О лаборатории

 

 Научные представления о том, что человек имеет одно субъективное время, продолжают иметь место в разработке темы, обычно формулируемой как "восприятие времени" (по умолчанию, объективного). Если об объективном времени "T" * , оно же tобъект., оно же t,  принято говорить в единственном числе, то о субъективном времени человека необходимо использовать множественное число. По легко открываемым фактам, при достоверной проверке, в любой момент объективного времени t человек имеет несколько субъективных времен  k¹,  k² ,  k³ ,  kª ,  k´ , k' , k" ,  k* . Разнонаправленных, но парадоксально параллельных. Каждое отдельное субъективное время имеет начало, продолжение и конец.  В предлагаемом радикальном расширении темы в ее сути: на объективную шкалу времени человек проецирует разные текущие субъективные времена, на шкале объективного времени "T" или tобъект.субъективные времена неминуемо сравниваются с единым конвенциальным объективным временем "T", оно же tобъект..

* "T" - обозначение, используемое Dan Zakay (2016), мы используем символ tобъект. или просто t .

Каждое отдельное актуальное субъективное время возникает, длится и исчезает, замещаясь более актуальным. Уже в этом существенное отличие от объективного времени.

Теоретические предпосылки

В качестве теоретической основы можно плодотворно использовать и развивать научные идеи С.Л.Рубинштейна об ориентации во временах. С особым вниманием к следующим понятиям: вектора, текучей диалектики временных определений, напряжений, закону заполненных временных отрезков, закону эмоционально детерминированной оценки времени; координатной системе единиц измерений, привязанной к естественной отправной точке, коей является настоящее мгновение; приоритетной  установке на будущее в переживаемом в настоящем мгновении времени, и с особым вниманием к процессам в субъективных временах. При таком ракурсе  “задача дифференциации категорий пространства и времени применительно к разным сферам сущего, разным способам существования”, поставленная  С.Л.Рубинштейном в его работе “Человек и мир”,  реализуется  применительно к субъективным временам. Более о научной школе С.Л.Рубинштейна можно найти в многочисленных публикациях.

Две парадигмы. 

Инициируется процесс продвижения новой парадигмы. При это используется возможность расширения исследовательского ракурса с «восприятия времени» на творение отсчетом или отмериванием интервалов ( producing, продуцированием) времени. Продуцирование - отмеривание равных длительностей ближе к субъективной реальности,  наблюдаемой и измеряемой объективно, что важно в психологии как науки об объективных законах субъективной реальности. Противопоставлять «восприятие времени» и отсчет (продуцирование времени)   можно весьма условно, как противоположности в их диалектическом единстве как внешнего и внутреннего, как извне и изнутри (dialectical unity from without and from within). Если посмотреть на противоположность этих двух видений в диалектическом ракурсе, то придется признать, что изучение в течение прошедших 125 лет субъективного времени в основном русле - как  “Восприятие времени" было изучением восприятия внешнего относительно субъекта объективного времени (это не умаляет важности проведенных исследований по восприятию времени). Другим естественным, своим временем, является то, что человек созидает сам, строя свои отношения с миром во временном плане, продуцируя свои временные устремления (вектора), воспринимая свои субъективные времена и объективное время как разные сущности.  Часы отмеривают объективно равные длительности, тогда как субъект может также отмеривать субъективно равные длительности, что открывает новые возможности для исследований.

Новизна парадигмы.  Парадигма «Восприятие времени» охватывает половину предмета, вторую половину включает противоположная парадигма отсчета или «продуцирования времени».  Парадигма "восприятие времени" -  в восприятии равных объективных интервалов обнаруживается их субъективная разно длительность. Парадигма "продуцирование времени" - при отмеривании субъективно равных интервалов обнаруживается их объективная разно длительность. Существенная разница между парадигмами близка разнице между воспоминанием и творением. Вместе они раскрывают полноту одного из отношений человека и мира – временного. Вместе с тем, чисто временные отношения человека с миром – абстракция; временные отношения содержательные и предметные (cognitive load – так это называется в работах Dan Zakay и многих других).

