Краткие сообщения - 8

Увеличение частот субъективных времен

 

Представляются результаты эксперимента по методу продуцирования любых равных интервалов – EEIP. http://www.tempometry.ru/cntnt/rus/right-column-rus/seriya_tes_rus/otkritie-testi-rus/uznat_bols.html  В данной батарее 10 тестов, в каждом из которых отмеривались 12 любых равных интервалов.

Испытуемые - тинейджеры обоих полов в возрасте от 16 до 20 лет. Замеры производились в спокойной обстановке классных комнат школ и гимназий, без видимых цейтнотов и дедлайнов. Фоновым пространственным аналогом условий эксперимента может служить задача держать курс в условиях легкого морского бриза (насколько он возможен в таком возрасте). Антиподом может служить пространственный образ задачи держать курс в бушующем море страстей. Влиянием лабораторного времени в данном эксперименте можно пренебречь.

Инструкция. "В данном методе отмериваются интервалы между моментом нажатия и моментом отпускания левой кнопки мыши. Интервал отмеряется следующим образом, Нажатие клавиши мышки  - это начало интервала, отпускание клавиши мышки  - конец интервала. Размер интервала времени -  между нажатием и отпусканием клавищи. Интервалы вы можете выбирать любые, но самое главное - постараться, чтобы они были равными. Отмеривайте любые равные интервалы и получайте темпограмму замеров. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. 12 раз отмерьте равные интервалы между нажатием и отпусканием кнопки мыши".

12 отмеренных длительностей можно рассматривать как 12 непериодических колебаний с изменяющимся периодом, равным длительности очередного отмеренного интервала. Частота же есть величина, обратная периоду колебаний. Таким образом, все изменения можно рассматривать в терминологии изменяющихся частот. Если будет обнаружена тенденция уменьшения или, наоборот, увеличения длительностей, то это можно интерпретировать как тенденцию роста или, наоборот, падения частот.

В эксперименте по методу отмеривания любых равных интервалов проведено сравнение интервалов в тестах: без предварительной нагрузки, после физических упражнений, после наведения 30-ти секундными музыкальными клипами и после решения математической задачи.

 Инструкция. "В данном методе отмериваются интервалы между моментом нажатия и моментом отпускания левой кнопки мыши. Интервал отмеряется следующим образом, Нажатие клавиши мышки  - это начало интервала, отпускание клавиши мышки  - конец интервала. Размер интервала времени -  между нажатием и отпусканием клавищи. Интервалы вы можете выбирать любые, но самое главное - постараться, чтобы они были равными. Отмеривайте любые равные интервалы и получайте темпограмму замеров. Уберите все часы, метрономы и прочие внешние приспособления для замеров времени. 12 раз отмерьте равные интервалы между нажатием и отпусканием кнопки мыши".

 В данной серии приняли участие 135 тинэйджеров обоего пола, учащиеся школ возраста от 15 до 20 лет.

Поставленные вопросы. Существуют ли собственные и наведенные изменения в субъективных временах. Какие изменения в субъективных временах будут установлены в ходе отмеривания внутри каждого отдельного теста и в батарее из 10 тестов? Будет ли батарея тестов воспринята как один целый тест или набор равноценных тестов? Можно ли всю батарею тестов рассматривать как одно целое задание и проверить гипотезу  об ускорении хода субъективного времени от одного теста к другому по мере выполнения тестов?

Какие кратковременные изменения в субъективных временах будут установлены непосредственно после прослушивания различных музыкальных клипов? Если такие возможные кратковременные наведенные музыкой изменения в субъективных временах в каждом отдельном тесте будут обнаружены – то будут ли создавать другие изменения во всей батарее тестов?

Какие будут суммарные изменения в группе? Какова будет динамика средних показателей в группе?

Каковы будут изменения субъективно равных интервалов внутри каждого теста и между тестами?

Для этого достаточно обнаружить, что по мере выполнения заданий в батарее из 10 тестов происходит сокращение или увеличение длительностей продуцируемых интервалов. При том, что испытуемые сознательно отмеривают субъективно равные интервалы.  Рассмотреть возможны изменения длительностей как внутри выполнения каждого отдельного задания, так и по мере выполнения заданий от 1 по 10.

Представляют интерес агрегированные показатели по достаточно репрезентативной выборке, показывающие характерные изменения в длительностях отмеренных интервалов. 

Что, если установить условную границу, рассечь массив данных и после этого обратить внимание на выборку данных выше этой границы? Причесать массив данных произвольным фильтром 1000 мсек, и подвергнуть анализу набор амплитуд продуцированных длительностей выше 1000 мсек. После прореживания фильтром в 1000 мсек результаты таковы:

 

     По горизонтальной оси темпограммы - последовательность 120 интервалов в 10 тестах. Интервалы более 1000 мсек.

