Начальные теоретические рамки и ограничения

 Вектор субъективного времени. Актуализация потребности, ее опредмечивание, нацеливание на внешний объект, способный эту потребность удовлетворить – так формируется вектор отдельного субъективного времени.

Предлагается некоторое расширение ракурса. Вместо некоего субъективного времени речь идет о разнонаправленных временах. В рамках настоящего рассмотрения выбирается любое произвольное из этих времен. Таким образом, все, что устанавливается и теоретически разбирается об этом произвольном времени, может быть и должно быть справедливо для любого из этих нескольких человеческих времен.

"всякое переживание включает в себя как нечто подчиненное и аспект знания". Из этого определения переживания С.Л.Рубиншейном в связке со знанием следует  еще одно расширение предметной области, называемой субъективным временем. Это расширение по признаку преобладания определенности (квадрант 1 рисунка ) или неопределенности (квадрант 2) в поисках нужной информации или cognitive load. Переживание знания о незнании, или знания о неопределенности, знания об отсутствии информации отличается от знания определенно доступного в моменте.

Условные координатные четверти образованы пересечением двух бесконечных осей: определенности/неопределенности и субъективного времени. В дальнейшем вместо +/- бесконечностей будут использоваться символы булевой алгебры 0 и +/- 1. Определенность/неопределенность - это информация о предмете потребности. Предметность субъективного времени.

Ограничения. Основное внимание Tempometry Lab уделяет субъективным временам  первого квадранта и частично второго. 

Квадранты образованы пересечением горизонтальной оси времени одного из субъективных времен k в точке настоящего мгновения вертикальной осью определенности/неопределенности по этому направлению h. Установим следующую нумерацию квадрантов: квадрант 1 соответствует северному и восточному направлениям, т.е. расположен над нулевой точкой текущего мгновения и правее нее; квадрант 2 соответствует южному и восточному направлениям, квадрант 3 соответствует южному и западному, квадрант 4 -  северному и западному направлениям. Нумерация по часовой стрелке, как показано на рисунке. Нуль (настоящий момент) - на пересечении осей k and h.

здесь: h - доступная релевантная информация и k - время. Важно не абсолютное значение h, а относительное к желательной (необходимой) информации h°. Точно также важно не абсолютное значение k, а относительно к желаемому времени k°. Применительно к движению из одного пункта в другой к определенному сроку: важна не просто пройденная часть пути и время, а относительно цели прибыть в определенное место h° к определенному времени k°. Эти отношения в цифрах принимают дробные значения в диапазоне от нуля до единицы.

Другими словами, на  рисунке показано Объединение двух типов ожидаемого будущего: на базе события h и базе времени k. The synthesis of two types of prospective remembering: event based and time based . “There are two types of prospective remembering: event based and time based” (Richard A.Block and Dan Zakay). Эти два типа образов будущего в человеческом сознании выделены Richard A.Block and Dan Zakay. Поскольку в силу следствия (из сформулированного  Rubinstein S.L. закона заполненного временного отрезка) пустых, бессодержательных временных отрезков не существует, то неминуемо объединение двух типов ожидаемого будущего в одном образе будущего. Такое объединение есть не что иное как вектор из настоящего мгновения в будущее в человеческом сознании.

О различиях содержания квадрантов по их существенным признакам. 1 и 4 квадранты – Положительная определенность будущего в сознании, 2 и 3  квадранты – Отрицательная определенность или другими словами неопределенность будущего в сознании человека, 3 квадрант – область иррациональности, принуждения, внешнего насилия, опасностей, ужасов.  4 квадрант – область развлечений, наведенных состояний с ожидаемым положительным образом будущего, сюда же относитсят "STOP THE CLOCK" в эриксоновском гипнозе. Фокус внимания субъекта может легко оказаться в любом квадранте, может свободно и просто перемещаться из одного квадранта в другой. Так, человек как слушатель, просто слушает музыкальное произведение и увлекается его темпом, при этом его субъективное време наведено извне. Слушатель в 4 квадранте. Композитор, когда писал это произведение, выражал течение своего субъективного времени, в частности, задавая темп, отражал течение своего субъективного времени, в 1 квадранте.  Музыкальный критик, слушая это же произведение, в 1 квадранте, а если его действительно увлекает произведение, немного и в 4 квадранте. 

Во 2 квадранте, в частности, а именно при предельных значениях неопределенности h=-1, в самый последний момент, выраженный как k=1, произведение h and k будет равно минус 1. Квадратный корень из минус единицы после трехсотлетних поисков физического смысла может обрести психологическое содержание и смысл.

Такое двухмерное упрощение позволяет разделить направление исследований и расширяет их тематику. На этом двухмерном представлении незримо располагаются интенсивности сопутствующих переживаний. Над каждой точкой условной плоскости h-k располагается условная вертикаль величины переживания. Величина эмоции зависит от соотношения h and k и еще от волевого усилия в этот момент.

Направление субъективного времени в будущее – это общепринятое представление о течении времени из настоящего в будущее (квадранты 1 и 2). Вместе с тем, другие квадранты не менее интересны. Квадранты 2, 3, 4 - области психических влияний на человека, как принимаемых добровольно и с удовольствием, так и без его ведома, особенно в условиях психологических военных операций.

