Булева алгебра, социальная психология и Пушкин

Булевых констант всего две, их принято обозначать 0 и 1. Они не рассматриваются как числа, и в принципе для их обозначения можно использовать любые другие символы. Пушкин -  поэт, Буль - математик. Булев концепт символов 0 и 1 у Пушкина выражен в следующих строках: “Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя”.  Так гениальный Пушкин отразил свойства человеческого сознания на уровне значений математическими символами булевой алгебры. Поэтически выраженное (здесь в одномерном булевом пространстве, и это пространство - не время, а пространство значений, самооценки себя и других) социальное отношение со стороны единичной личности звучит через отношение 0 и 1. 

Формализм и формальный уровень человеческого мышления.

Какое место занимает формальный уровень психического отражения мира среди других - на странице

В науке принято общаться с природой на понятийном уровне.  “…создание каждой науки — это открытие внутренних, специфических законов какой-либо области явлений, выступающих в соответствующей системе отношений в специфических понятийных характеристиках” –(С.Л.Рубинштейн “Человек и мир”). Открытие новых закономерностей потребует введения новых понятий в этой области психологии и новой математики. Внутреннее наполнение используемой булевой арифметики двух чисел – те самые  «вихри» внутренних психических процессов. В этой абстрактной теоретической модели нулевой элемент обозначается как 0, единичный элемент обозначается как 1. Простейшая нетривиальная булева структура, задаваемая на множестве возможностей между двумя элементами: нулевого элемента 0 и единичного элемента 1, глубоко содержательна.  Символы 0 и 1 имеют при этом не обычный  смысл нуля и единицы в числовом ряду. Символы 0 и 1 обозначают пределы изменений в диалектическом развитии всей мощности (в математическом смысле понятия мощности) психического содержания. Булева структура отображает на формальном уровне человеческого мышления внешний «контур» психических процессов и человеческой деятельности. На одном из уровней психического отражения мира, на уровне значений чего-либо для человека , такие оценки, как «все» и «ничего» отображаются символами 1 и 0 булевой алгебры. В субъективных оценках времен кажущиеся вечность и миг, мгновение также могут быть выражены через 1 и 0. 

Человек, отвечающий на все вопросы лишь двумя вариантами "Да" и "Нет" - полное олицетворение простейшей булевой матрицы. "Да" заменяет символ 1, и "Нет" заменяет символ 0 в булевой матрице. Но это предельные случаи.

В булевой арифметике двух чисел, 0 и 1, разворачиваются все вариации возможностей для значений от нуля до единицы – коим нет числа. Разнообразное богатство психического содержания скрыто в промежуточных значениях психических параметров между 0 и 1. При этом 0 и 1 выступают как символы граничных состояний в их диалектических переходах в иные качества. Столько же неисчислимых вариаций оценки текущего времени существует при приближении момента, которого с напряжением ожидает человек.

Пушкин выразил лишь одно из социальных отношений символами булевой алгебры. Темпометрия наполняет новым содержанием булев концепт символов 0 и 1. Отношения, выраженные в булевом "пространстве"- времени  психики символически записываются так: 0.0,  0.1,  1.0,  1.1. Это булево "пространство"- предметно-содержательное субъективное время человека, есть результат прямого произведения {0.1}X{0.1}  Термин "пространство" часто имеет смысл оценки, значения, смысла, меры приближения предмета потребности к потребности. Частным случаем это может быть физическое пространство в цели прибыть в намеченный пункт на важную встречу в определенное назначенное время.

                            

Темпометрия впервые раскрывает (посредством диалектического метода российского психолога С.Л.Рубинштейна) новые возможности для проникновения в природу ускользающей основы человеческого бытия – времени. Впервые булева арифметика наполняется содержанием психических процессов отражения его временной составляющей всякой человеческой деятельности.

Операциональные определения для заполнения и интерпретации цифр в ячейках матриц следующие:

Необходимо установить первое правило, регламентирующее очередность, порядок заполнения и второе правило для прочтения булевых матриц. Во избежание произвола и разночтений необходимо опредиться с порядком заполнения матриц и их прочтением. Такое правило заполнения ячеек необходимо - что в какой ячейке отображать. Если условиться о порядке заполнения и порядке прочтения этих пар чисел, то записи будут однозначно обозначать то или иное существенное граничное свойство. Конкретнее, в качестве примера: в приведенном  выражении Пушкина “Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя”,  обозначить "себя" - первым символом, а  другого человека или "всех" - вторым символом, то запись примет вид 10.

