звуки
  • 7 Эмоциональное воздействие
    Музыка - спокойная
  • 8 Эмоциональное воздействие
    Бравурная музыка
  • 9 Эмоциональное воздействие
    Классическая музыка
  • 10 Эмоциональное воздействие
    Тревожная музыка
  • 11 Интеллектуальная нагрузка
    простые числа
  • Тема эмоциональных нагрузок в их влиянии на течение субъективных времен.

    Короткие музыкальные заставки и клипы часто используются в кинопродукции, телепрограммах, концертах, стадионах, торговых центрах. Содержание клипов может быть разное. Такие, в определенных темпах, эмоциональные наведения на психику могут влиять на течение субъективных времен. Особенность данного эксперимента в том, что испытуемые - тинейджеры обоих полов в возрасте от 16 до 20 лет. Замеры производились в спокойной обстановке классных комнат школ и гимназий, без видимых цейтнотов и дедлайнов. Фоновым пространственным аналогом условий эксперимента может служить задача держать курс в условиях легкого морского бриза (насколько он возможен в таком возрасте). Антиподом может служить пространственный образ задачи держать курс в бушующем море страстей. Влиянием лабораторного времени в данном эксперименте можно пренебречь.

    Проведены тесты по отмериванию 12 равных интервалов после прослушивания различных музыкальных клипов. Инструкция: "В данном методе отмериваются интервалы между моментом нажатия и моментом отпускания левой кнопки мыши. Интервал отмеряется следующим образом, Нажатие клавиши мышки  - это начало интервала, отпускание клавиши мышки  - конец интервала. Размер интервала времени -  между нажатием и отпусканием клавищи. Интервалы вы можете выбирать любые, но самое главное - постараться, чтобы они были равными. Отмеривайте любые равные интервалы и получайте темпограмму замеров. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. 12 раз отмерьте равные интервалы между нажатием и отпусканием кнопки мыши".

    Предварительная гипотеза о влиянии 30-ти секундных музыкальных клипов такова, что вес вызванных слабых эмоций незначителен для отдельного испытуемого. Присутствует амбивалентность эмоций, эмоции – смешанные,  слабые и ближе нейтральным. Вектор субъективного времени слабо напряжен и короток по времени. Наличествует слабый тензор субъективного времени:

                                                             

    Теоретические основы эксперимента и более широкие гипотезы. Какую модель использовать? Закон эмоционально детерминированной оценки времени и закон заполненного временного отрезка  С.Л.Рубинштейна . Содержание времени отражает смысл задания, каков он у испытуемых. Для сравнения можно привлечь смысл и значение, например ЕГЭ.

    Кроме этого, полезно привлечь вспомогательное понятие идеальных часов, тикающих равномерно. Идеальные субъективные часы, pacemaker, должны отмеривать равные интервалы через равные промежутки. Все отклонения от идеальных субъективных часов, наблюдаемые в лаборатории, будут предметом рассмотрения и анализа на этом фоне. Таких возможных отклонений от идеала по меньшей мере 8, они будут перечислены ниже, и на этом поле теоретических возможностей будут выложены результаты экспериментов.

    Как происходит отмеривание равных интервалов, один после другого и так до заданного числа интервалов? Еще Петр Кузьмич Анохин предостерегал  против  понимания  деятельности такой, что конец одного действия служит началом для другого. Анохин утверждал, что конец одного действия является источником обратной афферентации, которая направляется к центрам только что развившегося рефлекса, в частности рефлекса цели. Следующий шаг или действие наступает после обратной афферентации. Такой механизм назван акцептором действия, который контролирует вес процесс действия. Сказанное Анохиным вполне может иметь место в ходе субъективных часов – такой уже может быть теоретическая модель отмеривания субъективно равных интервалов.  Другой моделью может быть антиципирующая  модель отмериваемого временного интервала, который предстоит вытянуть несколько раз. Антиципация здесь как прыжок или заглядывание в будущий интервал.  Ломов Б.Ф. в книге «Антиципация в структуре деятельности» выделял 5 уровней, на которых происходит  антиципация: субсенсорный, сенсомоторный, перцептивный, представленческий, речемысленный. Обе модели могут отвечать реальности происходящих процессов при отмеривании равных интервалов.

    В качестве теоретических понятий модели можно использовать обе известные парадигмы из мета аналитического обозрения  авторов Richard A. Block , Peter A. Hancockb, Dan Zakay  (перевод на русский язык в приложениях). Это модель перспективной временной парадигмы и модель ретроспективной временной парадигмы.  Допускается объединение обеих парадигм, что в свою очередь требует рассматривать внимание:  расщепленным в моменте в перспективу и ретроспективу; и вместе с тем закольцованным в течение времени. Кроме используемой в метаобозрении корреляционной статистики  использует более простые и очевидные методы математического анализа. Простые инструменты анализа, без измельчения первичных данных в "фарш" после пропускания через изощренные статистики (более уместные в социологии) позволяют открывать новые феномены.

    Феномен уменьшения длительности отмериваемых интервалов в выборке после прослушивания 30-секундного клипа тревожной музыки. В выборку включены данные 39 человек в общей группе испытуемых  независимо от пола. Критерием включения в выборку были длительности интервалов не менее 1000 мсек +/-5%. Суммирование и сравнение проведено по суммарной длительности отмеренных интервалов  отдельно по каждому из 12 интервалов с 1 по 12 и по суммарной длительности промежутков по каждому из 11 промежутков с 1 по 11.              