 На групповой темпограмме наглядно продемонстрировано, что во всех тестах, кроме 8-го, выявлено снижение групповых длительностей по мере отмеривания 12-ти субъективно равных интервалов. В последовательностях длительностей отмеренных 12 интервалов обнаружена понижательная тенденция по мере отмеривания.

Подробнее в темпограммах по каждому тесту с 1 по 10 крупным планом:

Тест 1 - групповые длительности без предварительной нагрузки:

Тест 2 - групповые длительности после легкой физической нагрузки:

 

Тест 3 - групповые длительности после сильной физической нагрузки:

 

Тест 4 - групповые длительности после клипа расслабляющей музыки:

 

Тест 5 - групповые длительности после клипа неприятной музыки:

 

Тест 6 - групповые длительности после клипа спокойной музыки:

 

Тест 7 - групповые длительности после клипа бравурной музыки:

 

Тест 8 - групповые длительности после клипа классической музыки:

 

Тест 9 - групповые длительности после клипа тревожной музыки:

Тест 10 - групповые длительности после математического упражнения:

 

Длительность музыкальных клипов - 30 секунд. Каждый клип несет по меньшей мере две основные индукции (наведения) - эмоциональную и темповую, влияет на эмоциональный настрой и навязывает темп клипа. 

Равенство объемов в сравниваемых выборках является необходимым условием сравнения. 

Для уравнивания объемов в выборках проведено деление суммарных длительностей на число испытаний по каждому интервалу во всех 10 тестах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

45

27 

30

32

37

36

42

31

36

28

 Получены средние значения. Они представлены на 10 графиках, девять из которых образуют пологую наклонную полосу изменений:

(для просмотра в крупном виде - кликайте на изображение)

 

По горизонтальной оси темпограмм - последовательность 12 интервалов, по вертикальной - средние значения отмеренных длительностей в тестах с 1 по 10. здесь слова "ряд" и "тест" равнозначны, и нумерация рядов соответствует нумерации тестов. Выделяются из общего коридора длительностей лишь длительности в 8 тесте. Коридор - полоса в диапазоне от 1250 до 1800 мсек. Общий коридор девяти тестов, что визуально можно видеть на графиках, имеет понижательную тенденцию по мере отмеривания интервалов. Наблюдаемая укорачивающаяся тенденция имеет математическое подтверждение  и в ее графическом отображении имеет вид:

  В 9 тестах из 10 субъективное время медленно ускоряется, что равнозначно увеличению частоты времени.

Дискуссия. Почему у очень преобладающего большинства испытуемых обнаруживается тенденция ускорения субъективного времени и лишь в единичных случаях обратная?

Условия замеров: в школьном классе в начале школьного урока. Квазипотребность исполнять задание преподавателя. С одной стороны, испытуемые не видят большого смысла в тестах, так как не могут оценить их пользу для себя. Они просто откликаются на просьбу преподавателя в своем подчинённом положении.  Неизвестно, как испытуемыми оценивается временная перспектива на время тестов. Возможно, что у большинства время на тесты в их временной перспективе на ближайший учебный час оценивается как потерянное, как вынужденное одолжение преподавателю. В участии в данных тестах присутствует амбивалентность эмоций, как слабый конфликт, так как есть и вторая сторона. Вызванные предстоящими сейчас тестами эмоции – смешанные,  слабые и ближе нейтральным с отрицательным знаком. С другой стороны, рефлексы цели, рефлексы подражания вносят свой вклад в течения субъективных времен. Доведение до завершения действия (акта деятельности) само по себе есть источник если не удовольствия, то по крайней мере, удовлетворения. По мере приближения к завершению появляется положительная эмоция. Это и определяет общую картину увеличения частоты субъективных времен в каждом отдельном тесте, кроме восьмого теста. Однако не обнаружена ожидаемая тенденция увеличения частоты от теста к тесту. Вес вызванных слабых эмоций минимален. У большинства испытуемых темп субъективных времен был наведен и изменен с поправкой сообразно знаку эмоций. Из всей выборки лишь у единичных испытуемых тесты вызвали интерес и эмоции другого знака, что привело к замедлению субъективных времен.

Как влияет темп музыкальных клипов на длительности продуцируемых интервалов? Если влияет. Музыкальных клипов всего 6: клип расслабляющей музыки, клип неприятной музыки, клип спокойной музыки, клип бравурной музыки, клип классической музыки, клип тревожной музыки.