Если человек оценивает себя очень низко, а других высоко, то такое соотношение будет записано как 01.

Если человек оценивает себя очень низко, и других низко, то такое соотношение будет записано как 00.

Если человек оценивает себя высоко, и других выскоко, то такое соотношение будет записано как 11.

Если человек оценивает себя высоко, а других низко, то такое соотношение будет записано как 10. 

Таковы предельные, граничные соотношения, обозначенные 0 и 1. Между ними множество вариаций, как отметил японский психолог Шибутани в своей выдающейся "Социальной психологии", равно как и другие авторы в медицинской психологии и психиатрии.

Вышеприведенные 4 варианта - оценочные, они вневременные. Время в них отсутствует. Но человек живет во времени, и его субъективное время рассматривает темпометрия в своем ракурсе.

 

Формализм обезличивает качественные определенности, но вместе с тем задает им пределы.Если брать в рассмотрение и субъективное время, то булева матрица с 2 возможными граничными временными и 2 возможными граничными ячейками легко развертывается в следующую 16 матриц (matrix):

в которых: в верхних ячейках - оценочные субъективные граничные значения h>0 от 0 до 1, в нижних ячейках - временные граничные значения k от 0 до 1.   Оценочные, потому что человек оценивает свое предметное и временное состояние в текущий момент в своих отношениях с миром в той или иной конкретике. В простом примере поездки в автомобиле с целью прибыть в пункт назначения в назначенное время человек может оценивать сам как пройденное расстояние так и время. Технологичные программы бортового компьютера в автомобиле могут ему в этом лишь помогать. Эмоции человека при этом могут быть разные.
Как положительные так и отрицательные. Остаются для дальнейшего рассмотрения матрицы, в которых отрицательные знаки для h<0 от 0 до - 1. Отдельный возможный случай для мнимых значений h=√-1.   

Булевы матрицы примеряются к гипотетическим психическим явлениям. При таком приложении математики полезно помнить слова Р.Куранта о математике: полет в область абстрактной общности должен начинаться и заканчиваться на конкретном и частном. Следуя этой установке выдающегося математика необходимо дать каждой матрице конкретное психическое содержание. Возможно, обнаружатся новые психические явления. Матричный ракурс позволяет обратить внимание на предельные случаи, которые, возможно незаслуженно, не были исследованы на предмет субъективного времени. №12 – простое наблюдение и пребывание в субъективном времени без всякого желания, в пустом сознании. №11 – простое восприятие в полном отрыве от времени. И так по каждой из 16 матриц.

В таблице формально отражены 16 предельных состояний обезличенной качественной определенности. Это 16 срезов психической реальности от качественного состояния ощущаемой пустоты в 14 записи до ощущения полного счастья в в 1 записи. Важно отметить, что формализм обезличивает качественную определенность, лишает субъекта его единичности. Вместе с тем, приобретается количественные рамки - определители в этих 16 матрицах расположены от -1 до +1. Последовательно для всех 16 матриц определители следующие: 0, -1, +1, -1, +1, -1, 0, 0, +1, 0, +1, 0, 0, 0, 0, 0. Каждому определителю отвечает определенное предельное психическое содержание акта психического отражения мира и себя в мире. Но величины и знаки определителя мало что дают, пока им не соотнесено конкретное психическое состояние, которое на этом уровне может быть выражено в достаточно общих терминах и определениях.

Субъективная ценность в каждом моменте времени никуда не исчезает. Сам текущий момент входит как элемент в "подлинную конкретную "единицу" психического (сознания), коим является целостный акт отражения объекта субъектом"  (С.Л.Рубинштейн).

Подробнее о возможных психологических истолкованиях каждой из этих 16 матриц на странице >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>...  Формализм имеет то достоинство, что допускает множество содержаний и воплощений на более низком уровне психического отражения. "Низкий" не означает ущербность уровня, так более "низкий" образный уровень более полезен и продуктивен для человека.