 Манипуляции сознанием через наведение темпа. Существует еще навязанное направление от настоящего мгновения в придуманные обратные отсчеты времени в субъективных временах реальных иллюзий (квадранты 3 и 4). “When the subject is anticipating, he is able to get the response underway in advance, so that the "response time" could be zero or negative…” RICHARD A. SCHMIDT. ANTICIPATION AND TIMING IN HUMAN MOTOR PERFORMANCE. Psychological Bulletin. 1968, Vol. 70, No. 6, 631-646. Своеобразный обратный отсчет, навязанный или принятый добровольно, который наводит темп в  субъективное время. Торговые рекламные призывы позвонить прямо сейчас и купить. Кинематографические сюжеты, в которых герой в последнюю секунду обезвреживает взрывное устройство или в последнюю минуту спасает планету от нашествия инопланетян - самые простые примеры применения обратного отсчета. Телевидение и, особенно Голливуд, этим давно и искусно пользуется, индуцируя то или иное напряженное течение субъективного времени (квадранты 3 и 4 и 2).

В качестве примера наведения интересен наведенный СМИ в июле 2013 года обратный отсчет к рождению наследника британской короны и порой восторженная по этому поводу истерия у особо впечатлительных людей, ждущих сообщения на улице. Другим примером наводимых в сознании людей субъективных времен (ежедневно СМИ) - обратный отсчет к олимпийским играм в Сочи.

Квадрант 3 - субъективные состояния, в которых превалируют страх, трепет, отчаяние. Ужас неопределенности в условиях психологической войны.

В качестве успешных исследований в 4 квадранте ссылка на работу Mathieu Peckel, Thierry Pozzo, and Emmanuel Bigand «The impact of the perception of rhythmic music on self-paced oscillatory movements»

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4165317/ 

 

Еще пример из 4 квадранта: Dan Zakay, Devora Nitzan и Joseph Glicksohn (1983) исследовали влияние трудности задач и внешнего темпа на субъективную оценку времени и установили, что “It was found that subjective time estimations were a decreasing function of task difficulty, and that durations for “empty” intervals were estimated to be longer than those for “filled” intervals. A relationship between external tempo and subjective time estimation was found. Longest time estimates were obtained under fast external tempo, and shortest time estimates were obtained under slow external tempo. Time estimates under the condition of no external tempo were found to be intermediate. The findings were interpreted as supporting a cognitive timer model of subjective time estimation”.

Наведенное ускорение субъективного времени в информационных выпусках теленовостей. В подачу часто намеренно вносятся искажения во временную архитектонику сообщений простым способом – быстрым чтением. К быстрому чтению “взахлеб” добавляется приправленный эмоциональной окраской голос диктора, придаётся пафос малозначимому содержанию "новости", о которой завтра никто не вспомнит, ускоряется темп музыкального сопровождения.

В качестве примера, развлекалка в 4 квадранте здесь и здесь

Существуют бесчисленные наведенные состояния сознания и соответствующие потоки субъективных времен. В квадранте 4, в частности, люди играют в игры, особенно допускающие возможность реализовать себя через достижение желаемого в игре. И как можно быстрее успеть до окончания обратного отсчета. Успех сопровождается положительной эмоцией и испытыванием удовольствия (часто иллюзорного) от успеха в игре. Многочисленные психологические эксперименты в русле синхронизации времени (synchronization), продолжения заданного ритма (continuation) располагаются также в 4 квадранте.

Выделенные 4 квадранта выделены искусственно для теоретического рассмотрения. Фокус сознания, конечно, может двигаться во всех этих квадрантах. Может как прыгать из одного в другой, так и удерживать, возможно, несколько квадрантов. Наблюдаемые изменения по восприятию времени при этом лишь следствие и поверхностный эффект от сложных движений фокуса внимания. 

В качестве примера наведенного состояния сознания и потока субъективного времени в 4 квадранте:


 Для перспективной и ретроспективной парадигм характерна определенность. Обычно она и исследуется в психологических экспериментах по теме субъективного времени.  В информационном плане это означает поступление релевантной информации, что чаще всего и происходит в психологических лабораториях.

Область неопределенности (квадрант 2 рисунка ). Если рациональный тайминг в условиях неопределенности достаточно исследован и разработан, то сам дотайминговый (before timing) межвременной выбор или темпометрия, оперирование соотношениями временных величин под влиянием эмоций, ориентация в разнонаправленных субъективных временах до тайминга остается чаще вне внимания исследователей. Richard A.Block and Dan Zakay (2002) исследовали изменения в субъективном времени в условиях неопределенности. Dean Buonomano предпочитает называеть этот квадрант хаосом , в котором ориентация во временах проходит по временным аттракторам. (Robust timing and motor patterns by taming chaos in recurrent neural networks. 2013). Почему люди покупают страховку - потому что будущее не известно. Неопределенность квадранта 2 – область, к которой направлены научные интересы Prof. Orit E. Tykocinski. Об оценках риска в условиях неопределенности на будущее время излагается в “Insurance, Risk, and Magical Thinking” .