     Ниже выложены результаты сравнения 30-ти секундных музыкальных клипов тревожного и спокойного содержания в их влиянии на течение субъективных времен.   

      Сначала результаты по выборке после тревожной музыки:

              

     

    Тренд – нисходящий (здесь: линейный тренд, использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов). Длительности интервалов сносит "вниз", в сторону сокращения интервалов, что означает ускорение хода субъективного времени по мере отмеривания интервалов с 1 по 12. 

    Тренд – нисходящий (здесь: линейный тренд, использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов). Длительности промежутков также сносит "вниз", в сторону сокращения длительностей, что также означает ускорение хода субъективного времени по мере отмеривания 12 субъективно равных интервалов с 1 по 12. 

          

    В выборке выделяется индивидуальность, испытуемый ep2u6, fem., 16 old. отмечен феномен увеличения длительности отмериваемых интервалов по мере отмеривания от 1 до 12:

     

    Кроме этого, у этой испытуемой отмечено сокращение длительностей промежутков между интервалами, своеобразная дивергенция в трендах интервалов и промежутков между интервалами.

    Вывод. Невозможно с большой точностью отмерить последовательно ряд равных интервалов. Отклонения в длительностях интервалов имеют картину упорядоченных последовательностей.  Упорядоченность заключена во взаимных противоположных тенденциях длительностей интервалов и пауз. В общей картине субъективное время ускоряется по мере отмеривания субъективно равных интервалов после прослушивания 30-секундных клипов тревожного музыкального содержания.   

    **************************************************************************************************************************************************

    Клип спокойной музыки:

    Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer


    Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer
    Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer
    Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer
    Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer
    Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer
    Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer
    Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer
    Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer
    Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayeРезультаты по выборке посе спокойной музыки:

    Тренд – нисходящий (здесь: линейный тренд, использующий аппроксимации данных по методу наименьших квадратов). Длительности интервалов сносит "вниз", в сторону сокращения интервалов, что означает ускорение хода субъективного времени по мере отмеривания интервалов с 1 по 12. 

     

     

            Понижательная тенденция в отмеренных интервалах и слабая повышательная в промежутках

    Выявлен феномен понижательной тенденции в отмеривании субъективно равных интервалов после спокойной и после тревожной музыки. Выявлена незначительная повышательная тенденция в промежутках после спокойной музыки и понижательная после тревожной музыки. Это одна из  девяти теоретически возможностей для взаимных конфигураций тенденций в интервалах и промежутках:

    1.обе тенденции горизонтальны - идеальный ход субъективных часов,

    2.горизонтальная линия тренда в интервалах и падающая в промежутках - дивергенция в тенденциях,

    3.горизонтальная линия тренда в интервалах и растущая в промежутках - конвергенция в тенденциях,

    4.падающая линия тренда в интервалах и горизонтальная в промежутках - конвергенция в тенденциях,

    5.растущая линия тренда в интервалах и горизонтальная в промежутках - дивергенция в тенденциях,

    6.растущая линия тренда в интервалах и падающая в промежутках - дивергенция в тенденциях,

    7.падающая в интервалах и растущая в промежутках - конвергенция в тенденциях,

    8.обе растущие - возможны дивергенция и конвергенция в тенденциях,

    9.оба падающие - возможны дивергенция и конвергенция в тенденциях.

     

    Не обнаружено существенной разницы во времени, затраченной на тесты спокойной и тревожной музыки --- 18 минут 20 сек. и 19 минут 7 сек.

    Не обнаружено существенной разницы во времени, затраченной на продуцирование 12 субъективно равных интервалов ---- 773 сек. и 784 сек.

    Не обнаружено существенной разницы во времени, затраченной на 11 промежутков между 12 субъективно равными интервалами --- 328 сек. и 363 сек., средняя разница около 1 сек.

    Такова одна среди других, и надо отметить, не глубокая, установленная экспериментально, закономерность. Если углубиться в соотношения цифр, то открывается новая закономерность, излагаемая ниже.

    Обратная и обратимая взаимность скользящих средних в интервалах и паузах субъективных часов (хронометров). Проверка закона взаимности скользящих средних в интервалах и паузах в других условиях отмеривания, а именно после прослушивания 30-секундных клипов тревожной музыки.  Короткие музыкальные заставки и клипы часто используются в кинопродукции, телепрограммах, концертах, стадионах. Содержание музыкальных заставок может быть разное. В выборку включены данные 39 человек в смешанной. мужской и женской, группе независимо от пола. Критерием включения в выборку были отмеренные длительности интервалов не менее 1000 мсек +/-5%. Первичные данные получены методом отмеривания субъективно равных интервалов.                                                                                                                                                                                                       

    Ниже приведены скрины: первых двенадцати из тридцати девяти результатов и три скрина, из первых двенадцати, с более яркими демонстрациями закона. 





    Таким образом, обратная и обратимая взаимность скользящих средних в интервалах и паузах субъективных хронометров подтверждена еще раз.  Последняя темпограмма лучше всего иллюстрирует эту закономерность субъективных часов: расхождение скользящих сменяется схождением и наоборот.