Темпометрическая парадигма и парадигма «восприятие времени» зеркальные. В том смысле, что имеют разные направления потоков информации. Зеркальность процессов как изнутри и как извне. Разные начала в кольцевом принципе перехода объективного в субъективное, и обратно, субъективного — в объективное.  В парадигме темпометрии кольцевой процесс "обратного проецирования вовне" реализуется в продуцировании субъективно равных интервалов времени. Кольцевой процесс "прямого проецирования извне" реализуется в парадигме «восприятие времени».

В экспериментальной практике используется метод отмеривания «любых равных отрезков времени». Этот метод отличается от используемых четырех основных методов в исследовании субъективных времен тем, что этот метод продуцирования временных интервалов ничего не навязывает субъекту, предоставляя свободу выбора этих любых равных временных интервалов в процессе отмеривания. Вместе с набором аналитических программ этот метод E E I P   или “Either Equal Interval Producing”  позволяет выявить инварианты в субъективных временах, работающие обратные связи, тенденции в субъективных временах и другие закономерности (подробнее здесь).  

Темпометрия устраняет традиционный половинчатый охват темы субъективного времени включением в рассмотрение интервалов + пауз между интервалами. Включение в анализ пауз между интервалами в субъективных часах удваивает объем темпометрических исследований, тогда как анализ лишь продуцированных интервалов охватывает половину парадигмы «продуцирование времени». Среди установленных закономерностей отдельно выделен открытый закон взаимности скользящих средних в интервалах и паузах при продуцировании любых субъективно равных длительностей.

Активно используется метод наблюдения феноменов из области субъективных времен. В качестве яркого примера из спорта приводим рассказ фехтовальщицы о первом своем бое на чемпионате Европы в 2004г, отрезке жизни, где меньше тайминга, а больше ориентации во временах из интересующей нас области психологии под названием темпометрии: "Этот бой я запомнила надолго. Очень опытная саблистка из Италии, поначалу отнеслась ко мне несерьезно - незнакомое лицо, неопытная значит, толстая, медлительная...Рядом стоял не мой тренер, а тренер из Динамо, смотрел этот бой, даже пару советов дал дельных. Бой складывался тяжело, итальянка повела в счете и расслабилась немного, успокоилась. Сравниваю счет, нахожу несколько слабых ее мест, отвечает адекватно... Взлеты и падения, она уже всерьез настроена. Я победила.   Пот просто течет по лицу. Смотрю на того тренера и выдыхаю: "Наконец-то все это закончилось!" Он смеется: "Посмотри на часы - ты фехтовала меньше 30 сек чистого времени". Думала - шутит. Часы действительно зачем-то включали, на них 28 сек. За эти полминуты я 5 раз умирала, в моей жизни прошло столько событий. И мне казалось, что прошло не просто несколько часов, а часть моей жизни. Интересно, что вечером я поняла, что сам соревновательный день прошел очень быстро, просто пролетел".

Темпометрические числа "пси". Лаборатория предлагает термин «темпометрическое  число Ψ  ». В качестве демонстрации вычисления этого числа Ψ в вышеприведенном примере с фехтовальщицей примем величину кажущихся «несколько часов» равной 2 часам или 7200 сек. В этом случае Ψ = 7200/28=257,14. Ψ может принимать значение в широком диапазоне от нуля до бесконечности, отражая в числах диапазон от пугающей бездны вечности до пролетевшей в мгновение ока счастливой жизни.    0 < Ψ < +

Восприятие времени в условиях, которые невозможно создать в лабораторных экспериментах по этическим ограничениям, отражено в словах песни группы Любэ:  “Нервы гитарной струною натянуты, …… Время застывшее кажется вечностью” . Условия восприятия - перед боевой схваткой, когда на кону жизнь. 

Пример детской игры с успешной темпометрической синхронизацией. Ребенок двух лет и четырех месяцев стоит на земле, с интересом раскачивает руками пустые качели, мягко попадая в частоту колебаний маятника качелей. Задает и успешно поддерживает колебания с определенной частотой. Темп подталкивания успешно закрепляется через актуальное реагирование на внешнюю частоту.  Если бы темпометрия была неуспешной, качели бы ударили по рукам ребенка.