Результаты многочисленных исследований  обобщены, в качестве примера - как в образцовом  мета анализе  и в работах, представленных в обширном списке первоисточников. Квадранты 2, 3 и 4, особенно 3 и 4 – часто непрозрачные, мутные области психологического воздействия, это области социальной психологии, манипулирования субъективным временем, наведения и прочих инструментов психологического воздействия на человека. Это области, в которых людей срывают с привычного течения жизни, устоявшихся временных стереотипов, побуждают вскочить и участвовать во флэш-мобах, делать революции уже в ближайшее время, внушают крайние сроки, побуждают что то срочно менять, купить сразу сейчас и т.п. навязывания скоростей для субъективных времен.

 Успешная попытка систематизации явлений во 2, 3 и 4 квадрантах предпринята коллективом авторов под редакцией А.Л.Журавлева и Н.Д.Павловой http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/banneri-na-glavn/psiholog-problemi-sovr-rossiysko.html 


Другие начальные рамки. Еще одно теоретическое допущение состоит в том, что сенсомоторная составляющая ("motor delay" in terminology of A.M.Wing, 1980) является индивидуальной постоянной величиной. Ее постоянство не влияет на длительности отмериваемых интервалов и поэтому она может быть вынесена за рамки рассмотрения исследуемого предмета - субъективного времени.

В обозначениях Alan.M.Wing это допущение записывается как равенство: D j=D j-1

В лаборатории субъективного времени моторные составляющие не принимаются во внимание, как не вносящие изменений в результаты замеров в силу их постоянства при каждом отмеривании. Отсюда следует необходимость выбора границы для временных интервалов, выше которой наверняка никакие сенсомоторные составляющие кликания на клавишу не будут вносить искажения в результаты испытаний.

Если экспериментальные длительности интервалов и пауз не превышают ошибку измерения, то эксперименты теряют смысл. Предлагается граница для длительностей, принимаемых к анализу, в 1000 мсек., для такой границы индивидуальная погрешность метода в десятки раз меньше. Погрешность метода меньше 30 мсек удовлетворяет более или менее строгим требованиям к измерительным приборам для предлагаемых темпометрических тестов. Возможны артефакты, операционная система в любой момент может "задуматься" (обмен по сети, антивирусная проверка, внесет свою лепту браузер, его скрипт машина) и внести погрешность в измерение - кнопочное событие задержится. Еще больше будет деформация, когда "задумается" человек, но именно эти деформации субъективных времен интересны темпометрии.

Потенциал готовности коры головного мозга также принимается постоянным в 400 мсек и не влияющим на измеряемые параметры.

За пределами рассмотрения остаются ситуации, в которых есть желание оттянуть время наступления желательного или нежелательного момента. В частности это может быть простое желание пожить подольше.  За пределами рассмотрения остаются ситуации приближения нежелательного события - время воспринимается со своими особенностями. Прокрастинация также имеет свои особенности.

За пределами рассмотрения остаются биологические ритмы, то есть те периодически повторяющиеся физиологические процессы через равны промежутки времени, как экзогенные так и так и эндогенные. За рамками рассмотрения остаются медицинские методы на основе пальцевой моторики (finger-tapping tests) в диагностике атаксии, болезней Паркинсона, Альцгеймера, Корсаковского синдрома, инсульта.

Об используемом матричном представлении. Ранг матриц ограничен 2D. Для 3D необходимо использовать материалы экспериментальной психологиии, в которых были бы результаты межвременного и межпредметного выбора к крайнему сроку. В жизни часто приходится выбирать один предмет из двух в условиях приближающегося срока окончательного выбора, как например когда перезревшей девушке приперло выбирать жениха. What she is past one’s prime (she has lost the bloom of face) and time tightens.) Кроме этого  отличительной и принципиальной особенностью в настоящей работе является оригинальное заполнение ячеек булевых матриц. Такое, при котором проведена подстановка в ячейки двух предметных и двух временных параметров. При этом, первый (левый) столбец символизирует настоящее, второй символизирует “будущее в настоящем”. И оба столбца размещены в одной булевой матрице. Предполагается справедливость такого заполнения ячеек для любого настоящего мгновения. Таким образом определена указанная   С.Л.Рубинштейном  привилегированная точка настоящего мгновения, и она представлена в матричном представлении набором четырех параметров.

Ограничение - для участников экспериментов. Известно, что в ходе многолетних тренировок музыканты приобретают особые ощущения и чувствование темпов музыкальных произведений. Как внешних из мира, так и личных в своей душе. Они очень превосходят в этом обычных людей. Поэтому в экспериментальной практике темпометрической лаборатории проведено разделение от музыкантов. Следует отметить галочкой принадлежность к группе музыкантов для участников замеров. Все отмеченное для музыкантов справедливо для жонглеров. Жонглирование несколькими предметами - результат длительных тренировок в раз установленном темпе движений.

Ограничение: здесь не рассматривается субъективное время токсикоманов, которое, как известно, растягивается после вдыхания токсического вещества.