Существенным свойством человеческого времени является его конечность и наличие в моменте. Кроме правила заполнения ячеек необходимо условиться с пониманием содержания граничных состояний - эти состояния начала или завершения движения внутри матрицы?  В матрицах через 0 и 1 записаны граничные конечные состояния для внутренних движений между 0 и 1 и между 1 и 0. Диалектический метод требует определиться с тем, какое граничное состояние отражается в ячейках матриц. Второе правило прочтения или правило интерпретации цифр в ячейках - начальная или конечная граница движений, описываемых конкретной матрицей?  К 0 или к 1 можно приближаться и можно от 0 или от 1 отдаляться. Предлагается правило: считать комбинацию 0 и 1 в матрице отражением завершения движения. Это завершение подготавливает новый переход в новое состояние.

К дальнейшему различению психологических истолкований. Допускается двузначность истолкования матриц. В качестве примера, об одном существенном различии при завершении движения к состоянию, символически отображаемому записью в матрице №14. Запись может отображать как ступор, так и нирвану. Для ступора в №14 остается движение лишь в физическом времени, с ощущением нахождения вне времени, когда человеку кажется, что время остановилось. Что остается в этом состоянии для практикующих нирвану - пусть они выскажутся. Допускаемая двузначность может быть отражением положительных и отрицательных знаков эмоций, сопровождающих состояние в №14.

 

Развитие булевой алгебры (на формальном уровне человеческого мышления) в психологической науке обобщено Якобом Фельдманом.  Обобщение Фельдмана раскрыто на геометрическом материале, видимо, для наглядности и лучшего донесения до читателей. Это развитие потенциально содержит в себе возможность наполнить содержание булевых матриц и субъективным временем. Темпометрия реализует такую возможность.  0 1 , 0 0, 1 0, 1 1  в геометрии обозначают предельные значения вектора субъективного времени в его параметрах h and k. В этом важное существенное отличие наполнения каталога Фельдмана, привнесенное темпометрией.

Каталог Я.Фельдмана – хороший задел на будущее в качестве необходимой абстракции для фундаментальных экспериментальных исследований в психологии. Непреходяще и актуально сказанное Р.Курантом в 1964 году о «Математике в современной жизни»: “В подлинной математике соответствующая линия развития — от конкретного индивидуального предмета через абстракцию снова к конкретному и индивидуальному — придает теории смысл и значение. Чтобы полностью оценить значение этого фундаментального обстоятельства, следует лишь не забывать, что такие слова, как «конкретный», «абстрактный», «индивидуальный» и «общий», в математике не имеют ни постоянного, ни абсолютного значения. Они непосредственно относятся к рамкам нашего мышления, к состоянию нашего знания и к характеру математического предмета. Например, то, что уже стало вполне привычным, легко принимается за конкретное. Слова «абстракция» и «обобщение» описывают не статическую ситуацию или конечный результат, а динамический процесс, идущий от некоторого конкретного уровня к другому, «высшему»”. 

Каталог Я.Фельдмана не является исчерпывающей моделью всех субъективных времен. Широта возможностей содержательного наполнения в каталоге Я. Фельдмана еще далеко не полностью реализована через наполнение психическим содержанием. Булевый каталог Якоба Фельдмана позволяет охватить психические состояния определенности в 1 квадранте. Вместе с тем, модель не позволяет охватить состояния неопределенности в квадранте 2 и квадранте 3 с минусовыми значениями h, в границах от 0 до минус 1, психические феномены, как страх и ужас, коим соответствуют знаки минус эмоций, состояний неопределенности. Есть символ полной неопределенности в границах от 0 до "-1", есть символ полной определенности "+1". Знак минус символизирует и отвечает знакам отрицательных человеческих эмоций. Пример: в квадранте 3 человека мучают ужасные воспоминания, вроде прыжка в неизвестность с открытыми глазами, будь то прыжок из горящей квартиры 5 этажа на растянутый внизу пожарный тент. Пример: в квадранте 2 находился глубоковерующий религиозный фанатик Микаэль Педерсен, особенно ближе к его кончине и накануне его встречи с богом. Великий грех тяготел над ним - проклятие, посланное им господу богу в десятилетнем возрасте. Полное гнетущее состояние неопределенности в ожидании предстоящих мук ада довлело в его сознание более 40 лет вплоть до конечного момента жизни. (Микаэль Педерсен - отец Серена Кьеркегора, автора сочинений "Страх и трепет", "Понятие страха", "Болезнь к смерти").

Частным случаем наполнения психическим содержанием булевых матриц в квадранте 2 будет объяснение того, что психологически есть квадратный корень из минус единицы.