Если воспользоваться определителем темпа в клипах на http://www.mixxx.org/ , то выстроится такая последовательность темпов:

1. 109.57 bpm - клип расслабляющей музыки, 

2. 82.59 bpm - клип неприятной музыки,

3. 71.32 bpm - клип спокойной музыки,

4. 138.28 bpm клип бравурной музыки,

5.  73.40 - клип классической музки,

6. 71.62 bpm - клип тревожной музыки

Как соотносятся последовательности темпов и длительности продуцируемых интервалов после прослушивания этих клипов? Последовательности такие: 16522 мсек,       20695,   20527,    19309,   25586,   20819 мсек . Для наглядного представления данных и удобного сравнения необходимо их сблизить на одном масштабе, но не нарушая соотношений внутри последовательностей. Для этого достаточно поделить на 200 цифры в последовательности длительностей и тогда последовательность примет вид, удобный для сравнения: 82,5,  103, 102,5, 81,5, 128, 104

Музыкальных клипов всего 6: клип расслабляющей музыки, клип неприятной музыки, клип спокойной музыки, клип бравурной музыки, клип классической музыки, клип тревожной музыки.

Какой же аспект или фактов в музыкальных клипах оказывает более существенное влияние на динамику изменений в течение субъективных времен в данных тестах? Если провести попарное сравнение почти равных темпов спокойной 71,32 bpm и тревожной 71.62 bpm музыки и длительности отмеренных интервалов после этих клипов 102,5 и 104 соответственно, то напрашивается прямая зависимость. Таков результат наведения. Другие попарные сравнения не позволяют сделать такой же вывод.

Поскольку имеются данные замеров лишь одной последовательности шести музыкальных клипов, существует ограничение на число гипотез.

Гипотеза о прямом влиянии музыкальных клипов на течение субъективного времени. Для проверки гипотезы о прямом влиянии темпа 30-ти секундного музыкального клипа на последующие длительности продуцируемых интервалов располагаем члены последовательности в порядке возрастания. Сопоставляем этому ряду последовательность длительностей. Получаем отрицательный результат, который виден на графике, где влияние в самом общем виде - обратное:

 

  

Поскольку в музыкальных клипах в первом приближении выделяются эмоциональный компонент и компонент темпа в клипе, остается признать влияние эмоционального компонента. Это не смотря на то, что о каком либо могучем воздействии эмоционального компонента говорить не приходится из за скоротечности клипов. Эмоции, вызванные клипами, слабые и ближе к нейтральным, здесь со стороны положительных, со знаком "+".

 Диалектический метод С.Л.Рубинштейна в психологии неминуемо выводит на третий компонент - взаимное влияние эмоционального отклика и компонента темпа в музыкальных клипах на течение субъективных времен. Как нет пустого пространства, также нет и пустого времени. Скрытая содержательная сторона наполнения интервалов, спровоцированная музыкальными клипами, определяла диапазон объективных разностей кажущихся равных интервалов. Какое существенное свойство музыкальных клипов оказывало при этом существенное влияние - вопрос открытый.

Важный вопрос: какой компонент клипов превалирует - необходимы дополнительные исследования.

Полученные результаты полезны для сравнения и для дискуссии с авторами Sylvie Droit-Volet, Danilo Ramos, José L. O. Bueno and Emmanuel Bigand «Music, emotion, and time perception: the influence of subjective emotional valence and arousal? ». Их исследование показало, что решающим фактором, создающим временные искажения, был темп музыки. В результате эмоциональный эффект музыки на восприятие времени неотъемлемо связан с временной динамикой музыки, т. е. с ее музыкальным темпом. Авторы работы заключают, что оригинальность их исследования заключается в том, что оно показывает, что возбуждение и связанные с валентностью свойства музыкального стимула оказывают интерактивное влияние на восприятие времени. Однако их исследование также показало, что решающим фактором, создающим временные искажения, был темп музыки. В результате эмоциональный эффект музыки на восприятие времени неотъемлемо связан с временной динамикой музыки, т. е. с ее музыкальным темпом. Поэтому особенно важно продолжить исследование музыки, чтобы лучше понять, как эмоции влияют на восприятие времени, потому что эмоциональная музыка обладает динамическими временными свойствами, которых нет в визуальных эмоциональных стимулах.

Какая картина изменений темпа будет открыта, если испытуемый будет знать, что после отмеривания последнего интервала его ждет укол иголкой или другое неприятное событие? Скорее всего, на фоне эмоции с отрицательным знаком "-", тенденция будет иной. Другие факторы, влияющие на течение субъективного времени могут быть исследованы. Например, волевые усилия терпеть боль в разных условиях, лабораторное время, и множество других. Некоторые их них обозначены в правой колонке сайта.